Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Шри Шри Брахма-самхита



 

Живая суть
Пленительной Реальности

 

 

Стих 1

 

 

иЎвараЇ парамаЇ к\ш+аЇ саччид№нанда-виграхаЇ
ан№дир №дир говиндаЇ сарвва-к№ра+а-к№ра+ам [1]

Кришна, известный как Говинда — Всевыш­ний Гос­подь, Абсолютная Истина. Он вечен и полон бла­жен­ства, а тело Его духовно. Безначаль­ный, Он Сам — начало всего сущего и причина всех причин. [1]

Комментарий: Обладающий собственным веч­­ным име­­­нем, вечным обликом, вечными качествами, на­слаж­­дающийся Своими вечными удивительными дея­ниями, свето­зарный Кришна возвышается над всеми про­чими су­ществами, повелевая ими как Всевышний. Имя «Криш­на» — Его вечное имя. Под­­черкивая Его свойство при­влекать к Себе лю­бовь всех живых су­ществ, оно про­возглашает Его верховное положение в иерархии Бытия. Его облик юно­ши с двумя руками, в ко­­торых Он держит флей­­ту (Мурали­дхар), с чарую­щим небес­но-тем­но-си­ним (Шья­ма­сундар) оттенком ко­жи — сре­до­­­точие исти­ны (сат), сознания (чит) и ра­до­­сти (анан­­­ды). Этот облик — Его вечная неизменная сущ­ность.

Несмотря на Свою всемогущую и величе­ствен­ную при­­­­роду, силой Своей непостижимой энер­гии в Своем ча­­­рую­щем облике юноши обыч­ного роста Он при­вле­ка­ет к Себе все живое; и присущая тому веч­ному обли­ку природа Все­дер­жи­­теля, облада­ющего чудес­ными ду­хов­ными каче­ства­ми, чувства­ми и про­чим, отличает­ся необы­кно­вен­ной, всеобъ­емлю­щей гар­монич­ностью. Ис­тина, бессмертное со­з­нание и бо­же­­ствен­ное блаженство до­стигают в Нем сво­ей пол­ной славы, абсолютной на­сы­щен­ности и глуби­ны.

Вездесущая Сверхдуша(Параматма), Все­­могу­щий Гос­­­подь (Ишвара — Вишну-Все­держи­тель) — всего лишь часть Его Сокровенного «Я», яв­ленная в мате­ри­альном мире. Вот почему Криш­­­на — един­ствен­ный Все­­­­вышний Господь, Пара­ме­шва­­ра (ёЎвараЇ парамаЇ к\ш+аЇ). И хотя Его без­­гра­­­нич­ные духов­ные чувст­ва и качества, безу­слов­но, отличаются одно от другого, Его непо­сти­жимым могуществом они совершенным об­ра­зом сое­динены и вечно прояв­ляют­ся в одном бес­ко­неч­но ча­рующем и непре­взойден­ном духов­ном обли­ке. Этот бо­же­­ствен­ный образ есть Лич­ность Кришны, а Лич­ность Криш­ны есть этот бо­жест­вен­­ный образ. Его божествен­ный образ — это олицетворенная, абсо­лютная, на­сы­­щен­­­ная пол­но­­­т­­а бытия, сознания и бла­жен­ства; а беска­чествен­ный и не имеющий формы дух (Брах­­­ман) — не­на­сы­щен­ное начало быт­ия, сознания и бла­­жен­ст­ва — все­­го лишь сияние, ис­ходя­щее от те­ла той личностной, абсо­лют­ной и на­сы­щенной пол­но­ты.

Сокровенный божественный образ Кришны Сам по Се­бе не имеет начала, но Он — начало Брах­­­мана и Параматмы. И именно этот само­су­щий Кришна, Ко­то­­рому служит изначальная бо­ги­ня процветания Шри, есть Говинда — име­нуемый так по Его играм в образе Го­­пати — владыки ко­ров, Гопапати — повелителя пас­ту­хов, Гопипа­ти — повелителя пастушек, Гокула­па­­ти — вла­ды­ки священного селения на Земле, где все за­ботят­­ся о коровах, а также Голокапати — властелина свя­­­щен­ной обители коров. Как Пове­левающий и Вни­­мающая Повелениям, Он — Причина всех при­чин: при­­веденная в движение взглядом Его частич­ной по­ве­ле­ваю­щей ава­та­ры (Пуруша-аватары) в ви­де Па­рамат­мы, Его низ­шая, подчиненная энер­гия создает ма­­тери­альный мир. Бесчисленные ин­ди­ви­дуальные ду­ши, дживы, суть лучи сияния про­яв­лен­ной погранич­ной энергии, исходящей из Пара­мат­мы.

Эта священная книга провозглашает высшее пре­вос­­ходство Господа Кришны надо всем сущим, а по­то­му шло­ка, которой она открывается, дости­га­ет этой це­ли, содержа в себе Его святое имя. [1]

 

 

Стих 2

ахасра-патра-камала= гокул№кхйа= махат-падам
тат-кар+ик№ра-тад-дх№ма тад-анант№=Ўа-самбхавам [2]

(В данной шлоке описывается Гокула, духов­­ная оби­тель (дхама), место чудесных игр вку­ша­юще­го боже­ственную радость Шри Криш­­ны.) Не­превзой­денно прекрасная обитель Криш­ны — Гокула; она веч­но проявлена частью Беско­неч­­­но­го (Ананты). Оби­тель эта принимает форму един­­ствен­ного в своем ро­де свя­щен­­ного цветка ло­то­­­­са с тысячами лепестков, серд­це­вина которо­го есть местопребывание Самого Криш­­ны. [2]

Комментарий: Неотличная от Голоки Гокула не со­тво­­рена и не принадлежит материальному миру. Без­гра­­­ничная энергия Кришны вечно рас­ширяет­ся, а ис­точ­ник той энергии — божест­венное аль­тер эго Криш­ны — Ба­ладева. Без­грани­чный ас­пект духовной Лич­ности Ба­ла­девы двояк: Он объем­лет и духовное и ма­те­риаль­ное. Од­ну четверть всех владений Господа со­став­ляет бес­­конеч­ный мате­ри­аль­ный мир (экапада-ви­бху­ти), и это будет об­суж­дать­ся в соответствую­­щем месте. На до­лю ду­ховной бес­конечности прихо­дится три четверти вели­ко­­ле­пия Господа (трипада-ви­бху­ти). Это царство, где нет места скорби, смерти или стра­ху; и по самой своей при­роде оно лучезарно, ибо это — царст­во духа. Это царство — проявленное ве­ли­чие Все­могущего, Великая Вайкунтха, пара­вьома — без­граничный духовный мир за преде­лами мате­риаль­но­го.

Лежащий вне сферы материальной природы на про­ти­во­положном берегу реки бес­страс­тия (Вирад­жи), во всей своей славе возвышается тот мир, веч­но окружен­ный духовным сиянием Брах­мана. Вен­ча­­ет то бес­ко­неч­­ное божественное царст­во оби­тель аб­солютной сла­до­сти и красо­ты — Гокула, или Го­ло­ка, высшая сфера велико­лепия духовного мира, вечно блещущая своей непревзой­ден­ной кра­со­той. Не­которые знатоки назы­ва­ют ее оби­телью Велико­го На­­­­раяны (Маха-Нараяны) или Изна­чаль­ного На­ра­я­ны (Мула-Нараяны). Таким об­­ра­­зом, Го­ку­ла, не­­от­лич­ная от Голоки, — луч­шая из обителей Гос­­по­­да. Эта лучезарная святая обитель пред­стает взо­­­ру как Голока или как Гоку­ла — в за­висимости от того, где происходит Ее яв­ле­­ние: вверху или вни­­зу.

Шримат Санатана Госвами писал в «Шри Бри­­хад-Бха­­гаватамрите», вобравшей в себя суть всех свя­щен­ных писаний: йатх№ крё­{ати тад бхЁ­мау голоке ’пи тат­ха­ива саЇ адха-Ёрддхватай№ бхе­до ’найоЇ калпа­те ке­ва­лам. Смысл данного утвер­­жде­­ния состоит в том, что в Гокуле, явленной в ма­те­ри­аль­­­ном мире, Криш­­на пре­дается Своим бо­жест­­вен­­ным играм в точ­нос­ти так же, как Он это де­ла­ет на Голоке. Нет ника­кой разницы меж­­ду Го­ло­­кой и Го­ку­лой помимо того, что Голока на­хо­дится в вы­сочай­шей сфере духовного мира, и это же мес­то игр Криш­ны проявляется в ма­териаль­ном мире как Гокула.

Шри Джива Госвами пояснил в своей «Шат-сан­дар­бхе»: голока-нирЁпа+а=; в\нд№ван№дён№= нитйа-к\ш+а-дх№ма-тва=; голока-в\нд№ванайор экатва* ча, — хотя Голока и Гокула тождест­венны друг другу, бла­годаря непостижимому мо­гу­ществу Кришны Голока рас­­полага­ется в высо­чай­шей сфере духовного мира, в то время как Гокула, находя­щаяся в Матхура-мандале (области Матхуры), яв­ле­на в пределах менее значи­мой чет­вер­ти вла­де­ний Господа — материальном ми­ре, изошед­шем из Его ввергающей в заблужде­ние энер­гии по име­ни майя. Ничтожный интеллект джи­вы абсолютно не в силах пос­тичь, каким обра­зом божест­венная обитель, зани­мающая три четверти Его владе­ний, мо­жет уместить­ся в преде­лах нижней сферы — в низ­шей, ма­те­риаль­ной час­ти Его царств, на долю ко­то­рой при­­хо­дится толь­ко четверть божественных энер­гий. В этом сви­де­­тельство величия не­постижимого мо­гу­­щества Криш­­ны.

