Структура выпускной квалификационной работы должна быть следующей: введение, теоретическая (или историко-литературная) часть, аналитическая (практическая) часть, заключение, список литературы, приложения. Теоретическая (или историко-литературная) и аналитическая (практическая) части представляют собой главы, которые в случае необходимости подразделяются на параграфы. Количество глав определяется автором работы, исходя из научной целесообразности и логики исследования.
· Введение.В этой части работыдаётся обоснование темы исследования, доказывается актуальность избранной для изучения проблемы, научная новизна исследования, формулируются цели и задачи работы, определяется понятийная база, оговариваются методы исследования, его объект и предмет, описывается структура исследования. Введение должно содержать сведения об апробации работы и о её практической значимости.
o Актуальность работы определяется необходимостью более глубокого исследования избранной проблемы в свете современных тенденций в литературоведении или школьной методике обучения литературе.
o Научная новизна – это степень научной самостоятельности исследования, наличие в нём новых, ранее не опубликованных научных данных либо новой методологии, нового подхода к проблеме. В качестве научной новизны работы также могут выступать самостоятельная систематизация и классификация ранее известных научных фактов, разработка типологии каких-либо явлений и т. д.
o Цель исследования – это желаемый конечный результат исследовательской работы. Так, например, целями исследования могут быть: характеристика не изученных ранее, малоизученных, противоречиво изученных художественных текстов, литературных направлений и т. п.; выявление взаимосвязи явлений историко-литературного процесса; изучение динамики и выявление тенденций развития явлений историко-литературного процесса; создание классификации явлений историко-литературного процесса; выявление и изучение типологии явлений историко-литературного процесса; создание новых и адаптация существующих методик преподавания литературы в школе и т. п. Цель научной работы достигается через выполнение ряда задач, каждая из которых должна соответствовать определённому этапу исследования.
o Гипотеза исследования – предположительное суждение о возможном результате аналитической работы, априорическое умозаключение, задающее направление научному исследованию, по преимуществу его экспериментальной части. Необходимость формулирования гипотезы диктуется избранной методологией исследования. Наличие гипотезы рекомендуется в работах по теории и методике обучения литературе.
o Метод исследования определяет специфику подхода к изучаемому материалу, комплекс исследовательских приёмов. Так, например, в выпускной квалификационной работе могут использоваться следующие методы: репродуктивный (реферативное изложение известных научных фактов, анализ степени изученности проблемы и т. д.), историко-литературный (анализ исследуемого явления в аспекте его включенности в историко-литературный процесс, в контексте общего историко-литературного развития той или иной эпохи), культурологический (осмысление исследуемого явления в контексте его соотнесенности с общекультурными и общекультурологическими явлениями, тенденциями, особенностями развития этих или сходных явлений), системно-типологический (выявление типологических особенностей изучаемого явления (явлений), осмысление их системного характера), структурно-типологический (осмысление структуры исследуемого явления (явлений) как совокупности определенных типологических особенностей, выявление сходства и различия между изучаемыми объектами), структурно-генетический (исследование формирования и развития структуры исследуемого явления (явлений)), а также методы наблюдения, эксперимента, интервьюирования и статистические методы обработки информации (преимущественно в работах по теории и методике преподавания литературы) и т. п.
o Объект исследования – это явление, избранное для изучения; например: художественный текст, группа текстов, литературное направление, методический приём и т.п.
o Предмет исследования – это та сторона объекта исследования, которая представляет непосредственный научный интерес для исследователя; например: жанровая природа какого-либо художественного текста, результативность методического приёма и т. п.
o Практическая значимость работы определяется возможностью применения полученных в ходе исследования результатов в профессиональной деятельности учителя-словесника.
o Сведения об апробации работы содержат информацию о представлении отдельных её фрагментов в качестве научных докладов и сообщений на научно-практических конференциях, а также об использовании результатов ВКР в школьной практике.
o В описании структуры работы исследователь указывает количество глав, параграфов и приложений, а также количество изученных источников.
· Глава 1. Глава может носить как теоретический, так и историко-литературный характер. Она должна содержать методологические и теоретические основы производимого исследования, обзор существующих научных источников, в той или иной степени затрагивающих избранную проблему, и анализ состояния изученности данной проблемы с акцентом на малоисследованных или спорных аспектах.
· Глава 2. Аналитическая (или практическая) часть работы должна быть посвящена классификации и анализу привлекаемого материала в соответствии с избранной методикой его исследования, описанию проведённого эксперимента и т. п.
· Заключение содержит итоги проведённой исследовательской работы. В нём обобщаются и систематизируются выводы, сформулированные в каждой части ВКР, при этом предполагается осмысление материала на более высоком уровне. Результаты исследования должны соответствовать обозначенным во введении целям и задачам работы. В заключении могут быть также сформулированы предложения по дальнейшей разработке проблемы.
Список литературыпредставляет собой нумерованный перечень изученных при написании работы научных, методических и литературных источников.
Приложения. Приложение не является обязательной частью выпускной квалификационной работы и включается в её состав при необходимости. В приложении могут содержаться дополнительные материалы (таблицы, ксерокопии литературных памятников, ксерокопии иллюстраций, материалы эксперимента и др.). Особенно уместно приложение в работе по теории и методике обучения литературе, в этом случае в него включаются результаты применения на практике предлагаемых в ВКР методических разработок (образцы дидактического материала, опросные листы, работы учащихся и др.).