Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психологические механизмы взаимопонимания



Социальные психологи выяснили, что в каждом человеке существует стремление к взаимодействию с другими людьми и желание остаться наедине с собой. Первое стремление приводит к желанию быть включенным в определенную группу людей (профессиональную, социальную, группу по интересам), а второе – к желанию контролировать того, с кем человек общается. Уровень контроля зависит от того, в какой степени человек в состоянии оказывать влияние на других людей или использовать по отношению к ним властные полномочия. Некоторые люди предпочитают осуществлять этот контроль сами, другим нравится, чтобы их контролировали. Наконец, люди различаются и в соотвествии с желанием устанавливать близкие отношения с другими людьми. Часть людей в большей степени берет инициативу в установлении отношений на себя, а часть предпочитает, чтобы эту инициативу проявили другие.

У каждого человека в системе отношений своя межличностная роль, которая налагает на него особые права и обязанности. Большинству межличностных ролей не обучают специально. Человек развивает свой собственный тип обращения с партнером, приспосабливаясь к требованиям тех, с кем он вступает в контакт. Индивидуальные особенности проявляются в стиле исполнения роли, а также в том, что этот человек делает, когда ситуация недостаточно определена и он имеет некоторую свободу выбора. В то же время благодаря наличию устойчивых параметров межличностных отношений можно говорить о типичных ролях, о взаимопонимании, координации и согласования поведения людей.

Выделяют такие механизмы взаимопонимания :

Идентификация - это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого себя;

Стереотипизация - это классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным явлениям, категориям, социальным стереотипам.

Рефлексия — это осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению,

Обратная связь — это получение адресатом информации о том, какое воздействие он оказал на другого человека и корректировка на этой основе дальнейшей стратегии общения;

Эмпатия - это эмоциональный отклик, восприятие на основе чувств другого человека, способность к сопереживанию.

Изучая процесс восприятия, психологи выявили некоторые типичные искажения представлений о другом человеке. Среди них выделяют:

Эффект ореола — общее впечатление о другом человеке ока­зывает огромное влияние на восприятие и оценку частных свойств его личности. Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные качества переоцениваются, а отрицательные ли­бо стушевываются, либо так или иначе оправдываются. И наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательно, то даже благопри­ятные его поступки не замечаются или истолковываются как своеко­рыстные.

Эффект упреждения – на суждение о человеке наибольшее влияние оказывают (при противоречивой информации) те сведения, которые предъявлены в первую очередь, а если дело касается знакомого человека - самые последние сведения о нем - «эффект новизны».

Проекция – неосознаваемая тенденция воспринимать собственные нежелательные, противоречащие представления о себе, состояния и качества как качества другого человека, переносить их на другого.

Барьеры общения.

Знание барьеров общения поможет избежать возникновение конфликтных ситуаций между людьми. Наиболее распространенными барьерами общения являються .

Демонстрация разницы позиций. К этому типу барьера относится высокомерная манера вести себя – сознательное или подсознательное стремление поставить себя выше собеседника. Иногда этот барьер возникает помимо воли человека, если он использует менторский тон, категоричность в суждениях, нравоучение, советует другому, когда его об этом не просят.

Непонимание интересов, состояния собеседника, его отношения к другим людям, вещам, событиям. Барьер возникает при общении с людьми, которые имеют большую потребность в общении, которые готовы «уморить» людей своей болтовней, когда люди не совсем расположены слушать.

Конфликтогенные черты. С некоторыми людьми просто не хочется общаться – возникает барьер, причиной которого является их бесцеремонность, бестактность, фамильярность и т. д.

Оценочные суждения. Каждый неосознанно склонен судить, оценивать и одобрять или не одобрять то, о чем говорят другие люди. Однако, когда человек склонен давать безапелляционную субъективную оценку действиям или чертам характера партнера по общению; он заставляет собеседника занять оборонительную позицию.

Переход с роли на личность – очень часто встречается как в формальном, так и в неформальном общении: критикуется, например, не плохая работа или ошибки сотрудника, ученика и даже собственного ребенка, а его личность.

Барьер несовместимости характеров. Как писал известный психиатр К. Леонгард у 20-25% людей некоторые черты характера или темперамента так ярко выражены (акцентированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и «нервным срывам». Нельзя забывать, что у каждого есть свои особо уязвимые места, «бить» по которым критикой и упреками нельзя. Каждый нуждается в достойной оценке своей деятельности, в том числе и в похвале, если он действительно её заслужил.

Барьер общения, возникающий на почве страдания или горя. Страдание настолько приковывает к себе мысли человека, что трудно рассчитывать на его внимание к другим людям.

Барьер отвращения и брезгливости довольно часто встречается в повседневной жизни. Неприятные запахи, потные руки, привычка близко придвигаться к собеседнику – все это может вызвать непреодолимое ощущение брезгливости у партнера про общению. Поэтому следует уделять больше внимания гигиене и манерам поведения.