По своей сути Гокула — обитель Господа; хотя и про­явленная в материальном мире, она никоим обра­зом не измерима, не ограничена материаль­ным време­нем, про­странством и обстоя­тель­ствами. Буду­чи выс­шей бес­конечной реаль­но­стью (парама-ваи­ку+}ха-тат­тва), Гокула вечно лучезарна и ничем не ограни­че­на. И все же обусловленные ду­ши, вследствие своей погру­жен­нос­ти в материю, не могут удержаться от соб­лазна даже Гокулу низвести до уровня своих мате­ри­аль­ных чувств и интел­лек­та. Из-за своих несовершен­ных чувств и ума да­же на обитель Господа, Гокулу, они смотрят как на часть матери­аль­ного мира, так же, как недалекий чело­век полагает, что солнце скрыто обла­ком, хотя в дей­стви­тельности пелена застилает не солнце, а его гла­за.

Только тот, кто по великой удаче сумел пол­ностью разорвать связь с материальным, способен видеть Го­локу в Гокуле и Гокулу в Голоке. Исто­рии не известны слу­чаи, когда посредством зна­ния (джнаны), прихо­дя­щего от блаженного со­знания души в процессе ее усерд­ных по­пыток отличить не­бытие от бытия, иллю­зию от реаль­ности, чело­веку удалось бы проникнуть взгля­­дом в об­ласть Вай­кунтхи. Это царство распо­ло­же­но выше раз­ре­­жен­ного состояния истины, знания и бла­женства, кото­рое представляет собой из­на­чальный Брах­ман, не­де­ли­мый Абсолют. Вот по­чему знание (джна­на), обретаемое в результате самостоятельных уси­лий по достижению просвет­ления, не в силах при­нести священ­ного видения Голоки или Гокулы. Причи­на состоит в том, что все, разви­ваю­щие джнану, стре­мящиеся к освобождению или ищущие вечную реаль­ность, пол­ностью полага­ются лишь на соб­ственное утон­чен­ное восприя­тие, пренебрегая по­исками милос­ти ис­пол­нен­ного непостижимых сил Криш­­ны. Вот по­че­му попытки обрес­ти сознание духовного един­­­ства не приво­дят их к достижению Голоки-Врин­да­­ва­ны.

Как разновидность эксплуатации, или карм­ы, уси­лия в йоге равным обра­зом не способны при­влечь ми­лость Господа. Поэтому они также не приведут к успе­ху в поисках мира нематериаль­ной деятельности, пребываю­щего над «единством» Брах­мана. Лишь вос­при­­няв­шие чистую предан­ность, шуддха-бхак­­ти, мо­гут об­рести милость Криш­ны, власте­лина непости­жи­мых сил; и лишь по милости Кришны насту­пает конец свя­зи души с мирской иллюзорной при­родой — душа обретает счастье видеть Гокулу.

В этой связи упомянем о двух основных видах со­вер­шенства, достижимых на пути преданности, бхак­ти-­сиддхи. Совершенство истинного ду­хов­но­го «я», до­с­ти­­гаемое в ходе странствий души в этом мире, — это сва­ру­па-сиддхи, а со­вершенство, обре­таемое по ухо­­де из брен­ного ми­ра — это вас­ту-сиддхи. При об­ретении сва­ру­па-сиддхи Голоку ви­дят в Гокуле, при васту-сиддхи Гокулу видят в Голоке — это глубо­чай­шая тай­на.

С обретением премы, божественной любви, до­сти­гает­ся сварупа-сиддхи; а затем, когда по ми­лости Криш­­ны устраняются как грубые, так и тонкие ил­лю­зорные по­кровы обусловленной ду­ши, она обретает вас­ту-сид­дхи. В любом случае, до тех пор, пока че­ло­век не достиг­нет совершен­ства в пре­дан­ности, бхак­ти-сиддхи, он будет видеть Гокулу отличной от Голо­ки.

Окруженное мириадами лепестков, несравнен­ное ду­­­ховное царство дивных нескон­чаемых чудес — это Гокула, вечная божественная обитель Кришны. [2]

Стих 3

кар+ик№ра= махад-йантра= ша}-ко+а= ваджра-кёлакам
ша{а%га-ша}падё-стх№на= прак\тй№ пуруше+а ча
прем№нанда-мах№нанда-расен№вастхита= хи йат
джйотёрЁпе+а манун№ к№ма-бёджена са%гатам [3]

Сердцевина священного лотоса, его сре­дин­ная часть, есть местопребывание Кришны. Ею пра­­вят муж-господин и внимающая указаниям су­­пру­­га. Ее фор­ме соответствует сокровенный шес­ти­­конеч­ный сим­вол (ян­­тра). Всевышний, сияю­­щий словно ал­маз Криш­на, Источник всех божест­вен­ных энергий, пра­вит там, по­добный оси, вокруг которой вращается все сущее. Ве­­­ли­­­кая восемна­дца­тислоговая мантра, со­стоя­щая из шес­ти час­тей, про­является как шес­ти­уголь­ник, также со­­стоя­щий из шести частей. [3]

Комментарий: Есть два основных вида чу­дес­ных игр, или лил Кришны, — проявлен­ные и не­прояв­лен­ные иг­ры. Игры Вриндавана, дос­туп­ные взо­ру лю­дей — это про­явленная Криш­на-ли­ла, а те игры, что скры­ты от их взора, есть не­про­яв­ленная Кришна-лила. На Го­локе не­проявленная лила веч­но прояв­лена, а в Го­куле лила от­кры­­вается глазам мирских людей, когда на то есть во­ля Кришны.

Шрила Джива Госвами писал в «Кришна-сан­дар­бхе»: апра­ка}а-лёл№таЇ прасЁтиЇ пра­ка}а-лё­л№й№м абхи­­вйактих — «Проявленная ли­ла — это открове­ние не­­про­яв­ленной лилы». Да­лее в «Криш­на-сандарб­хе» ска­зано: Ўрё-в\нд№­ванасйа прак№Ўа-виЎе­шо голокатвам; татра пр№па*чика-лока-пра­ка}а-лёл№­ва­к№Ўатвен№­ва­бх№сам№на= прак№Ўо голока ити са­мар­т­ха­­нёйам. Смысл данного изре­чения состоит в том, что любой «ин­тер­вал», обнару­живаемый в про­явлен­ной лиле Кришны в ил­люзор­ном мире, за­пол­няется чу­десными играми, не­зримо и неявно протекающими на даль­нем плане бытия; это игры Голоки, или Голока-лилы.

И все эти положения обобщены Шрилой Ру­пой Го­сва­ми в его «Лагху-Бхагаватамрите»: йат ту голока-н№­ма сй№т тач ча гокула-ваибхавам; т№д­№т­мйа-ваи­бхаватва* ча тасйа тан махимон­натеЇ — Голока суть нематериальное проявле­ние выс­шего чудесного ду­хов­но­го величия Го­кулы. Итак, Го­ло­­ка — просто тож­­дественное проявле­ние славы Гокулы.

Не каждая из чудесных игр Кришны не­пре­мен­­­­но про­­явлена в Гокуле, но все Его игры вечно яв­ле­ны на Го­­локе. Обусловленная душа может ви­деть непрояв­лен­­ные лилы Голоки — а Голока пред­став­ляет собой тож­­дественное и полное чудесного величия про­­явле­ние Го­ку­лы — дву­мя способами, а именно: по­средством по­чи­та­ния мант­ры (мантро­паса­на­майи) и чисто спон­тан­но (сва­­расики). Шри Джива Го­свами пояс­нил в сво­их тру­дах, что каждое из раз­личных место­нахо­ж­де­ний и сопут­ствую­щих об­стоя­тельств бо­жест­венных игр обладает сво­им по­сто­ян­ным локализованным суще­ствованием, и по­это­му каждое из них может созерцать­ся посред­ством со­ответ­ствующей ман­т­ры. Мантро­пасана­майи-лила — это откры­ваемое в созерцании ви­дение Голоки, вы­растающее из постоянного локали­зо­ван­ного и осу­щест­вля­е­мого по­сред­ством мантры внут­рен­него созерцания места, со­от­вет­ствующего опреде­лен­­ной иг­ре Криш­ны. Но те из Его бес­численных игр, что охваты­вают мно­го мест, наполняя их многообраз­ными божест­венными чудесами и порази­тельными дея­ниями, полны разнообразия и спонтан­ности, а пото­му от­носятся к типу сварасики: они от­кры­ва­ю­т­­ся тем вайш­навам, чья способность к спонтанной ду­хов­ной люб­ви достигла должной зрелости.

