Выйдя в точку 77°45'N, 105°00'Е, надо лечь на курс 112,4° и пройти им 49 миль. В точке 77°26,4'N, 108°28,0'Е следует повернуть на курс 126,4°, ведущий к северо-восточной окраине дельты реки Лена, и идти этим курсом около 450 миль.
Приблизительно от меридиана 114°40¢ вост. долг. плавание проходит в види-мости берегов; здесь можно определить место судна по знакам, вершинам гор или с помощью РЛС при работе ее на шкалах большой дальности. Глубины на этом участке пути 30—70 м, но в районе островов Петра и на меридиане 118° вост. долг. могут встретиться глубины около 20 м. Следует иметь в виду, что вблизи пути в 80 милях к ЕSЕ от острова Псов лежитзатонувшее судно, представля-ющее опасность для плавания.
Плавание от островов Петра проходит вне видимости берегов. На этом участке пути место судна можно определять с помощью РЛС.
Далее к юго-востоку от дельты реки Лена для определения места по радио-пеленгам используется радиостанция факсимильных передач Тикси.
При проходе района, расположенного среди мелей к северо-востоку от дельты реки Лена, надлежит тщательно вести счисление пути, наблюдать за изменением глубин.Необходимо учитывать, что низкие берега островов дельты с рекомендо-ванного пути на экране РЛС не обнаруживаются. Следует также опасаться подводного препятствия (73°27'N, 129°48'Е), лежащего вблизи рекомендован-ного пути.
Судам с осадкой менее 8 м в точке 73°26' N, 130°20' Е можно повернуть на курс 180°.
Глубины на этом курсе постепенно уменьшаются с 20 до 11—13 м.
Судам с осадкой более 8 м надлежит пройти курсом 126,4° до меридиана 131°45' вост. долг., чтобы после поворота на курс 180° миновать обширную отмель с глубинами менее 10 м, окаймляющую с востока дельту реки Лена.
В связи с суровыми ледовыми условиями в навигацию 1978 г. атомный ледо-кол “Арктика” для следования в район порта Тикси не использовал прибрежный рекомендованный курс 126,4°, а продолжал плавание курсом 112,4° до точки 75°23'N, 129°39'Е . Придя в указанную точку, ледокол лег на курс 166° с расчетом выйти на рекомендованный курс 180°. Пройдя 138 миль, имея максимальную осадку 11,2 м, он вышел в точку 73°07,5'N, 131°45,0'Е и повернул на курс 180°. Как на курсе 112,4°, так и на курсе 166° условия плавания были более благоприятны, чем на прибрежном пути. Мореплавателям рекомендуется, исходя из конкретной обстановки, складывающейся в данном районе, учитывать опыт плавания атомного ледокола “Арктика”.
С приближением к параллели 72° сев. шир. в хорошую видимость открываются горы, окружающие бухту Тикси. Среди них особенно приметна гора Столовая с сооружениями на ее вершине.
Приближаясь к острову Муостах, необходимо учитывать, что он плохо опознается на фоне возвышенного берега южнее бухты Тикси. Бывает так, что башня маяка Муостах открывается значительно раньше, чем сам остров, особенно в тех случаях, когда западный берег бухты Тикси закрыт облаками. В ограниченную видимость надо подходить с включенной РЛС. Башня маяка Муостах на экране РЛС появляется несколько раньше, чем пассивный радиолокационный отражатель, установленный на светящем знаке Муостах Южный. При входе в бухту Тикси следует руководствоваться наставлением, помещенным на стр. ***.
Если Таймырский ледяной массив под влиянием северного и северо-западного ветров держится в западной части моря Лаптевых, распространяясь значительно к S и препятствуя плаванию из пролива Вилькицкого к бухте Тикси по рекомен-дованным путям, то плавание может осуществляться в обход льда либо с севера, либо с юга. Обход льда с севера возможен в том случае, если среди ледяного массива обнаруживается участок разреженного льда, позволяющий пересечь массив примерно теми курсами, которые указаны выше для плавания от пролива Вилькицкого на восток в обход Новосибирских островов с севера или к проливу Санникова. После пересечения перемычки массива следует, обходя лед с востока и опасаясь обширного мелководного района западнее острова Столбовой, приблизиться к берегам дельты реки Лена. Здесь следует выйти на рекомендован-ный путь, ведущий от пролива Вилькицкого к бухте Тикси, и идти в эту бухту (или к проливу Дмитрия Лаптева).
Однако чаще приходится обходить надвинувшийся Таймырский ледяной мас-сив с юга. Сначала надлежит придерживаться восточного берега полуострова Таймыр (как указано ниже для плавания от пролива Вилькицкого в Хатангский залив), а затем приблизительно от параллели бухты Прончищевой надо идти мимо острова Песчаный (с западной или восточной его стороны в зависимости от положения и состояния льда) к входу в Оленёкский залив и выходить на реко-мендованный путь для плавания из Хатангского залива к бухте Тикси. Далее нуж-но пройти либо узким проходом между банкой Опасная и островами Аэросъемки, либо севернее мелководья (74°00¢N, 122°00¢Е) и выйти севернее островов Дунай на рекомендованный путь, ведущий от пролива Вилькицкого к бухте Тикси.
Курсы, которыми следует обходить лед в юго-западной части моря; зависят от его положения и движения. При устойчивых северных ветрах лед даже в лучшее навигационное время может распространяться далеко в юго-западную часть моря, и для обхода его необходимо придерживаться восточного побережья полуострова Таймыр, затем островов Преображения и Большой Бегичев и далее проходить между островом Песчаный и южным берегом моря, как при плавании из Хатангского залива в бухту Тикси. Обычно же для обхода с юга Таймырского ледяного массива не приходится заходить так далеко в юго-западную часть моря, и от бухты Прончищевой к входу в Оленёкский залив суда проходят не с западной, а с восточной стороны острова Песчаный.