Барьер презрения может вызвать какая-то черта характера, но иногда это и результат расовых или национальных предрассудков. Преодолеть его трудно, а иногда и вообще невозможно.

Барьер страха – один из самых труднопреодолимых в межличностном общении. У некоторых людей, вследствие трудных жизненных обстоятельств, страх возникает очень легко. Причины страха могут быть различны и от того, настолько правильно вы их разгадали, зависит, удастся ли вам преодолеть барьер страха.

Барьер стыда и вины – это барьер, возникающий от неловкости за себя или другого человека. Стыд чаще всего охватывает человека при критике или при неумеренной похвале.

Барьер общения, вызванный гневом, преодолеть очень сложно, поэтому нельзя в это время испытывать запасы оставшегося у человека терпения. Ведь гнев удваивает физическую или психическую энергию и вызывает потребность «излиться» в словах или агрессивных действиях.

Манеры поведения.

Наиболее важной и наиболее высокооплачиваемой формой интеллекта в развитых странах является социальный интеллект, или способность плодотворно сотрудничать с другими людьми. 85 % успеха в жизни практически определяются социальными навыками, способностью позитивно уживаться с другими и вовлекать в сотрудничество с собой. Знание как развивать и поддерживать превосходные отношения с другими людьми, может сделать для карьеры гораздо больше чем что-либо другое. При этом большую роль играют стильт и манеры общения.

Стиль общения – это индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми.В стиле общения находят выражение особенности коммуника­тивных возможностей человека, сложившийся характер отношений с конкретными людьми, психологическая или соци­альная индивидуальность человека, особенности партнера по обще­нию, его манеры поведения

Манеры поедения определяются:

а) тоном общения (спокойный, властный, вкрадчивый, взволно­ванный и т. д.);

б) дистанцией в общении (интимная, личная, социальная, публичная и т.д.);

в) поведением (скованное, раскованное).

Существуют положительные, конструктивные и психологически значимые манеры поведения, способствующие установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми. Каждая из них обращается к глубоким подсознательным потребностям других, к их потребности ощущать себя значительными и важными людьми. К ним относятся:

1) Уступчивость. Люди не любят быть неправыми, а еще больше их раздражает, если это действительно так. Это наносит удар самоуважению, заставляя почувствовать себя несовершенным или некомпетентным человеком. Когда человеку говорят, что он не прав, он сразу же занимает оборонительную позицию, чтобы любой ценой защититься и сохранить свое самоуважение. Поэтому будьте уступчивы и легко соглашайтесь с другими людьми.

2) Одобрение. Всякий раз, когда люди встречаются, между ними устанавливается определенный уровень одобрения. Мы вглядываемся в глаза, улыбку, лицо, тело другого человека, чтобы почувствовать одобряет ли он нас и рад ли нашему присутствию. Мы в состоянии расслабиться только тогда, когда почувствуем, что одобрены. Закон взаимности утверждает, что, если улыбаться людям и дать им почувствовать себя хорошо в вашем присутствии, то они захотят отплатить тем же. Даже, если вы не чувствуете себя хорошо, но заставите себя искренне улыбнуться, то почувствуете себя лучше.

3) Выражение высокой оценки. Для этого надо произнести простые слова: “благодарю вас”. Они являются наиболее сильнодействующими в любом языке мира. Создайте “отношения признательности”. Наиболее счастливы люди, которые идут по жизни, будучи искренне признательными за все, что случилось с ними.

4) Повысить самоуважение у других, вселить в них ощущение большей значимости, выражать им одобрение при каждом удобном случае. Выражение одобрения, или похвала – один из самых быстрых и наиболее надежных способов сделать человека счастливым и гордым. Хвалить – это искусство, которым необходимо овладеть.

5) Восхищение, которое является мощным средством в человеческих взаимоотношениях. При этом выражайте высокую оценку, одобрение или восхищение только тогда, когда искренне испытываете эти чувства. Не надо быть неискренними в ваших попытках поднять самоуважение у других. Они могут почувствовать это и обидеться.

6) Внимание. Оно является главным индикатором того, насколько другие люди важны для вас. Противоположностью вниманию является безразличие. При этом выслушивание – это истинная мера внимания в человеческих взаимоотношениях. Это повышает доверие, поднимает самоуважение и созидает самодисциплину.

7) Принцип бумеранга. Это значит, что любая искренняя эмоция, которую вы выражаете по отношению к другому человеку, бумерангом вернется назад к вам.

 

Вопросы для самоконтроля и проверки.

1. Какова сущность общения?

2. Назовите функции общения.

3. Что представляют собой стратегия, тактика и техника общения?

4. Каковы правила конструктивного общения ?

5. Назовите виды межличностных отношений и охарактеризуйте их.

6. Каковы механизмы взаимопонимания?

7. Назовите барьеры взаимопонимания.

8. Охарактеризуйте приятную манеру общения.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.