Данный текст подразумевает оба этих значе­ния. Во-пер­вых, в играх, указываемых восем­надцатью сло­га­ми мант­ры, главным основаниям мантры передают­ся со­ответствующие им место­положения, с тем чтобы каж­дое про­являло определенную игру Криш­ны: клё= к\ш­+№­йа го­­винд№йа гопёджана-вал­ла­бх№йа св№х№. Сказа­но, что дан­­ная мантра состо­ит из шести частей, или шес­ти ме­три­­ческих основа­ний, а именно: (1) к\ш­+№йа (2) го­вин­д№­йа (3) гопё­джа­на (4) вал­лабх№йа (5) св№ и (6) х№. От­сюда вид­­­но, что структура мантры форми­рует­­ся по­сле­­до­­­­ва­тель­ным расположением этих шести со­ставляю­щих.

О великом шестиугольном тайном символе (или кру­­ге, символизирующем царство Бога, махад-янтре) ска­зано следующее: он состоит из семе­ни (биджи), по­буж­­дающего начала, или семени желания (Кама-бид­жи)клё= есть цен­тральная ось символа. Со­сре­до­то­чивая с по­­мощью данной формулы свои мысли на Абсолют­ной Исти­­не, можно эту Истину постичь, как это сделал Чанд­­­ра­­­дхваджа (Господь Шива).

В поучениях «Гаутамия-тантры» сказано: св№-Ўаб­дена ча кшетрадж*о хети чит-прак\тиЇ пар№: сло­во св№ указывает на кшетраджну, ду­шу, а х№ указыва­ет на высшую немате­риальную при­роду. Согласно «Шри-Хари­­-бхакти-вилaсе», утта­р№д говинд№йетй ас­м№т су­ра­­бхи= го-дж№ти=; тад уттар№д гопёджанетй асм№т ви­дй№Ў чатурд­даЎа, тад уттар№д валлабха... В дан­ной строфе сказано, что человек может осознать ло­кали­зо­ван­ную игру Господа посред­ством почитания мант­­ры. Такова цель почитания мантры.

Общий смысл сказанного состоит в том, что чело­ве­­ку, обладающему глубоким стремлением об­рес­ти дос­туп к божественным играм Кришны, сле­ду­ет, с над­лежа­щим пониманием своего отно­шения к абсолютному (сам­бан­д­ха-джнаной), рожденного его духовным вку­сом в пре­данном служе­нии (бхакти-расой), слу­жить Криш­не по­сред­­ством своего внут­рен­него духовно­го «я». От­но­ше­ния человека с Бо­гом устанавливаются, ког­­да он пости­гает сокровен­ное знание, а именно: (1) со­кровен­ное ес­тест­во Кришны, (2) сокровенную при­­роду духовных игр Криш­ны во Врадже, (3) со­кро­венное естество Его бли­жайших спутниц, гопи (4) со­кро­венную природу пол­но­го вручения себя Кришне, при­сущую тад вал­­лабха, Его самым дорогим возлюб­лен­ным — гопи, (5) со­кро­вен­ное духовное (испол­нен­ное высшего духовного зна­ния) естество чистой души, и (6) чит-пра­крити, со­кро­венную священ­ную приро­ду — сокровен­ное естество ду­ши, в котором она возда­ет служение Шри Кришне.

Утвердившийся в таких взаимоотношениях с Аб­со­лютом достигает устойчивости (ништхи) в осуществле­нии душой духовной практики (абхи­дхеи) и узнает о един­­ственной доступной нам фор­ме блаженства и цели жиз­­ни (прайоджа­не) — ра­дости служения Высшему Лич­ностному Мужс­кому Началу, Шри Кришне, обретя само­сознание послушной служанки-помощницы Шри Радхи. Та­ков глубинный смысл сказанного.

Итак, первоначально в сердце вайшнава, на­хо­дя­­­щегося на ступени духовной практики (сад­ха­ны), бла­годаря по­читанию мантры могут явить­ся «ме­ди­та­ционные» игры Го­локи и Гоку­лы, и затем, на стадии совершенства (сид­дха), ему открываются не­­­­­ограничен­ные «свободные» (сва­-расика) игры. Та­ково общее по­ложение Го­локи или Го­­кулы; это будет разъяснено да­лее, в последующих стихах этой книги.

Смысл выражения джйотё-рЁпе+а манун№ со­стоит в том, что духовный смысл открывается в ман­т­ре; при свя­­зывании его с нематериальным же­ланием (апракри­та-ка­мой) чистой любви к Криш­не, жизнь человека, по­­­сле­­довательно про­дол­жаю­щего такое служение, на­сы­­­ща­ет­ся высшим восторгом блаженства божественной люб­­­­ви (пре­­ма­нанда-ма­ха­нанда-расой). Эти вечные, пол­ные любви и радос­ти игры вечно сияют на Голоке. [3]

Стих 4

тат-ки*джалка= тад-а=Ў№н№=
тат-патр№+и Ўрий№м апи [4]

Сердцевина этой вечной божест­вен­ной оби­те­­ли, име­нуемая Гокулой, — шести­угольная стра­­на Криш­ны. Ты­чинки и лепестки лотоса суть жи­ли­­ща пастухов (гопа), самых до­ро­гих друзей Криш­ны, Его самых лю­бящих слуг, — частичных проявлений Его Собст­вен­­ного «Я». В виде мно­жества стен предстают взору их сияю­щие дома. Огромные листья того ло­­тоса по­доб­­ны рощам, образованным обите­лями воз­люб­лен­ных Криш­ны, возглавляемых Шри Радхи­кой. [4]

Комментарий: Духовная, пребывающаяся вне пре­де­­лов этого мира Гокула имеет форму лотоса. Его венчик ше­стиугольный; в центре его нахо­дится Любя­щая Че­та — Внимающая Указаниям и По­ве­ле­ваю­щий — Шри Рад­ха-Кришна, на кото­рых ука­зывает восем­над­цати­слого­вая мантра. Их окру­жают различные са­мостоя­тель­ные лич­ностные про­явления внутренней бо­жест­вен­ной энер­гии (Их бли­­­­жайшие слуги). Семя — это Радха-Криш­­на.

«Гопала-тапани-упанишад» указывает: тасм№д о=­­к№­­­ра-самбхЁто гоп№ло виЎвасамбхаваЇ, клём о=к№ра­сйа чаи­катва= па}хйате брахма-в№ди­бхиЇ. Омка­ра — это Го­­пала, Он — и энергия и ее ис­точ­­ник, а клё= — это ом­кара. Следовательно, клё= — изначаль­ное семя же­ла­­ния (кама-бид­жа) — выражает Духов­ную Реаль­ность — Шри Шри Радху-Криш­ну. [4]

Стих 5

чатур ашра= тат-паритаЇ
Ўветадвёп№кхйам адбхутам
чатур ашра= чатур-ммЁрттеЎ
чатур-ддх№ма чатуш-к\там
чатурбхиЇ пуруш№ртхаиЎ ча
чатурбхир хетубхир в\там
ЎЁлаир даЎабхир №наддхам
Ёрддх№дхо дигвидикшв апи
аш}абхир нидхибхир джуш}ам
аш}абхиЇ сиддхибхис татх№
манурЁпаиЎ ча даЎабхир
дикп№лаиЇ парито в\там
Ўй№маир гаураиЎ ча рактаиЎ ча
ЎуклаиЎ ча п№ршадаршабхаиЇ
Ўобхита= Ўактибхис т№бхир
адбхут№бхиx самантатаЇ [5]

(Здесь приводится описание окрест­но­стей Го­кулы). Внешнюю часть Гокулы обра­зует чудес­ная область, име­ю­щая форму квадрата, ко­торая прости­рается в че­тырех направлениях и носит имя Швета­дви­па. Она раз­деляется на четыре час­ти — по од­ной с каждой сто­ро­ны. Эти четы­ре час­ти суть оби­тели Васудевы, Сан­каршаны, Прадь­юм­­ны и Анируддхи.

Вокруг этой четырехугольной обители — четы­ре це­­ли человеческой жизни: благочестие, выгода, удов­лет­­­ворение желаний и освобожде­ние (дхар­ма­-артха-к№ма-мокша), каждая с соответ­ствую­щим ей ос­но­ванием, со­ставленным из мантр четырьмя Ве­­дами — «Риг», «Са­ма», «Яджур» и «Атхарва». Десять ко­­пий развернуты в на­прав­ле­ниях восьми сторон све­та* (на восток, юг, запад, се­вер, севе­ро-вос­ток, юго-восток, юго-запад и се­веро-запад), вверх и вниз. Восемь сторон света озарены во­семью дра­го­­­цен­­­­ны­ми камнями, пред­став­ляю­щими собой во­­семь совер­шенств**. Эти камни называ­ются Маха­падма, Пад­ма, Шанкха, Макара, Кач­чхапа, Мукун­да, Кун­­да и Нила. Десятью напра­вле­ни­ями правят де­сять стра­­­жей в образе мантр. Черный, золотой, крас­ный и бе­лый приближенные Господа и чудо­твор­ные сил­ы, воз­глав­ляемые Ви­малой, сияют вок­руг. [5]

Комментарий: Прежде всего, Гокула — это мес­то пре­­бывания любви и преданности, или према-бхакти, имен­­но поэтому в ней есть Ямуна, Говар­дха­на и Шри Рад­­ха-кунда Враджа-ман­далы, прояв­лен­ные на земле. Более того, полное великоле­пие Вайкунтхи распро­стра­няется во всех направлениях. Все четыре наделен­ные полно­той качеств экспан­сии (чатур-вьюха-ви­ла­са) Гос­пода пребывают каж­­дая в Своей области, и от Них бес­­предельно про­стирается бесконечное духов­ное цар­ство, Пара­вьома-Вайкунтха.

