Основа его теории – внутренняя система координат – определяющий момент. Интерпретация действительности – это и есть единственная реальность, феноменальное поле. Оно не тождественно полю сознания, оно образуется и сознательным, и бессознательным.
Роджерс - создатель клиент-центрированного подхода в психотерапии.
Метод как у Маслоу, так и у Роджерса – клинический.
Сущность природы человека ориентирована на движение вперед, к каким-то целям. Человек – активное существо, оно способно вести себя к целям.
Руководящий мотив единственен и это актуализация. Максимальное развитие заложенного от природы потенциала. А все остальные мотивы Роджерс трактовал как тенденции к актуализации, как инструментальные.
Роджерс, как и Маслоу считал, что для человека важно не только снизить напряжение, иногда и стремление к напряжению. Он говорил, что побудительный мотив сильнее, чем стремление к безопасности. Роджерс говорил, что мы активны.
Организмический оценочный процесс: люди ищут и позитивно оценивают те переживания, которые способствуют развитию их личности и негативно оценивают те, которые противодействуют их актуализации.
Для человека реально только то, что существует в пределах внутренней системы координат, и именно личная субъективная реальность составляет основу действий.
Что касается прошлого опыта, то Роджерс считал, что для человека важно то, как он интерпретирует свой прошлый опыт сейчас, а не то, что было в прошлом.
Я-концепция – то, что человек собой представляет, в каких ролях себя представляет. Есть Я-реальное и Я-идеальное. Это конструкт цельный, то есть актуальное поведение и актуальные представления о себе могут сильно не совпадать с Я-концепцией. Если наше поведение не соответствует Я-концепции, то мы не будем менять её, а изменим поведение.
Защитные механизмы:
· Искажение или рационализация.
· Отрицание (не осознаем, этого нет).
Метод Q-сортировки:
Испытуемым было дано множество качеств на карточках, которые им предлагалось рассортировать сначала согласно их реальным представлениям о себе, а затем, согласно их идеальным представлениям о том, каким они должны быть.
Я-концепция возникает через взаимодействие с окружением, близкими людьми.
Для развития Я-концепции важно позитивное внимание, которое подразделяется на:
· Условное позитивное внимание – я буду любить тебя, если ты будешь делать так, а если не будешь делать так, то я тебя любить не буду.
· Безусловное позитивное внимание – когда родители принимают ребенка таким, какой он есть. Его нельзя убеждать в том, что мы его не любим, если он делает что-то не так. Такое внимание раскрывает естественную тенденцию к самоактуализации.
Полноценно-функционирующий человек:
· Открытость переживаний (человек способен ощущать все свои переживания, не испытывая угрозы);
· Экзистенциальный образ жизни. Личность проистекает из переживания.
· Доверие к своему организму. Человек способен принимать во внимание свои собственные ощущения, свою интуицию. И делать из этого основу своего поведения. Неспособность доверять своей интуиции – не доставляет удовольствия и не обеспечивает идеальных последствий.
· Эмпирическая свобода. Человек ощущает возможность выбора, ощущает свободу действий.
· Креативность. Человек удовлетворяет свои потребности, стремится к выполнению своих желаний. Человек - член общества, своей культуры, но не раб их. Он живет в соответствии со своими потребностями и желаниями и со своей культурой.
Критика в адрес Роджерса: наивный тип методологии, то есть изучение человека по своим самоотчетам. Самоотчеты ненадежны. Говорили, что Роджерс игнорировал бессознательное. Роджерс же считал, что человек открывается в том, что он говорит о себе.
В центре этой гуманистической теории стоит человек, возможность его роста, нескончаемое разнообразие опыта и интерпретация внутренней реальности.
Гуманистическое направление активно используется психологами в практике, но использование в теории достаточно затруднено из-за клинического подхода.