Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

История «советского» делопроизводства



В результате Октябрьского переворота в 1917 г. структура государственного аппарата управления была существенно изменена. Высшим законодательным органом раннего советского периода являлся Всероссийский съезд Советов. В период между его съездами собирался ВЦИК (Всесоюзный центральный избирательный комитет), который являлся органом исполнительной власти. Непосредственное управление страной осуществлялось Советом Народных Комиссаров (Совнарком). Руководство отдельными отраслями государственного управления осуществлялось тринадцатью наркоматами (народными комиссариатами). Для работы в советских учреждениях были привлечены рабочие, солдаты, выходцы из крестьян, не имеющие специального образования. Уровень документационного обеспечения управления, несомненно, снизился.

В период становления советского государственного аппарата много внимания уделялось упрощению и рационализации делопроизводства. Так, 8 декабря 1918 г. Совет рабочей и крестьянской обороны издал постановление «О точном и быстром исполнении распоряжений центральной власти и устранении канцелярской волокиты».

Организационно-научная деятельность в сфере управления в 20-е гг. двадцатого столетия была закреплена нормативными документами и созданием целой сети общественных организаций, институтов и лабораторий, занимавшихся вопросами научной организации труда (НОТ) и делопроизводства. Особое внимание в этот период было уделено документированию функций планирования, учета и контроля. В феврале 1921 г. была образована Государственная общеплановая комиссия (Госплан РСФСР), в функции которой входила разработка планов отраслей и отдельных предприятий. Постепенно документы, создаваемые в сфере планирования, становились более упорядоченными по структуре, содержанию показателей и по форме.

Система органов по рационализации управления и делопроизводства в «ранний советский период» была ликвидирована, что привело к значительному сокращению исследований в этих областях. Основную работу вели крупные ведомства, издававшие нормативные и методические материалы: инструкции по ведению делопроизводства, указания, правила и т.п. Отсутствие единого методического центра, координирующего работу учреждений в области управления и делопроизводства, несогласование в деятельности ведомств и организаций в вопросах документирования актуализировали проблему концентрации в общегосударственном масштабе научных сил, организационного оформления этого процесса.

Великая Отечественная война (1941–1945 гг.) отодвинула на дальний план вопросы документационного обеспечения управления. Интерес к государственному решению вопросов по проблемам рационализации делопроизводства возник лишь в начале 60-х гг. двадцатого столетия.

В 1958 г. постановлением Совета Министров РСФСР была утверждена «Примерная инструкция о делопроизводстве для учреждений и организаций в РСФСР». В этот период усиливается влияние ГАУ (Главное архивное управление), которое осуществляло свою деятельность при Совете Министров СССР и с 1958 г. стало правомочно контролировать организацию делопроизводства и работы архивов, учреждений, организаций и предприятий. В 1963 г. ГАУ изданы «Основные правила постановки документальной части делопроизводства и работы архивов учреждений, организаций, предприятий СССР», которые на протяжении многих лет были основным руководящим документом и способствовали упорядочению деятельности предприятий и учреждений.

В 1966 г. в системе ГАУ был утвержден Всесоюзный научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД), которому было поручено завершить разработку ЕГСД (Единой государственной системы документоведения). В сентябре 1973 г. Госкомитетом Совета Министров СССР по науке и технике были одобрены «Основные положения ЕГСД» и рекомендованы министерствам, ведомствам и организациям для применения. ЕГСД носила комплексный характер, то есть включала не только вопросы делопроизводства, но и рекомендации по научной организации труда служащих, структуре делопроизводственных служб и их техническому оснащению. Реализация ее положений повысила общую культуру управления, содействовала улучшению качества принимаемых решений, оптимизации структуры, штатной численности управленческого аппарата. Тем не менее, новые информационные технологии работы с документами с применением вычислительной техники в ЕГСД представлены не были. Этот пробел отчасти был восполнен позже – при переработке ЕГСД и издания ее новой редакции – Государственной системы документационного обеспечения управления (ГСДОУ), одобренной коллегией ГАУ в 1988 г.

Заметным явлением в истории делопроизводства 70-80 гг. было издание государственных стандартов (ГОСТ) на управленческие документы (ГОСТ 6.38-72, ГОСТ 6.39-72 и др.), разработка общесоюзных классификаторов технико-экономической информации (ОК ТЭИ) – ОКУД, ОКПО, ОКОНХ, унифицированных систем документации (УСД) и серии государственных стандартов на унифицированные системы. Внедрение данных документов в практику управления значительно улучшило организацию работы с документами.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.