Освобождение, обретаемое на Вайкунтхе, так же как и обычная праведность, обретение выго­ды и удов­лет­во­рение желаний, в их изначаль­ной форме, то­же име­ют свое место в Гокуле. Здесь же нахо­дят­ся и Ве­ды, вечно воспевающие славу Госпо­да Гокулы. Десять огради­тельных копий развер­нуты в десяти направле­ниях; их наз­начение — остано­вить вся­кого, кто без ми­лости Криш­­ны, посред­ством меди­тации пытается дос­тичь Го­ло­­ки или иным образом связаться с ней. Само­надеянные по­следователи путей медитации или само­от­ре­шенного по­знания Абсолюта (йога, джна­на), пы­таю­щиеся достичь Го­локи, терпят неудачу, пронзенные эти­ми десятью копь­ями.

Нирвана, «уничтожение собственного «я», дос­ти­га­­ет кульминации на уровне Брахмана; однако этот уро­­­вень — не более чем внешний покров Голо­ки, при­няв­ший форму острых копий.

От слова ЎЁла, копье, происходит другое слово — три­­ЎЁла, трезубец; трезубец симво­лизирует три вида ка­честв материального мира (раджас, тамас и сат­тву), а также три аспекта времени — прош­лое, нас­тоящее и бу­дущее. Эти направленные в десять сторон света тре­зуб­цы рассекают йогов, иду­щих путем восьми­ступен­ча­той йоги, и джнани, ищу­щих освобождения в единстве не­делимого Брах­мана; опрометчиво прибли­зив­шиеся к Гол­оке, они низвергаются в пучину безыс­ход­­ности.

Те же, кто приблизились к Голо­ке, идя путем пре­дан­­ности, вдохновляемой сознанием величия Господа (аиш­варьи), очаровываются восемью совер­шенствами, пер­­вое из которых — анима, и велико­лепными сокро­ви­­щами — Махападмой и прочими; там они и остают­ся, пле­ненные красо­той Вайкунт­хи, представляющей собой внеш­ние области Голо­ки. Еще менее разумные подпа­да­ют под власть десяти стражей-мантр, наблю­даю­щих за десятью сторонами света; такие искатели воз­­вра­щают­ся в материальный мир, поделенный на семь кругов бы­тия (главный из которых — Бхур­лока).

По этим причинам Голока практически непо­сти­жи­ма и недоступна. На ней обитают все со­кро­вен­ные про­яв­ле­ния Всевышнего, прово­згла­шающие заповеди чис­той религии для различных эпох и, вечно стремящиеся да­ро­вать милость Сво­им привер­женцам, достигшим Их ис­­клю­­чительно посредством чистой преданной любви, шуд­­дха-према-бхакти. Каждое из этих проявле­ний Гос­пода окружают Их личные приближен­ные, и на Го­куле Их оби­телью служит Шветадви­па.

Вот почему Шрила Вриндавана Даса Тхакур, Вья­са Чайтанья-лилы, называет Набадвипу Швета­дви­пой. На Швета­двипе вечно проходят игры Наба­дви­пы — высшее проявление игр Го­кулы. Это оз­на­­чает, что Набадвип-ман­дала, Врад­жа-мандала и Голока есть еди­ная не­делимая истина. Они пред­ста­­ют различными лишь в си­лу бесконечной много­гран­­ности и разно­образия про­яв­лений божествен­ной любви. С этим свя­за­на еще одна тай­ная исти­на, открывающаяся только по милости Са­мого Криш­­ны великим святым, пре­ис­пол­ненным предан­нос­­ти и любви.

Материальный мир делится на четырнадцать уров­ней бы­­тия*. Стремящиеся к наслаждениям и поглощен­ные кармической деятельностью гри­хаст­хи (карми) стран­ству­ют по трем сферам — Бхух, Бхувах и Свах. Умиро­тво­ренные подвиж­ники, не­преклонно следующие ве­ли­ко­му обету брахма­чарьи, воздержанные и предан­ные исти­не, в ходе сво­ей абсолютно бескорыстной де­ятель­нос­ти стран­ствуют по кругам Махарлоки, Джана­локи и Тапо­локи, вплоть до Сатьялоки. В высшей сфе­ре — кру­ге Сатьялоки располагается обитель Господа Брах­мы, а выше нее находится нематери­альный без­гра­нич­ный мир Вайкунтхи — обитель возлежа­щего на поверх­ности Молочного океана Кширо­дакашайи Виш­ну.

Санньяси-парамахамсы (личности, достигшие со­вер­шенства в отреченности) и демоны, убитые Са­­мим Гос­подом Хари, пересекают реку бесстра­стия, Вирад­жу; иными словами, они возвыша­ют­ся над всеми че­тыр­над­цатью сферами материально­го мира и достигают нирваны, то есть утрачива­ют индивидуальные качества ду­ши, погру­жаясь в сия­ние Брахмана. Преданные же слуги Господа, по­чи­тающие бесконечное Величие Гос­пода — слу­ги Гос­пода, стремящиеся к освобождению, чистые слу­ги, слуги, дви­жимые любовью, слуги, погло­щен­ные любовью и слуги, всецело охваченные любо­вью — все они находят свое место на Вай­кунтхе, бес­ко­­­неч­ной духовной обители Госпо­да На­рая­ны. Но лишь слуги Господа, преданные высо­чай­шей сладости и кра­соте любви Враджи, верные по­следователи оби­та­телей Врад­жи, могут достичь Голо­ка-дхамы, бо­жест­венной обители Голоки.

Благодаря непостижимому могуществу Криш­­ны этим преданным отводятся различные поло­же­ния — со­­от­вет­ственно их расе, склонности к свя­щен­ному слу­же­нию. Слуги, неуклонно и с полной ве­рой следующие пу­­тем чистой предан­ности обита­те­лей Враджи, попадают на Кришна­локу, а верные последователи чистой пре­дан­но­сти жителей Наба­двипа — на Гауралоку. Слуги Гос­­пода, одинаково привязанные к Врадже и Набадвипе, обре­та­ют сча­стье служения и на Кришналоке и на Гаура­ло­ке.

Вот почему Шри Джива Госвами пишет в своей свя­­щен­ной «Шри Гопaла-чампу»: йасйа кхалу лока­сйа голо­кас татх№ го-гоп№в№са-рЁпа­сйа Ўвета­двёпа­тай№ ч№на­нйасп\ш}аЇ парама­Ўуддхат№-самудбуддха-сварЁпасйа т№д\Ўа-дж*№намайа-катипайам№тра-прамейа-п№тра­тай№ тат-тат-парамат№ мат№, пара­ма-голокаЇ пара­маЇ Ўвета­двёпа ити — тот высший мир зовется Голо­кой, поскольку он — обитель коров и пастухов, высшая обитель самозабвенных игр Гос­пода, неотличная от Са­мо­го Кришны; а кроме того, тот высший мир носит имя Швета­двипы (Белого остро­ва) в силу несравненных ка­честв своей безупречной чис­то­ты. Он про­является своей необыкновенной и не­по­сти­жимой природой как Место осо­бых нектарно-сла­достных ощущений соответствующей не­мате­риальной, не­постижимой формы. Как высшая Го­ло­ка, так и выс­шая Шветадвипа слились в одной нераз­дель­ной Голо­ка-дхаме.

Глубинный смысл этого изречения состоит в том, что хотя Кришна наслаждается Своими чудес­ными иг­рами во Врадже, Он, все же, не может ис­пы­тать всей пол­­ноты счастья расы, или божествен­ной сладости, а по­­тому при­нимает сердце и сияние Шри Радхики, Жен­ст­венного Источ­ника Его люб­ви — и ради этой це­ли Голока вечно про­является как Шветадвипа.

Это положение объясняется в следующем стихе: Ўрё-р№дх№й№Ї пра+айа-махим№ кёд\Ўо в№­на­йаив№, св№­дйо йен№дбхута-мадхурим№ кёд\Ўо ва мадёйаЇ; сау­кхй№н ч№­сй№ мад ану-бхаватаЇ кёд\­Ўа= вети лобх№т, тад бх№­в№{хйаЇ сама­джани Ўачёгарбха-синд­хау харёндуЇ — ««Како­ва же та великая слава люб­ви Шри Радхи? Что есть Моя красота и не­сравнен­ная сла­дость Моей люб­ви, коими наслаж­дает­ся Шри Рад­ха? И какое сча­стье испытывает Шри Радха, ощущая Мои сладость и кра­соту?» Стремясь изведать три этих чувс­тва, луна-Кри­шна­чандра родился из океана лона ма­­тери Шачи». В этих строках раскрыт тайный глу­бинный смысл слов Шри Дживы Го­сва­ми.

