Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3-5 ЛЕТ



Многолетний опыт работы по психолого-педагогическо­му изучению детей дошкольного возраста с использовани­ем представленных методик свидетельствует о том, что показателем умственного развития ребенка являются об­щие интеллектуальные умения: принятие задания, пони­мание условий этого задания, способы выполнения — ис­пользование практической ориентировки (метод проб или практического примеривания), обучаемость в процессе ди­агностического обследования, интерес к познавательным задачам, к продуктивным видам деятельности и отноше­ние к результату своей деятельности.

В соответствии с этими показателями и количеством баллов обследуемых детей можно условно разделить на следующие группы.

Первую группу(10—12 баллов) составляют дети, кото­рые не проявляют интереса к игрушкам, не включаются в совместную игру с психологом, не решают познаватель­ных задач, а в условиях обучения действуют неадекватно. Собственная речь этих детей характеризуется наличием отдельных звуков.

Анализ показателей этой группы говорит о глубоком недоразвитии общих интеллектуальных умений. В этих случаях необходимо использовать клинические методы ди­агностики.

Во вторую группу(13—23 балла) входят дети, которые эмоционально реагируют на игрушки, но неспособные ор­ганизовать самостоятельную игру, а охотно включающие­ся в организованную взрослым; отмечаются некоторые про­цессуальные действия с игрушками.

При самостоятельном выполнении практических задач у детей этой группы преобладают в основном хаотичные действия; в условиях обучения действуют адекватно, но после обучения не переходят к практической ориентиров­ке (методу проб). У них не сформированы предпосылки к продуктивным видам деятельности (интерес, орудийные действия, зрительно-двигательная координация). Актив-пая речь этих детей характеризуется отдельными словами пли звуками. Фразовая речь, как правило, аграмматич-1шя, малопонятная для окружающих.

Показатели обследования этой группы детей говорят о. лначительном недоразвитии общих интеллектуальных уме­ний. Эти дети также нуждаются в комплексном изучении с использованием клинических методов.

Третью группу(24—33 балла) составляют дети, заинте­ресованные в действиях с игрушками, включающиеся в совместную игру со взрослым и способные выполнить са­мостоятельно предметно-игровые действия.

В процессе выполнения практических задач они поль­зуются в основном методом перебора вариантов, но после обучения переходят к практической ориентировке (методу проб). У этих детей отмечается интерес к продуктивным видам деятельности (конструированию, рисованию), но они не могут самостоятельно выполнить задание, после обуче­ния с заданием справляются. У них, как правило, име­ется собственная речь: в основном это лепет либо отдель­ные слова, иногда встречается малопонятная для окружающих фраза. Эта группа детей нуждается в тща­тельном обследовании слуха и речи.

Четвертую группу(34—40 баллов) составляют дети, у которых отмечается интерес к действиям с игрушками, они самостоятельно организуют сюжетную игру. При выполне­нии практических задач эти дети пользуются практиче­ской ориентировкой (методом проб). У них имеется интерес к продуктивным видам деятельности, они самостоятельно справляются с предложенными заданиями. Речь у этих де­тей, как правило, фразовая, понятная для окружающих. Они достигают хорошего уровня познавательного развития.

Результаты психолого-педагогического обследования по­дробно фиксируются в протоколе обследования познава­тельного развития детей дошкольного возраста (см. При­ложение 1.1). Кроме того, эти результаты можно представить в виде таблиц (см. табл. 6, 7).

 

Таблица 6 Результаты обследования детей 3—4 лет

 

 

 

№ п/п Наименование задания Оценка в баллах по группам
Первая группа Вторая группа Третья группа Четвертая группа
Поиграй
Коробка форм
Разбери и сложи матрешку
Группировка игрушек
Сложи разрез­ную картинку
Достань тележку
Найди пару
Построй из кубиков
Нарисуй
Сюжетные картинки
Общий балл

Таблица 7 Результаты обследования детей 4—5 лет

 

№ п/п Наименование задания Оценка в баллах по группам
        Первая группа Вторая группа Третья группа Четвертая группа
Поиграй
Коробка форм
Разбери и сложи матрешку
Дом животного
Сложи разрез­ную картинку
в Угадай, чего нет
Посчитай
Построй из палочек
Нарисуй человека
Расскажи
Общий балл
                     

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.