Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Изречения Варнавы Неподобного



 

Сокровище вожделенно почиет во устех мудраго, — говорит премудрый Соломон. «К словесем мудрых прилагай твое ухо» (Прич. 21; 20.22; 18). «Премудрость поможет мудрому» (Еккл. 7; 20). Хорошо помнили наши предки благочестивые этот завет царственного мудреца Израилева, они любили изречения людей мудрых и святых, собирали их, записывали и из этих записей составляли разные сборники под именем "Цветников", "Изборников", "Пчел" и других книг, в которых помещали все, что считали назидательным и полезным для людей любознательных. Скажет умный человек слово мудрое, полюбится оно людям добрым, станут повторять его, а там и в книгу запишут. Если слово было близко к жизни народной, то оно становилось достоянием народной мудрости, пословицей, поговоркой: так народная речь обогащалась множеством мудрых пословиц, над собиранием которых много трудились любители слова народного. Есть, например, книга, составленная В. Далем, в которой собрано несколько тысяч пословиц на тысяче с лишним страниц. Образцы лучших пословиц, более назидательных и глубоко мудрых читатели "Троицких листков" могут найти в листках под №№ 479, 488, 525, 529.

А здесь мы предлагаем несколько мудрых изречений Варнавы Неподобного, собранных в старинном рукописном сборнике, писанном пятьсот лет назад. Кто был этот Варнава — неизвестно. Вероятно, какой-нибудь смиренный инок, любитель мудрых изречений. Он записал или из старых книг выбрал эти изречения, а себя, по монашескому смирению, назвал "неподобным", то есть грешным, в противоположение отцам "преподобным" — святым. Так и ученик преподобного Сергия, преподобный Епифаний, на одной своей рукописи подписался:

"Многогрешный раб Божий Епифан", — а другой ученик Сергиев на переписанной его рукою "Лествице" отметил, что она написана "грубым и худым, странным и последним во иноцех смиренным грешником Варлаамом", и в конце книги даже приписал себе в назидание: "О ленивый Варлааме, готовися к ранам: близь есть конец!" Что же записал этот "неподобный" инок Варнава? Вот его изречения, мы приводим их в переводе на современную речь.

Все новое прочно и хорошо, а вечный Бог лучше всего.

Кто не заботится о душе, а больше любит умирающую плоть, тот подобен человеку, который рабу кормит, а госпожу гонит прочь.

Кто ищет земного помимо вечного, тот похож на человека, который желает иметь пахаря, не на ниве работающего, а на стене изображенного.

Грешник несчастнее горбатого; этот носит свое уродство наружи, а тот — внутри.

Кто с большим трудом собирал свое богатство, тот и потерю его переносит с великой болью сердечной.

Многих губит меч, но еще больше гибнет от злого языка.

Слепец счастливее завистника: хотя он и не видит света Божия, зато видит истину умом, а завистник, и видя истину, не видит ее.

Кто величается саном и красотою телесной, а не украшается мужеством и жизнью добродетельной, тот подобен кожаному мешку, который не товаром наполнен, а воздухом надут.

Лучше плавать по морю в утлой ладье, чем сказывать тайны злоязычной жене: ладья только тело потопит, а злая жена всего и с душою погубит.

Кто поддался страстям плотским, тот стал рабом своих похотений. Дети бегают от безумца, а грешники — от трудов спасительных. Нечистый ум не рождает чистого слова.

Мудрый наставник утешает в земных скорбях, но не так, как утешает их смерть.

Пчела на звон летит, а мудрый спешит туда, где слышит полезное слово.

Отец и мать любят тех детей, которые крепко держатся их слова и подражают их добрым нравам, — а Бог любит того, кто исполняет его заповеди.

Трудно сердцу сохранить добро втайне, а проявление зла причиняет человеку погибель.

Уродует свой ум тот человек, который не любит нрава и бесед добрых людей.

Как без торной дороги нельзя ехать прямо и безопасно, так и тот кто живет лукаво, не избежит погибели.

Позднее наставление редко бывает успешно.

Вороны рады трупу, а лукавые люди — падению брата.

Жемчуг бывает в раковине, а Бог — в смиренной душе.

Что играть острым ножом, то и дружбу водить с распутным человеком: и в том, и другом опасность.

Пчела летит прочь от дыма, а Бог удаляется от гордой души.

Кто ленив к трудам, тот не знает и настоящего покоя.

Солнце разгоняет и уничтожает тьму, а тщеславие — добрые дела.

Ленивый хуже больного: больной, если уж не может делать и лежит то и не ест; а ленивый, хотя и лежит и ничего не делает, а все же ест.

Камень неподвижен ни на добро, ни на зло; так и глупый негоден ни на доброе, ни на худое.

Жернова меняют имя пшенице, которая после них уже называется мукой; а человеку меняет имя Святое Крещение.

Как солнце светит всем людям, так и мудрость светит всем их душам.

У того сильна душа, у кого немощна плоть.

Тогда суд убогим право правится, когда их судья не богатеет.

Не тогда город крепок, когда огражден каменными стенами, а тогда, когда граждане его крепки целомудрием и правдою.

У скупого дом — что темная ночь: от многих он скрывает солнечный свет (то есть счастие, которое скупец мог бы дать им).

Счастлив тот человек, у кого ум занят добрым: он стремится от земли на небо.

Молчаливый человек — что сосуд закупоренный, не узнаешь, что есть в нем.

Не прилепляйся к тем, кои не прилепляются к добрым делам. Кто часто вспоминает Бога, тот редко вспоминает грехи. Склоняй очи долу от неподобающего видения, чтобы твои душевные очи простирались к вечному.

Ни волк волка, ни змея змею не губит: а человек человека губит. Кто право судит сиротам и вдовицам, тот Вышнему сотрудник.

Ум мудрого то же, что море: он не только реки, но и ручьи принимает в себя (все принимает к сведению на пользу).

Рысь пестра снаружи, а лукавые люди — внутри.

Пьяный хуже бесноватого лунатика: тот только на новые месяцы беснуется, а пьяный — каждый день и притом добровольно.

Чурбан лучше пьяного: он вовсе не говорит, ни худого, ни хорошего, а пьяный только и говорит одно худое.

Пес лучше злого раба: он лает за господина, а тот на господина.

Лучше ездить на коне необъезженном, чем держать совет с человеком безумным.

Что ноготь на теле, то и глупец между людьми: оба ни на что не годны.

Клеветник злее волка: волк ищет только мяса, а клеветник — ищет совсем человека загубить.

Некрасно видеть бедняка на разукрашенном коне, но еще хуже того видеть глупый ум в красивом теле.

Красота лица без ума напоминает скомороха: как тот, хотя и некрасив собой, но личину надевает красивую, так и глупец, хотя и красив лицом, но умом скуден.

Начитанный, но недалекий умом человек похож на слепца: как слепой, идя по дороге, находит путь палкою, а если свести его с дороги, то уже не знает, куда идти, — так и книжный, но не умный человек при людях глупых охотно ведет речь, а при мудрых поневоле молчит.

Мудрый человек без книг, что щит без подпорок, — пока нет ветра, он стоит, а как только подул на него ветер, он падает, потому что у него нет опоры в умных книгах.

Ум да ученость — это два глаза на челе человека.

Кто попал в плен, тот поневоле готов на всякую беду; так и ум, если не устоит в своем чину, готов бывает на всякий грех.

Как мать, и не хотя, лечит больное дитя, — так и Бог, и не хотя, наказывает печалями человека грешного.

Союз духовной любви не расторгается разлукою телесной, но еще больше стремятся их души к общению любви.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.