В Ведах также сказано: рахасйа= те вади­сй№­ми—дж№­х­­навё-тёре навадвёпе го-лок№кхйе дх№мни говиндо дви­­­бхуджо гаураЇ сарвв№тм№ мах№пурушо мах№тм№ мах№йогё тригу+№тё­таЇ саттва-рЁпо бхакти= локе к№­Ўйатёти; тад эте Ўлок№ бхаванти—эко деваЇ сарв­ва-рЁпё мах№­тм№ гаура-ракта-Ўй№мала-Ўвета-рЁпаЎ чаи­та­нй№­тм№; са ваи чаитанйа-Ўактир бхак­т№­к№­ро бхактидо бхактиведйаЇ. — «Позволь мне от­крыть тебе эту тай­­ну: «На берегу Ганги, в святой оби­тели Наба­дви­па, неотличной от Голока-дхамы, в чело­вечес­ком об­лике является Говинда-Гаурачандра. Душа всех душ, Он — Всевышний Господь и вели­кий свя­той, великий сан­ньяси — воплощение чистого бытия, не­оскверненного тре­мя качествами ма­тери­аль­ной при­ро­ды. Он являет ми­ру чистую пре­­данность. Он — Гос­подь, один без вто­рого, в Коем пребывают все прояв­ления Аб­солюта, Выс­шая Душа, золотая, красная, черная и белая аватара раз­лич­ных эпох. Он — Само Вы­сочайшее Личност­ное Естест­во бо­жест­венного соз­нания, Он пре­испол­нен ду­хов­­­ных сил. Нис­ходящий в об­ли­ке Своего слу­ги, даро­ва­тель пре­данности, Он по­знается пре­дан­ностью».

Во многих изречениях писаний, таких как «№сан вар­­+№с трайаЇ», «к\ш+а-вар+а= твиш№ к\ш­+а=», «йад№ паЎйаx паЎйати рукма-вар­+ам», «ма­х№н прабхур ваи» и ряде прочих, гово­рит­ся о тож­дестве Криш­ны и Гаура­чанд­ры. И все же золотой облик, в ко­тором Он мило­стиво является в вечной обители На­ба­двипе, не­от­лич­ной от Голоки, где Он вечно погру­жен в нас­лаж­дение не­ктаром священ­ных игр Шри Шри Радхи и Криш­ны — этот золо­т­ой (Гаура) облик упо­­мянут в каждом из при­ве­­ден­ных ведических из­ре­чений.

И подобно тому, как рождение и прочие игры Криш­­ны осуществляются при помощи Йогамайи — по­тока Его внутренней личной энергии в определен­ном месте на по­верх­ности Земли, приход Золотого Господа Гауры, Его рож­дение из лона Шачидеви и Его игры также осущест­в­ляются Йогамайей на поверх­ности Зем­ли в Шри Наба­двип-дхаме.

Эта священная истина — аксиома духовной нау­ки; это не вымысел, не плод воображения, подпав­шего под власть энергии заблуждения — майи. [5]

 

 

Стих 6

эва= джйотирммайо деваЇ сад№нандаЇ пар№тпараЇ
№тм№р№масйа тасй№сти прак\тй№ на сам№гамаЇ [6]

Владыка Гокулы, Всевышняя Ду­хов­­ная Лич­ность Бо­га — Собственное «Я» вечной са­мо­забвен­ной радо­сти. Неоскверненный влия­нием ма­­терии, Он веч­но нас­лаж­дается в сот­канном из чис­то­го сознания ду­хов­ном царстве; Он никак не свя­­зан с обманчивой ма­тери­аль­ной природой. [6]

Комментарий: Бесподобная высшая сила Криш­ны, Его Собственная личностная энер­гия про­явила чу­дес­ные игры Голоки или Гокулы. Ее мило­стью в этих иг­рах могут участ­вовать и дживы, составляю­щие по­гра­нич­ную энер­­гию Господа. Вспо­мо­гательная внешняя энер­­­гия майя, подобная тени этого божественного (чит) могу­щества, распо­лага­ется на дальнем (низ­шем) бе­­регу реки Вираджа, слу­жащей ниж­ней границей царст­ва Брах­­ма­на; Брах­ман, в свою очередь, располо­жен на ниж­ней гра­­нице Маха-Вайкунтхи, образующей ок­рест­­нос­ти, или окраи­ны Голоки. При виде такой без­гра­нич­ной чисто­ты внешняя энергия майя стыдится пред­стать перед гла­зами Кришны, не говоря уже о том, что­бы вступить в непосредственное общение с Ним. [6]

Стих 7

м№йай№ ‘рамам№+асйа на вийогас тай№ саха
№тман№ рамай№ реме тйакта-к№ла= сис\кшай№ [7]

Кришна — беспристрастный повели­тель обман­чи­вой внеш­ней природы — майи; Он не связан с внеш­ней майей. И все же майя не полностью от­ре­зана от Выс­­шей Абсолютной Исти­ны — Криш­ны. В Сво­ем же­лании со­творить мир Он соеди­няет­ся со Своей Собст­венной не­материаль­ной энер­гией, имя кото­рой Рамá; и нас­лаж­дение Его — в форме брошенного Им взгляда, на­сы­щен­но­го энергией времени — чисто косвенное. [7]

Комментарий: Сам Кришна прямо не связан с энер­гией майи; Его отношения с ней — лишь кос­венные, лишь намек на какую-то связь; в образе (принимаемой Им формы) Пурушаватары, в фор­ме Нисходящего По­­велителя, возлежащего на водах Причинного океана Ка­ра­нарнавашайи Вишну (Ма­ха-Вишну), Он бросает Свой взгляд на энергию ма­йи; Каранарнавашайи Виш­ну — это наделенное всеми качествами частичное про­явление Ма­ха-Сан­каршаны Вайкунтхи, а Вайкунтха — это абсо­лют­ная обитель Кришны.

Но Господь не связан с майей даже этим взгля­дом, ибо роль Его взгляда играет божественная сила, без­раздельно верная Ему энергия Рамá. Служанка-по­мощ­ница Рамы, внешняя энергия майя, служит наделен­ному полнотой качеств час­тич­ному проявлению Госпо­да, свя­занному с Рамой, а ход времени — это сверх­ес­­тест­венная сила Ра­мы, исполняющая всю работу, и, тем са­мым, рас­про­страняющая свою власть на энер­гию, со­зда­ю­­щую мир. [7]

Стих 8

нийатиЇ с№ рам№-девё тат-прий№ тад-ваЎа= тад№
тал-ли%га= бхагав№н Ўамбхур джйотёрЁпаx сан№танаЇ
й№ йониЇ с№пар№ ЎактиЇ к№ма-бёджаЇ махадд-хареЇ [8]

(Здесь описывается косвенная связь Бога с май­ей). Олицетворение духовной энергии Гос­пода, Ра­мá­деви, есть Провидение, возлюбленная су­пруга Все­вышнего. Явленное при сотворении ми­ра сия­ние, излучаемое наделенным полнотой качеств частич­ным проявлением Кришны, суть отра­же­ние вечного сия­ния. Оно при­ни­­мает образ Бха­га­вана Шамбху — оли­цетворения муж­ского начала Божественной приро­ды. Подчиненный си­ле судь­бы, этот символ мужского на­ча­ла — часть Аб­со­люта, ответственная за созида­ние ма­териаль­но­го мира. Порождаемая провидени­ем энер­гия рож­де­ния потомства предстает как женское ло­но, во­площение низшей энергии — майи. Союз двух этих начал да­ет жизнь махат-таттве, пред­став­ляю­щей собой лишь отраже­ние изначального се­ме­­ни же­ла­ния (кама-биджи) Всевышнего Гос­пода Ха­ри. [8]

Комментарий: Наделенный желанием творить Сан­кар­­­шана — полномочная экспансия Кришны — берет на себя инициативу сотворения материального ми­­ра. При­­­­няв облик первого проявления Господа-повелителя (пу­ру­шаватары), возлежа на причин­ных водах, Он бро­са­ет взгляд на майю.

В акте творения этот взгляд является инстру­мен­­таль­ной причиной, орудием. Туманный, мерк­ну­щий об­раз то­­го отраженного сияния Всемогущего — это дей­ствую­щий орган зачатия, Шамбху, соеди­няющийся с формо­­образующими аспектами майи — тени энергии по имени Ра­­мá. Далее, тень изна­чаль­­ного семени жела­ния (ка­ма-биджи), прини­ма­ет образ махат-таттвы— ве­ли­ко­го, вселен­ско­го оплодотворяющего начала — и вклю­чается в процесс сотворения Вселенной. Перво­на­чальное про­­­явление желания, сотворенное Маха-Виш­ну, на­зы­ва­ет­ся хиранмайя махат-таттва; это прин­­цип внут­рен­­ней готовности к сотворению вселен­ной.

Подразумеваемая здесь идея состоит в том, что мир тво­­рит воля Всевышнего Повелителя, Пуруши, играю­­щая роль как инструментальной, так и дей­ственной при­­­чин (нимитта-упадана). Инструмен­тальная при­чи­на олице­творяется майей, играющей роль женского органа воспроизведения; действен­ная причина сущест­ву­ет в обли­­ке Шамбху, играю­щего роль мужского ор­га­на за­чатия, а Маха-Вишну — это Повелитель, Чья во­ля слу­жит начальным импуль­сам творения.

Изначальные компоненты творения, или суб­стан­ция (пра­дхана) — суть действенная причина, а женское, вос­при­­нимающее начало (пракрити) — это майя. Со­еди­няющая их воля — это Тот, Кто проявляет иллю­зор­­ный материальный мир, Пове­ли­тель (Пуруша), пол­­но­мочная экспансия Кришны. Эти три личности осу­ще­ствляют процесс сотворения вселенной.

