Экономическая конкуренция (далее ЭК) – это соревнование между субъектами хозяйствования с целью получения благодаря собственным достижениям преимуществ над другими субъектами хозяйствования, вследствие чего потребители, субъекты хозяйствования имеют возможность выбирать между несколькими продавцами, покупателями, а отдельный субъект хозяйствования не может определять условия товаров на рынке.
Роль ЭК на рынке проявляется через ее функции:
1. Функция регулирования состоит в том, что основные производственные факторы направляются именно в те сферы, которые нуждаются в них более всего и где они будут использованы наиболее эффективнее. Это связано с необходимостью для предпринимателей производить те товары (предоставлять услуги, выполнять работы), которые нужны потребителю;
2. Функция мотивации, содержанием которой является способность конкуренции стимулировать предпринимателей предлагать на рынок наилучшие товары по наиболее низким ценам, а также снижать расходы на их производство. Удержаться на рынке, где властвует конкуренция, и при этом получить прибыль возможно, лишь если выполнять указанные требования.
3. Функция распределения - прибыль перераспределяется в пользу предпринимателей, которые использовали свои ресурсы наиболее производительнее. Именно в этом выражается функция распределения.
4. Функция контроля дает возможность не допустить неэффективной деятельности предпринимателей, а также не разрешает отдельным предпринимателям неограниченно властвовать на рынке и навязывать потребителям и другим участникам рынка свои правила игры.
Виникнення та історія формування законодавства у сфері регулювання конкурентних відносин.
Возникновение конкурентного права как самостоятельной отрасли можно связать с принятием первых законов о защите экономической конкуренции в конце ХІХ ст. (в США - Закон Шермана в 1890 г., в Германии - Закон о недобросовестной конкуренции в 1896 г.). Родиной конкурентного права считается США, где его традиционно называют антитрестовим правом (Antitrust Law). Это связано с тем, что исконно нормы антитрестового законодательства были направлены против монополий трестов. Считалось, что монополии - это экономические аномалии, которые необходимо запретить на законодательном уровне. Следует отметить, что антитрестовое законодательство США регулирует не только отношения, связанные с монополией на рынке, но и предупреждает не добросовестную конкуренцию. В отличие от США, в Германии самостоятельное антимонопольное (картельное, Kartellrecht) право возникло лишь во второй половине ХХ ст. с принятием в 1957 г. Закона о картелях. Немецкие юристы различают антимонопольное законодательство, которое направлено против ограничения свободной конкуренции за счет картелей или согласованных действий конкурентов, и законодательство, которое предупреждает не добросовестную конкуренцию. Оно возникло значительно раньше антимонопольного права (Закон о недобросовестной конкуренции в 1896 г.) и защищает честную конкуренцию между предпринимателями. Обе отрасли законодательства (антимонопольное право и право против недобросовестной конкуренции) определяются в Германии одним термином – «законодательство о конкуренции». Во Франции четко разграничиваются нормы законодательства о недобросовестной конкуренции и нормах антимонопольного права.
В Украине возникновения конкурентного права можно связать с принятием в 1992 г. Верховной Радой Украины 3акона Украины «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности». До 2001 г. существовало четкое разграничение между антимонопольными нормами, которые в основном ограничивали монопольные проявления на рынке и закреплялись положениями вышеназванного закона, и нормами, направленными на защиту конкуренции, которые обеспечивали недопущение недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности и закреплялись положениями Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» 1996 г.
С принятием 11 января в 2001 г. Верховной Радой Украины Закона Украины «О защите экономической конкуренции» такое разграничение было устранено. В настоящее время нормы права, которые обеспечивали антимонопольное регулирование и недопущение недобросовестной конкуренции, соединены понятиям «законодательство о защите экономической конкуренции».
Следовательно, с точки зрения украинского законодательства, конкурентное право можно охарактеризовать как отрасль права, которая полностью основывается на нормах законодательства о защите экономической конкуренции.
7. Загальна|спільна| характеристика антимонопольно-конкурентного законодавства України.
В обществе термин «законодательство о защите экономической конкуренции» имеет широкое толкование. Во-первых, он подчеркивает конечную и позитивную цель правового регулирования - создание условий для развития поддержки и защиты экономической конкуренции. Это принципиально отличает понятие законодательство о защите «экономической конкуренции» от понятия «антимонопольное законодательство», которое имеет негативный оттенок и не совсем четко определяет цели правовых норм и средств, направленных на защиту и развитие конкуренции (в Украине монопольное положение не запрещено, запрещено лишь злоупотребление им). Во-вторых, понятие «законодательство о защите экономической конкуренции» применяют для определения правового регулирования конкуренции и других, тесно связанных с ним общественных отношений. В таком понимании этот термин охватывает правовые институты публично правового и частноправового характера. Они призваны урегулировать целый комплекс общественных отношений, которые возникают в процессе развития конкуренции, ее защите и участии в ней предпринимателей.
Особенной сферой отношений, которая нуждается в пристальном внимании со стороны государства, являются монополии. На первый взгляд не целесообразно рассматривать сферу, которая регулируется отдельными нормативными актами, в частности Законом Украины «О естественных монополиях» в ракурсе законодательства о защите экономической конкуренции. Однако, невзирая на характер, прямо противоположный конкуренции, в рамках законодательства о защите экономической конкуренции эти проблемы рассматриваются по следующим причинам:
1) часто монополии возникают и прогрессируют там, где была конкуренция, и потому тесно связанные с ней;
2) монополии представляют собой антипод конкуренции и в этом понимании имеют исключительный характер;
3) в существующих монопольных сферах государство должно предусматривать специальное регулирование, которое будет компенсировать отсутствие конкуренции, и обеспечивать защиту прав и интересов субъектов ведения хозяйства и потребителей в этих отраслях экономики;
4) субъекты, которые злоупотребляют своим монопольным положением, могут быть принудительно разделены в соответствии с ст.. 53 Закона Украины «О защите экономической конкуренции».
Таким образом, конкурентное право как отрасль законодательства по защите экономической конкуренции характеризуется конкретным предметом правового регулирования, который по экономическому содержанию можно разделить на две группы общественно-правовых отношений: