Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Диспозициональные теории личности. Теории черт личности



Диспозициональная теория личности Гордона Олпорта.

Олпорт изучал личность с точки зрения черты. В 1937 году написал свою первую книгу. Он считал, что человек - это нечто реальное. Личность – это то, что лежит за поступками.

Личность – некая динамическая организация психофизических систем внутри индивида, которая определяет характерное для него поведение и мышление.

В расчет берутся и сфера когнитивная (сфера мышления), и сфера телесная.

Соотношение понятий темперамент и характер:

Их очень часто используют как синонимы. Характер – понятие этическое, это оцененная личность, а темперамент – это материал, из которого личность строится.

Две составляющие личности: Личностные диспозиции и Проприум.

Черта – предрасположенность вести себя одинаковым или сходным образом в широком диапазоне ситуации. Черты – это психологические особенности, которые преобразуют множество стимулов.

Сначала ситуации создают черту, а потом черта начинает искать ситуации, в которых она могла бы проявляться. Люди активно ищут ситуации, в которых они могут проявить свои способности.

Черты делятся на:

v Общие черты, которые включают в себя любые характеристики, которые присущи некоторому количеству людей в данной культуре;

v Индивидуальные черты, которые наиболее четко отражают личностную структуру.

Единственный путь адекватного изучения личности – изучение индивидуальных черт, которые Олпорт впоследствии назвал личностными диспозициями.

Три типа диспозиции:

1. Кардинальные диспозиции. Они наполняют все поступки человека. Это главная страсть человека. Далеко не все люди обладают кардинальными диспозициями. Обладание ими делает человека уникальным, известным, выдающимся.

2. Центральные диспозиции – такие тенденции в поведении, которые могут быть легко обнаружены окружающими. Ими обладают все люди.

3. Вторичные диспозиции – менее заметные черты, какие-то ситуационно-обусловленные черты.

Метод Олпорта – идеографический. Он составил Словарь терминов, описывающих личность, который состоял из 4500 слов. Было положено начало количественному подходу.

Олпорт говорил о неком развитии самости. Он считал, что личность – это не просто набор связанных друг с другом черт. Понятие личности включало в себя интеграцию этих черт. Есть некий принцип, который организует всё в единое целое.

Проприум – это то, что помогает осознавать себя, «моё», субъективный опыт, синоним самости, некая организующая, объединяющая сила. В качестве центра личности, проприум включает в себя те стороны личности, которые важны для самоидентификации, то есть ценности человека. У новорожденного ещё нет проприума.

Олпорт говорил, что первый год жизни особого значения не имеет, если конечно у ребенка нет физических или психических нарушений.

Проприум для Олпорта состоял из 7 аспектов, которые появляются последовательно и могут перекрывать друг друга.

7 аспектов проприума, стадии развития личности:

1. Происходит ощущение своего тела. До 7 лет.

2. Чувство постоянной самоидентификации. Идет перекрытие первого, то есть ощущение своего тела ещё формируется. На этой стадии ребенок начинает узнавать себя в зеркале.

3. Самоуважение (самооценка). Появляется примерно к 5 годам. Поначалу она положительная.

4. Расширение своей личности. Самооценка становится реалистичной.

5. Образ себя. Младший подростковый возраст.

6. Рациональная личность. Начинает формироваться рефлексивное теоретическое мышление. Конец подросткового возраста.

7. Собственные стремления. Человек начинает ставить перед собой не просто абстрактные, а вполне конкретные цели.

Если возник проприум – личность сформирована.

Мотивация.

Концепция функциональной автономии. Суть – изменяющиеся мотивы, а не неизменные. То, что начинается как один мотив – легко перерастает в другой мотив. Исторически он продолжит первый мотив, но функционально он от него не зависит.

Функциональная автономия определяет не все мотивы человека.

Процессы, не входящие в число функциональной автономии:

v Биологические побуждения (еда, сон);

v Рефлекторные действия (дыхание, моргание);

v Врожденные свойства (темперамент, интеллектуальные способности);

v Привычки в процессе их формирования (некая механика);

v Шаблоны поведения, требующие первичного подкрепления;

v Непродуктивное поведение (имеет негативный аспект в отличие от привычек, фиксационные действия, регрессивные действия);

v Сублимация (так как порождена детскими сексуальными желаниями).

Олпорт не отрицал факт существования и важность бессознательных процессов. Однако он утверждал, что нормальное поведение функционально автономно и мотивировано сознательными процессами. Они обладают собственной движущей и поддерживающей их энергией. У взрослых людей сознание контролирует поведение. Бессознательные процессы играют лишь небольшую роль в их поведении.

Реймон Кеттел

Разработал количественный подход. Он был убежден, что адекватная теория личности должна учитывать все многочисленнее черты, составляющие индивидуальность. Адекватная теория непременно строится на строгих методах исследования и точных измерениях.

Метод Кеттела – метод факторного анализа.

Личность – то, что позволяет нам предсказать поведение человека в конкретной ситуации. Важна ситуация в данный момент и сама структура личности, то есть комбинация всех черт.

Главная организующая концепция личности в том, что он описывал огромное количество черт личности.

Черты – реакция одинаковым образом в разных ситуациях, то, что отражает устойчивые и предсказуемые характеристики.

Разделил 4500 слов из словаря Олпорта на группы и выделил по одному из каждой. Получилось 171 слово.

Три типа данных, из которых Кеттел брал информацию:

1. Регистрация реальных событий, с помощью наблюдения (L-данные).

2. Самоответы. Опросники, в которых люди подтверждали или опровергали какие-то заявления, а также отвечали на вопросы. То, что человек знает о себе и хочет о себе сказать. Эти данные нужно коррелировать с данными о реальном поведении респондента (Q-данные).

3. Информация, получаемая из объективных тестов. То есть те тесты, в которых цель опроса скрыта от испытуемого (T-данные).

Кеттел получил 16 факторов после факторного анализа всех этих данных (16-факторный опросник Кеттела).

Кеттел разработал количественные методы оценки. Наследственность определяет треть, а остальное определяется окружением, влиянием социума.

Данные Кеттела изучались повторно. И получили в результате 5 факторов. 5-факторная теория личности, так называемая большая пятёрка Big Five.

5 факторов теории личности:

1. Экстраверсия;

2. Уступчивость/неуступчивость;

3. Сознательность, всё, что связано с самоорганизацией;

4. Нейортизм (эмоциональная стабильность или нестабильность);

5. Открытость опыту – фактор интеллекта, имеет наследственное объяснение.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.