Пребывающее на Голоке изначальное семя же­ла­ния, ка­ма-биджа — это чистая духовная по­знава­тельная спо­соб­ность, а семя желания, суще­ствующее в материальном мире, — проявление теневой энергии, су­­ществующей в об­ли­ке богини Ка­ли и ряда других бо­жеств. Хотя из­начальное се­мя желания и выступает про­­тотипом майи, оно бесконечно далеко от майи, а материальное семя же­лания — всего лишь зыбкое ил­лю­зорное отраже­ние из­начального семени. Рождение Шам­бху описа­но в де­ся­том и пятнадцатом стихах на­стоящей гла­вы. [8]

Стих 9

ли%га-йонй-№тмик№ дж№т№ им№ м№хеЎварё прадж№Ї [9]

Все население мира-царства майи по­рождено со­еди­­нени­ем мужского и женского начал. [9]

Комментарий: Владычество Всевышней Лич­ности Бо­­га объемлет все четыре четверти безгра­нич­ных вели­чест­­венных царств Господа. Скорбь, смерть и страх отсут­ствуют в трех четвертях Его ве­ли­чественных царств — в духовных обителях Вайкунтхи, Голоки и про­чих. В этом же, иллю­зор­ном мире, все живые су­щества — от бо­гов до людей и далее вниз, со всеми сфе­рами их бы­тия, находя­тся под властью майи; все сущее здесь было по­ро­жде­но действенной и инструмен­тальной причина­­ми — родилось от соития противо­по­лож­ных полов. При всех открытиях материалисти­чес­кой науки, не подлежит ни­какому сомнению, что все, известное нам, появилось на свет в результате такого сою­за. Деревья, растения и да­же неодушевленная ма­те­рия возникли от союза муж­ского и женского на­чал.

Стоит отметить, что хотя упоминание здесь муж­­ско­­го и женского органов воспроизведения могут при­нять за не­пристойность, с научной точки зрения кар­ти­на, в ос­но­ву которой положен принцип соития муж­ского и жен­ско­го начал, наиболее точна и до­стойна самой вы­сокой оцен­ки за глубину объясне­ния осново­по­лагаю­щих за­ко­нов бытия. Кажущаяся непристой­ность такого опи­са­ния — следствие бы­тую­щих в об­ществе условнос­тей, но ни ма­териаль­ная, ни духовная наука не могут поступиться исти­ной ради человеческих пред­рассуд­ков.

Итак, мы не можем избежать подобных ана­логий при разъ­яснении предвечного принципа мате­риально­го ми­ра — иллюзорного семени желания. Подчиняю­щая, или муж­ская, деятельная энергия и подчиненная жен­ская дея­тель­ная энергия — вот и все, что под­разу­мевают ис­поль­зуемые здесь обра­зы. [9]

Стих 10

Ўактим№н пурушаЇ со ‘йа= ли%га-рЁпё махеЎвараЇ
тасминн-№вир абхЁл-ли%ге мах№виш+ур джагат-патиЇ [10]

Представляющий вечный прототип муж­ского до­стоин­ства (лингам) Махешвара Шам­бху, муж­ское на­ча­ло действенной причины, соеди­няется с инструмен­таль­­ной причиной, представ­ленной его энергией, май­ей. Бросив Свой взгляд, Господь вселенной, Маха-Виш­­ну, частью Своей вхо­дит в Шамбху. [10]

Комментарий: В паравьоме — сфере духов­ного ми­ра, в которой царят величие и благого­вейное почте­ние — правит Шри Нараяна, неот­лич­ный от Самого Криш­ны. Маха-Санкаршана это одна из четырех экс­пансий Шри На­раяны в соста­ве чатур-вьюхи. Таким об­разом, даже Он является наделен­ной полнотой ка­честв частью Криш­ны в форме На­раяны. Силой Своего духовного могу­ще­ст­ва на­де­ленная полнотой качеств экс­пансия Маха-Сан­­кар­ша­ны вечно возлежит на водах реки Вира­джа, расположенной на полпути между не­матери­аль­ным и ма­териальным миром; при сотворении все­ленной Он бро­сает взгляд на удаленную теневую энер­гию — энергию майя.

В этот момент отражение изначального образа Гос­пода в облике Его божественного взгляда — Шамбху, по­велителя прадханы — предвечных материальных эле­­­ментов, энергия которых суще­ству­ет в образе Руд­ры — соединяется с материаль­ной инстру­ментальной при­чи­ной— майей; но Шам­бху не способен действо­вать без поддержки Маха-Вишну, непосредственно пред­­ставляю­ще­го духовное могущество Кришны. По этой причи­не ма­­­териальное оплодотворяющее начало (ма­­хат-тат­тва) может возникнуть, лишь когда на­делен­ная полно­той качеств экспансия Кришны — из­начальная аватара Маха-Вишну, Который пред­став­ляет Собой полноцен­ную часть Маха-Санкар­шаны, являющегося полноцен­ной эк­спан­сией Криш­­­ны — одоб­­ряет взаимодействие энер­гии Ши­вы — майи, и ис­пол­­няющих роль дей­ствен­ной при­чи­ны предвечных ма­териальных элементов.

С дозволения Маха-Вишну энергия Шивы по­сле­до­­ва­­­тель­но создает эго (аханкару) и пять основ­ных эле­­мен­­тов (панча-бхута) — эфир и т.д., тон­кие фор­мы их качеств (объекты чувств, танматры) и мате­ри­аль­­ные чувства (обусловленной) души. Индивиду­аль­ные ду­ши, дживы, излучаются как кор­пускулы лу­чей сияния Маха-Вишну. Это будет разъяснено далее в нашем ком­мента­рии. [10]

Стих 11

сахасра-Ўёрш№ пурушаЇ сахаср№кшаЇ сахасра-п№т
сахасра-б№хур виЎв№тм№ сахаср№=ЎаЇ сахасра-сЁЇ [11]

Тысячами тысяч ликов, тысячами тысяч глаз, ты­ся­­чами тысяч ног, тысячами тысяч рук, ты­сячами ты­сяч во­площений в тысячах тысяч на­деленных полно­той качеств экспансий обладает Господь вселен­ной, Маха-Вишну; Он — Душа все­ленной и творец тысяч и тысяч живых существ. [11]

Комментарий: Объект поклонения и славо­сло­вий гим­­нов Вед, Маха-Вишну наделен безгра­нич­ными чувст­­вами и энергиями; Он — изначаль­ная аватара, из Кото­рой исходят все прочие ава­тары. [11]

 

 

Стих 12

н№р№йа+аЇ са бхагав№н №пас тасм№т сан№тан№т
№вир №сёт к№ра+№р+о-нидхиЇ са%карша+№тмакаЇ
йоганидр№= гатас тасмин сахаср№=ЎаЇ свайа= мах№н [12]

В материальном мире Маха-Вишну из­вестен под име­нем Нараяны. Из Этой Вечной Личности рож­да­ют­ся воды Причинного океана. На­де­лен­ная полно­той качеств часть Санкаршаны, царст­ву­ющего в паравь­йоме, источ­ник тысяч тысяч полно­властных экспан­сий, Он — Вер­ховная Лич­ность Бога, Высшее Лич­ност­ное Муж­ское Начало; чтобы погрузиться в Свой бо­жественный сон (йо­га-­нидру), Он ложится на воды При­чинного океа­­на. [12]

Комментарий: Глубокое блаженное самадхи Все­выш­­него, погруженного в сокровенную радость Своего Соб­ст­вен­ного «Я», называется йога-нидрой. Упо­ми­нав­шаяся ранее Рамадеви — это Сама Йога­нид­ра, являю­щая Себя в образе Йогамайи, божественной энергии Господа. [12]

Стих 13

тад-рома-била-дж№лешу бёджа= са%карша+асйа ча
хаим№нй-а+{№ни дж№т№ни мах№бхЁт№в\т№ни ту [13]

Божественные семена Санкаршаны рож­даются из пор Маха-Вишну в виде бесконечных золотых яйце­клеток; эти золотые клетки покрыты пятью главны­ми ма­териальными элементами. [13]

Комментарий: Таков исполинский размах дея­тель­но­­сти изначальной аватары, Личности Бога, возлежа­ще­го на водах Причинного океана. Из пор Его тела вы­­хо­дят бес­­конечные мириады «семян», каждое из ко­то­­рых — все­ленная. Эти вселенные созданы по одно­му образ­цу — они представляют собой подобие безгра­нич­ной обители в духовном мире; пока они остаются вну­три те­ла пуру­ша­ватары как низший, теневой ас­пект Боже­ственного (чидабхаса) — они подобны зо­ло­тым яйцам; когда же Маха-Вишну решает присту­пить к сотворению этого ми­ра, их окутывают главные ма­териальные эле­мен­ты, участ­вующие в качестве мате­риала для инстру­мен­тальной и действенной причин ми­ра майи. Эти золо­тые «космические яйца» исходят вмес­те с выдохом Вер­ховной Личности, и когда они про­никают внутрь без­гра­­ничного лона майи, в них вхо­дят пять дифференци­рованных материальных элемен­тов (стихий) (земля, во­да, огонь, воздух и эфир). [13]

 

Стих 14

пратй-а+{ам евам ек№=Ў№д ек№=Ў№д виЎати свайам
сахасра-мЁрддх№ виЎв№тм№ мах№виш+уЇ сан№танаЇ [14]

В образе Своих полноценных экспан­сий Тот Ма­ха-Вишну входит в каждую из вселен­ных (в каждое из космических яиц). Все эти божествен­ные проявле­ния есть Его всемогущая не­мате­риальная форма, Душа вселенной — вечный об­раз Маха-Вишну с ты­ся­чами и тысячами голов. [14]

