К защите допускаю:
зав. кафедрой литературы
к. ф. н., доцент
М.В. Прокопова
Выпускная квалификационная
работа по литературе
студентки 5 курса
Астапенко Натальи Сергеевны
Научный руководитель
к. ф. н., доцент
Т.Ю.Никитина
Рецензент
доцент
Е.И.Захарова
Работа защищена в ГЭК
« »
с оценкой
Председатель ГАК:
Председатель ГЭК:
Члены ГЭК:
Тобольск - 2005
Оформление оглавления
Оглавление
Введение …..……………………………………………………….….3
Глава 1. Миф и неомифологическое сознание в литературе начала ХХ века ………………………………………………………………..7
§ 1. Миф: природа, особенности, сущность ………………7
§ 2. Мифы в литературе ХХ века …..……………………13
Глава 2. Мифологема хаоса и ее переосмысление в лирике Мандельштама 1908-1911 годов .………………………………………….………………...20
§1. Мифологема хаоса, её отражение в различных мифологиях мира………………………………………………………....20
§2. Мифологема хаоса в лирике О.Э.Мандельштама 1908-1911 годов …………………….…………………………...29
Глава 3. Элективный учебный курс на тему «Мифологема хаоса в лирике О.Мандельштама 1908 – 1911 гг.» и проблемы преподавания творчества О.Э.Мандельштама в старших классах .…………………………………………………..61
§1. Специфика изучения и методика преподавания творчества О.Э.Мандельштама …………………………..61
§2. Элективный учебный курс на тему «Мифологема хаоса в лирике О.Э.Мандельштама 1908 – 1911 годов»..67
2. Аринина Л.М. Космические мотивы в поэзии Тютчева // Проблемы реализма. Выпуск 1. – Вологда, 1975.
3. Артемова Л.К. Профильное обучение: опыт, проблемы, пути развития // Школьные технологии. – 2003. – № 4.
4. Афанасьева В.К. Шумеро-аккадская мифология // Мифы народов мира: Энциклопедия в 2-х томах. – М., 1982. – Т.2.
5. Берковский Н. О русской литературе: Сборник статей. – Л., 1985.
6. Бернштейн Е.П. «Я говорю за всех с такою силой»: Мир поэзии О.Мандельштама // Литература в школе. – 1991. – № 6.
7. Бухштаб Б. Поэзия Мандельштама // Вопросы литературы. – 1989. – № 1.
8. Вайман С.Т. Бальзаковский парадокс. – М., 1981.
9. Вейман Р. История литературы и мифология: Очерки по методологии и истории литературы. – М., 1975.
10. Вилисова Т.Г. Миф как метаязык литературы ХХ века. – Пермь, 2001.
11. Виницкий И.Ю. Поэтический мир Тютчева // Изв. АН СССР Серия лит. и яз. – 1998. – Т.57. – № 2.
12. Гинзбург Л.Я. О лирике. – Л., 1974.
13. Долгополов Л. На рубеже веков. О русской литературе конца 19 - начала 20 веков. – Л., 1985.
14. Жизнь и творчество О.Э.Мандельштама. – Воронеж, 1990.
15. История русской литературы в 4-х томах. – Л., 1982. – Т.3.
16. Касаткина В.Н. Поэзия Ф.И.Тютчева. – М., 1975.
17. Конспекты уроков для учителя литературы. 11 класс: Серебряный век в русской поэзии в 2 ч. / Под ред. Л.Г. Максидоновой. – М., 2000.
18. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Официальные документы в образовании. – 2002. - № 27.
19. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Миф – имя – культура // Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3-х томах. – Таллин, 1992. – Т.1.
20. Мандельштам О. Камень. – Л., 1990.
21. Мандельштам О.Э. Стихотворения. Проза. – М., 2001.
22. Мандельштам О.Э. «Сохрани мою речь»: Лирика разных лет: избранная проза. – М., 1994.
23. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. – М., 2000.
24. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2-х томах. – М., 1982. – Т.2.
25. Программа по литературе для средней общеобразовательной школы. 5 – 11 классы / Под ред. Т.Ф.Курдюмовой. – М., 1994.
Оформление ссылок
Вариант I
Сноски внизу каждой страницы
Ю.М.Лотман отмечает невозможность перевода мифа на культурные языки, так как «мифологическое сознание в себе замкнуто, постижимо только изнутри, а не извне»[1].
Вариант II
Ссылки на номер источника по списку литературы с указанием страницы, на которой расположен процитированный фрагмент
Мифы превращаются во множество волшебных рассказов, истории о богах; повествования о демиургах, культурных героях трансформируются в линейные эпосы, подчиненные движению исторического времени (24. С. 58-59).
Вариант III
Ссылки, включающие фамилию автора, год издания источника и номер страницы, на которой расположен процитированный фрагмент
В фантастических образах мифа широко и полно отражены реальные черты окружающего мира; все существенные природные и социальные реалии укоренены в мифе, находят в нем свои истоки, объяснения и санкцию. Специфика мифа заключается в том, что он моделирует окружающий мир посредством повествования о происхождении его частей[Мелетинский 2000: 165].