Комментарий: Возлежащий на водах Причин­ного оке­ана Маха-Вишну — это полноценная часть Маха-Сан­­каршаны; и какое бы множество вселенных ни ис­хо­дило из Его тела, Он проникает в каждую из них в об­ра­зе Своих частей-прояв­лений. Каждая из этих час­тей — это гарбхо­дака­шайи пуруша, во всех отно­ше­ни­ях подоб­ный Маха-Вишну. Гарбходакашайи Вишну иначе на­зывают совокупным антарьями — коллектив­ной, вездесущей Сверхдушой вселенных. [14]

Стих 15

в№м№%г№д ас\джад виш+у=
дакши+№%г№т прадж№патим
джйотир-лли%гамайа= Ўамбху=
кЁрчча-деЎ№д ав№с\джат [15]

Из левой части Своего тела Маха-Вишну соз­дал Виш­ну, из правой — Праджапати; из меж­бровья Он со­творил Шамбху, принимающего образ сияющего лин­­гама. [15]

Комментарий: Здесь под Шри Вишну подразу­ме­вает­­ся индивидуальный антарьями, Сверхдуша, при­сут­ст­ву­ющая в сердцах всех джив, кширо­дака­шайи пуруша, возлежащий на водах молоч­ного океана. «Из­на­чальный прародитель», Праджапати, как часть Все­выш­­него Гос­пода, Хираньягарбха — это не четырех­ликий бог Брахма; Хираньягарбха — это семя или пер­во­образ всех Брахм, существу­ющих в бесчисленных вселенных. Про­явленное сияние Бо­­жественного муж­ско­го начала в форме Шам­бху — это обладающее полно­той качеств про­явление из­на­­чального, предвечного муж­ского опло­до­тво­ряю­щего на­чала Шамбху (описан­ного ранее).

Вишну — это полная личностная экспансия (свам­­ша-таттва) Маха-Вишну, и, стало быть, Он — Сар­ва-Ма­хешвара, Всевышний Господь всего сущего; а Пра­джа­пати-Брахма и Шамбху — это от­деленные части (вибхиннамши) Маха-Вишну, бо­же­ст­ва, наде­лен­ные осо­быми полномочиями. По­сколь­ку личное могущество Гос­пода всегда пре­бывает по Его левую сто­рону, Вишну, по­являю­щийся из духовной энергии чис­тейшего бытия Маха-Вишну, выходит из левой стороны Его тела.

Вишну — это Сверхдуша, пребывающая в серд­цах всех джив. Он — Личность Бога, «величиной с боль­шой па­лец руки», как сказано в Ведах; Он Храни­тель Все­ленной; карми, добивающиеся воз­вы­шенного по­ло­жения, почитают Его как «Ядж­неш­­вару-Нарая­ну», Вла­дыку жерт­во­прино­шений, а йоги, желая погрузить­ся в са­мад­хи, в созерцании сосредоточиваются на Нем как на Па­ра­мат­ме. [15]

 

 

Стих 16

аха%к№р№тмака= виЎва= тасм№д этад вйадж№йата [16]

Этот мир материального эго был поро­жден Шамб­ху. Такова роль Шамбху в отношении джив. [16]

Комментарий: Изначальное и чистейшее Суще­ст­во — это Верховная Личность Бога, Воплощенная Полно­та Ис­ти­ны, сво­бодной от представлений об отделенной са­­­мо­­сти. Свя­занный с мужским началом, врож­ден­­ный и ведущий к обособленности эгоизм — мни­мое обособ­лен­­ное суще­ствование, которое ведут души в мате­ри­аль­ном мире, — не более чем иллю­зор­ное отраже­­ние этого чис­того бы­тия; существу­ю­щее в облике изначаль­ного Шам­бху, это бытие со­­вокупляется с искаженным отраже­нием Рамадеви — майическим, материальным, вме­щающим на­ча­лом, принимающим образ женского ло­на. В этом от­­но­шении Шам­бху опи­сывается как дей­ст­венная причи­на — толь­ко в катего­риях первона­чаль­но­го состояния ма­те­рии. Затем, когда в ходе эво­лю­ции проявляются все все­ленные, в глубинах суще­ства Шамб­ху рож­дает­ся и до­стигает полного разви­тия образ Руд­ры; как уже объяс­нялось, Шамбху возник из брови Ма­ха-Вишну, однако в любых своих проявле­ниях по сути своей Шамбху со­стоит из эго (аханкаратма­ка).

Когда бесчисленные дживы — искры нематери­аль­ного сознания — чит, исходящие из лучей чит, из­лучаемых Параматмой — узнают о своем тож­дестве с (чис­тым) эго верных и предан­ных слуг Все­вышнего Господа, их отношения с ми­ром майи пре­рываются; они становятся обита­телями мира Вай­кунт­хи. Когда же они забывают то чистое эго и желают наслаждаться май­ей, в их жизнь про­никает эгоисти­чес­кий принцип Шамб­ху, предо­­­став­ляющий им систему ко­ор­динат для вку­шения это­го — обособленного — нас­лаждения.

Таким образом, Шамбху — основополагающее на­ча­­ло, лежащее в основании мира эгоизма и мате­риаль­но­го физического эго джив. [16]

 

 

Стих 17

атха таис тривидхаир веЎаир лёл№м удвахатаЇ кила
йоганидр№ бхагаватё тасйа Ўрёр ива са%гат№ [17]

Затем Верховная Личность Бога, вой­дя во все­лен­ную в образах Вишну, Брахмы и Шам­бху, начина­ет иг­ры сотворения, поддержания и раз­рушения ми­ра. Это — игры в материальном ми­­ре; и поскольку эти игры низ­шего порядка, Сам Гос­подь остается в сто­роне от них, пребывая в об­ществе Йоганидры — ас­пекта боже­ственного мо­гу­щества Господа Вишну — про­явления Его истин­ного бытия. Она — женствен­ное воплощение Его по­гру­­женности в сокровенное свя­­щенное блажен­ство. [17]

Комментарий: Будучи отделенными (вибхин­нам­ша) от тела Господа, Праджапати и Шамбху пре­бы­ва­ют в сфе­ре обособленности и эгоизма, и каж­дый из них свя­зан со своими собственными энергиями в фор­мах Са­вит­­ри и Умы. Один лишь Бха­га­ван, Верхов­ная Лич­­ность Бога, Вишну, яв­ляет­ся Господином бо­жест­венной энер­гии, персо­ни­­фицированной энергии чит, сущест­вую­щей в обра­­зе Рамы или Шри. [17]

 

 

Стих 18

сис\кш№й№= тато н№бхес тасйа падма= винирййайау
тан-н№ла= хема-налина= брахма+о локам адбхутам [18]

Когда Гарбходакашайи Вишну желает творить все­ленную, из пупа Его вырастает золотой цве­ток лото­са. Венчающий собой стебель, этот ло­тос есть Брах­ма­лока, Сатьялока — обитель Гос­пода Брахмы. [18]

Комментарий: Здесь слово «золото» имеет смысл «чид­абхаса» — теневой аспект, бледное от­ра­жение Бо­же­­ст­венного. [18]

 

Стих 19

таттв№ни пЁрвв№рЁ{х№ни к№ра+№ни параспарам
самав№й№прайог№ч ча вибхинн№ни п\тхак п\тхак
чич-чхактй№ саджджам№но‘тха бхагав№н №ди-пЁрушаЇ
йоджайан м№йай№ дево йоганидр№м акалпайат [19]

До слияния пять главных материаль­ных эле­мен­­тов пребывают в исходном состоянии, обособ­ленными в отдельных формах. На этом этапе их взаимодейст­вие еще не началось. Соединяясь со Своей божественной энергией, Маха-Вишну, Из­на­­чаль­ная Личность Бога, при­вел в движение майю, связал обособленные эле­мен­ты; и творя ма­териаль­ный мир, соединяя и гармо­ни­зируя их, Он оставал­ся погруженным в йога­-нидру, на­­ходясь в брачном союзе со Своей божествен­­ной энер­гией. [19]

Комментарий: Май№дхйакше+а прак\тиЇ сЁйа­те са­чар№чарам — «Все движущиеся и неподвиж­ные су­ще­ства сотворены Матерью Природой под Мо­им при­смот­­ром». Смысл этого утверждения «Шри Гиты» сле­дую­щий: первоначально майя, тень божественной энер­гии — энергии Чит, была без­деятельна; составные части без­бреж­ной стихии мат­ерии, впоследствии став­шие дей­ственной при­чиной творения, были отделе­ны од­на от другой. По воле Кришны — то есть силой мо­гущества Маха-Вишну — инструментальная и дейст­вен­ная час­ти майи слились, в результате чего проявил­ся материаль­ный мир. Несмотря на это, на протя­жении всего акта тво­рения Сам Всевышний Господь остается связанным со Своей Божественной энер­гией, Йога­нид­рой.

Слово «Йоганидра», или «Йогамайя», следует по­ни­мать следующим образом: природа этой боже­ст­­вен­­ной энергии — просветлять, то есть откры­вать истину, в то время как природа Ее теневой энер­­гии — являть тем­но­ту мирского неведения. Ког­­да Криш­­на желает про­све­тить, открыть что-то в делах мира тьмы, материально­го мира, Он решает эту задачу, приводя в соприкосно­ве­ние (йо­гу) без­де­ятельную тень майи с высочайшей мощью Сво­ей бо­же­ственной энер­гии. Это и есть Йога­ма­­йя.

Это приводит к двум следствиям: проявлению Йога­­­майи на Вайкунтхе и в материальном, испол­нен­ном не­ве­­жества мире. Кришна, полные прояв­ле­ния Кришны (свам­­ши) и те из Его отделенных частиц — отдельных душ (вибхиннамша-джив), что совершенно чисты — об­ре­тают в этом откро­ве­нии опыт Вайкунтхи, в то вре­мя как души, связанные материей, получают лишь мир­ской, невежественный опыт. Занавес мешает обре­те­нию ду­­хов­ного опыта и духовных ощущений матери­аль­но обуслов­ленных душ, и этот занавес носит имя «Йога­нидры»; это также проявление энергии Все­выш­него Господа. В дальнейшем об этом будет ска­зано под­робнее. [19]

 

Стих 20

йоджайитв№ ту т№нй ева
правивеЎа свайа= гух№м
гух№= правиш}е тасми=с ту
джёв№тм№ пратибудхйате [20]

Соединяя те разъединенные элементы, Он про­я­вил бесчисленные материальные вселен­­ные и лич­но во­шел в гуху — внутреннюю область со­во­купности ма­териаль­ных форм. В этот момент про­буж­­дают­ся джи­вы, спав­шие во время всего ка­таклизма. [20]

Комментарий: Писания приводят множество ис­тол­ко­ваний слова гуха. В некоторых текстах слово гуха оз­­на­чает непроявленные деяния Господа, а в других слу­ча­ях гуха означает место пребывания ин­дивиду­альной Сверх­души каждой вселенной; и во многих текс­тах пи­са­ний термин гуха служит для обозначения тай­ного, внут­реннего пространства в серд­це каждой джи­вы. Об­щий смысл состоит в том, что любое место, скры­тое от обычного наблюдателя, может быть названо словом гуха.

В первую из эпох все дживы, погруженные в тело Все­вышнего Господа Хари во время великой гибели ми­ра, наступившей в конце жизни Господа Брахмы, вновь по­­явились в мире, заняв положения согласно их кар­­ме — побуждениям их прежней мирской деятель­но­сти (джё­­в№тм№ прати­будхйа­те). [20]

 

Стих 21

са нитйо нитйа-самбандхаЇ
прак\тиЎ ча параива с№ [21]

Всегда и во все времена джива вечна и нахо­дится в вечных отношениях с Господом, у которых нет ни на­чала, ни конца. Она принад­ле­жит к высшей, не­мате­риальной природе. [21]

Комментарий: Подобно тому, как Солнце по­стоян­но связано со своими лучами, так и Всевыш­ний Гос­подь имеет вечные взаимоотношения с джи­вами. Джи­вы — мельчайшие, атомарные частицы лучей Его со­знания, Его божественной энергии; и по этой причине, в отличие от любой материальной субстанции, они не вре­менны, не тленны. Частицы лучей Его сияния, они уна­следовали малую часть качеств Кришны; вот поче­му джива — во­площение способности восприятия, вос­принимающая, об­ла­­да­ю­щая сознанием собственного «я», наслаж­даю­щая­ся, мыслящая и действующая.

Различие между Кришной и дживой состоит в том, что Кришна всемогущ, а джива подобна ато­му. По ха­рак­­теру их вечных взаимоотношений джи­ва — вечная слу­­жанка Всевышнего Господа, Гос­подь же есть ее веч­ный повелитель. Джива наделе­на всем необходимым для восприятия расы, то есть готова к участию в бо­жест­вен­ных исполненных блаженства отношениях с Гос­подом.

Изречение «Шри Гиты» апарейам итас тв анй­№= прак\ти= видхи ме пар№м гласит, что дживы относят­ся к вечной, нематериальной энергии Криш­ны; все ка­чест­ва чистой души трансцендентны к восьми матери­аль­ным ка­чествам, начиная с эго. Поэтому могущество дживы, не­смотря на незна­читель­ность ее сил, по своей природе вы­ше иллю­зии, майи.

Еще один термин, характеризующий природу джи­вытатастха-шакти, «пограничная энер­гия»: джива рас­полагается на пограничной линии, разделяю­щей сфе­ру майи и мир Бога; вследствие своей нич­тож­­­ности она мо­­жет попасть в плен к иллюзии, од­на­ко рабство у майи пе­­ре­стает грозить ей, если она покоряется Кришне — Влас­­телину майи. С незапамят­ных времен плененной май­ей обуслов­ленной душе при­ходится претерпевать мир­­­ские страдания и скорбь, вновь и вновь рождаясь в ми­ре. [21]

Стих 22

эва= сарвв№тма-самбандха=
н№бхй№= падма= харер абхЁт
татра брахм№бхавад бхЁйаЎ
чатурвведё чатурммукхаЇ [22]

Возникший из пупка Вишну, лотос свя­зан со все­ми душами. Внутри этого лотоса рож­дается знаток че­ты­рех Вед, четырехглавый Брах­ма. [22]

Комментарий: Служа местом пребывания всего мно­­­жест­ва джив, этот лотос возникает из тела ве­зде­су­щего пу­руши, находящегося во всех объектах вселен­ной. Оли­це­творение мирских удовольствий, че­ты­рех­главый Брах­ма рождается от изначального Брах­мы, Хиранья­гарбхи, представляющего все множество джив в их обуслов­лен­ном, физическом существовании. Этот стих объя­сняет по­ложение Го­спо­да Брахмы: божество с оп­ре­деленными полно­мочиями, он также является час­тич­ным прояв­лением Кришны, будучи Его отделен­ной частью (ви­бхин­­намшей). [22]

Стих 23

са*дж№то бхагавач-чхактй№ тат-к№ла= кила чодитаЇ
сис\кш№й№= мати= чакре пЁрвва-са=ск№ра-са=ск\там
дадарЎа кевала= дхв№нта= н№нйат ким апи сарвватаЇ [23]

Побуждаемый энергией Всевышнего Господа со­глас­­но склонностям, обретенным в своих преж­них жиз­­нях (пурва-самскаре), после своего рож­дения Гос­подь Брах­­ма размышлял над сотво­ре­нием мира, но ку­да бы он ни бросил взгляд, он не видел ничего, кро­ме тьмы. [23]

Комментарий: Попытка Господа Брахмы со­творить мир — не более чем результат побужде­ний, сформи­ро­­ван­­ных в его прежних суще­ство­ва­ниях. Именно так каж­­дая джива обретает свою природу и качества; бла­го­­да­ря побуждениям, при­сущим этой природе, усилия джи­­­вы принимают кон­кретную форму. Это явление на­зы­­вает­ся «не­ви­димым» (адришта) или «плодом дея­ний» (кар­­ма-пхала). Естественное для Господа Брах­мы побу­жде­­ние возникает в результате деяний, со­вер­шен­­ных им в предшествующую эпоху. Аналогичным образом и до­стой­ные дживы тоже обретают положе­ние Брах­мы. [23]

 

Стих 24

ув№ча пуратас тасмаи тасйа дивй№ сарасватё
к№ма-к\ш+№йа говинда-%е гопёджана итй апи
валлабх№йа прий№ вахнер мантра= те д№сйати прийам [24]

Тогда Божественный Звук Верховной Личнос­ти Бо­га, олицетворенный в образе Дивья Са­расвати, об­ратился к Брахме, созерцавшему тьму вокруг: «О Брах­ман, клё= к\ш+№йа говинд№йа го­пё­джа­на-вал­ла­бх№йа св№х№ — эта мантра прине­сет тебе исполне­ние всех твоих сокровенных жела­ний». [24]

Комментарий: Мантра из восемнадцати слогов, вклю­­чая семя устремленности (клё=), есть лучшая из мантр. Ей присущи два свойства; одно из них — на­пра­в­лять чистую душу к Пленяющему все серд­ца, Криш­­не — Властелину Гокулы, Повели­телю гопи. Это выс­­шая, предельная цель священ­ных устремлений ду­ши. Ког­­да, занимаясь предпи­сан­ной практикой, чело­век ос­вобо­жда­ется от эго­истических желаний, он спо­собен дос­тичь пре­мы — совершенства Божественной Люб­ви. Од­на­­ко эта высочайшая мантра исполняет и другие же­ла­­ния прак­ти­кующего, питающего какие-ли­бо личные меч­­­ты. В священном символе (янтре) ис­тин­ная форма се­­мени устремленности сокрыта внут­ри лотоса Го­локи; и семя желания отражается в матери­аль­ных объектах, ис­­полняя все виды желаний в мате­ри­аль­ном мире майи. [24]

 

Стих 25

тапас тва= тапа этена тава сиддхир бхавишйати [25]

«О Брахман, предайся подвиж­ни­чест­ву, раз­мыш­ляя над этой мантрой, и ты обре­тешь со­­вер­шенст­во». [25]

Комментарий: Смысл сказанного не нуждается в по­­яс­не­ниях. [25]

 

Стих 26

атха тепе са сучира= прё+ан говиндам авйайам
Ўветадвёпа-пати= к\ш+а= голока-стха= пар№тпарам
прак\тй№ гу+а-рЁпи+й№ рЁпи+й№ парййуп№ситам
сахасра-дала-сампанне ко}и




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.