Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Темы исследовательских сообщений о взаимоотношениях фольклора и литературы



1. Жанры русского фольклор в ранней русской летописи.

2. Использование жанровых особенностей фольклорных произведений в поэтике «Слова о полку Игореве».

3. Фольклор и русская демократическая сатира XVII в.: сходство и отличие.

4. Сказочный сюжет о «мудрой деве» и «Повесть о Петре и Февронье».

5. Русская лубочная повесть XVII в. и фольклорная традиция.

6. Русская народная баллада как источник сюжетов лиро-эпических произведений русских писателей XIX в.

7. Фольклорный сюжет о влюбленных, умерших в один день, в мировой литературной традиции.

8. Сказочный сюжет «о разбойниках» в произведениях А.С.Пушкина.

9. Отражение в малороссийских повестях Н.В.Гоголя представлений о низшей демонологии.

10. Фольклорный образ черта в литературной традиции XIX в.

11. Черты русской традиционной песни в поэзии Н.А.Некрасова.

12. Мифологические мотивы, сюжеты и образы в Петербургских повестях Н.В.Гоголя.

13. «Песня о купце Калашникове» М.Ю.Лермонтова как переосмысление русской исторической песни.

14. Использование жанра былички в сюжете рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг».

15. «Песни западных славян» А.С.Пушкина как фольклорная стилизация.

16. А.А.Блок о фольклоре.

17. Фольклорные мотивы в поэтическом творчестве М.И.Цветаевой.

18. Народная утопия в раннем поэтическом творчестве С.А.Есенина.

19. Мифологические образы в творчестве старших и младших символистов.

20. Элементы народного театра в советской комедии 1920-х годов.

21. Фольклорный образ мира в произведениях А.Платонова.

22. Элементы мифологического сознания в творчестве писателей «деревенщиков» 1960-70-х годов.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
ДЛЯ ОТРАБОТОК ПРОПУЩЕННЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

I модуль

1. Что такое синкретизм? Объяснить и привести примеры из фольклора.

2. Что такое вариативность фольклорных произведений? Объяснить и привести примеры.

3. Как вы понимаете проблему автора в фольклоре? Объяснить и привести примеры.

4. Чем, как вы думаете, произведение устного словесного творчества отличается от произведения литературного? Объяснить и привести примеры.

5. Перечислить основные особенности фольклора как особого вида искусства и кратко их охарактеризовать.

6. Чем, по вашему мнению, фольклор отличается от литературы?

7. Объясните, как возникают и развиваются фольклорные жанры и отдельные произведения, приведите примеры; как они связаны с течением исторического времени и социальными изменениями.

II модуль

1. Перечислите представителей одной из названных здесь школ русской и зарубежной фольклористики, расположите их в хронологическом порядке: а) мифологическая школа, б) школа заимствования, в) историческая школа.

2. Назвать не менее трех школ европейской (и русской фольклористики) и объяснить, каким образом та или иная школа отмечает природу сходства мифологий разных народов мира.

3. Какие вопросы решала историческая школа в процессе исследования русского героического эпоса? Привести 1-2 примера.

4. Назовите школы и исследователей, занимавшихся изучением былин, обозначьте методологические подходы.

5. Проанализировать сюжет любой былины с точки зрения одной из школ русской фольклористики.

III модуль

1. Какие свойства мифологического мышления вы знаете?

2. Чем определяется специфика мифологических представлений о времени и пространстве, объяснить, привести примеры?

3. Объяснить особенности мифологических представлений о времени с примерами.

4. Объяснить особенности мифологических представлений о пространства с примерами.

5. Назвать предпосылки возникновения мифологического сознания.

6. Назвать не менее 3-х признаков различий между архаическими и более поздними мифологическими системами.

7. Определить стадиальные различия и типологическое сходство в группе мифологических героев: первопредки – демиурги – культурные герои.

8. Привести не менее трех примеров сходных сюжетов, мотивов или героев из мифов разных народов мира; объяснить причину этого сходства.

9. Назвать не менее трех различий между такими мифологическими функциями, как культурный герой и трикстер.

10. Дать краткое (в одном предложении) определение: что такое хтонизм, анимизм, фетишизм, героизм.

11. Как образ богочеловека в монотеизме нового времени связан с особенностями календарного мифа и природой мифологических представлений о времени?

12. Как архаический образ царя-жреца отразился в народных праздниках календарной обрядности?

13. Как связаны миф, обряд, сказка, эпос?

IV модуль

1. Назвать жанры обрядовой лирики и определить их отличия от необрядовой лирики.

2. Назвать жанры народной устной прозы и определить, чем отличаются друг от друга сказочная и несказочная проза.

3. Дать определение былинам, назвать, чем отличаются древнейшие сюжеты от более поздних?

4. Чем исторические песни отличаются от былин и какие черты сходства можно в них найти?

5. Чем баллады отличаются от исторических песен и что общего можно в них найти?

6. Попытайтесь определить эволюцию эпического мышления, выстройте последовательную цепочку и обоснуйте: роман, баллада, былина, героический миф, историческая песня, волшебная сказка.

7. Назвать мотивы, сюжеты или образы народной сказки, где отразились в том или ином виде ритуалы или мифологические представления, привести примеры.

8. Как происходит трансформация жанра суеверного мемората в сказку?

9. Нарисовать схему системы жанров русского фольклора с краткими объяснениями художественных и исторических особенностей (выбрать для схемы один род словесного искусства): а) жанры русской лирики, б) жанры русского эпоса, в) жанры русского народного театра.

10. В чем заключатся отличия киевского и новгородского циклов былин? Привести 1-2 примера.

11. Каковы особенности экспозиции былин? Привести 1-2 примера.

12. В чем отличие архаического эпоса от героического? Привести 1-2 примера.

13. Каковы художественные функции эпитетов в былине? Привести 1-2 примера.

14. Какова роль «общих мест» в поэтике былины? Привести 1-2 примера.

15. Какова специфика художественного времени в былинах?

16. Сопоставить трех русских богатырей (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович), выявить сходства и различия, соотнести с принципами характеристики сказочных героев.

17. Какой (или какие) общий сюжет можно найти в «Одиссее» Гомера и в былинах о Добрыни Никитиче?

18. Какова художественная роль отрицательных сравнений в былинах? Привести пример подобного художественного приема из литературы нового времени.

19. Найдите не менее трех признаков, по которым можно отнести сюжет той или иной былины к древнейшим.

20. Какие черты былинной поэтики связывают этот жанр с волшебной сказкой, с исторической песней, с романом.

21. Как сюжеты былин и былинные герои связаны с историей? (На примере былины «Добрыня и Змей», «Илья Муромец и Калин-царь», «Данило Ловчанин» или др.).

22. Назвать разновидности зрелища, принадлежащего формам народного театра.

23. Каков генезис русского народного театра?

24. Назовите, какие приемы русского балагурства применяются в народном театре и объясните принципы их функционирования.

V модуль

1. Как особенности мифологического времени повлияли на формирование художественного времени в литературе нового времени?

2. Какой тип героя в художественной литературе нового времени может быть назван трикстером?

3. Как соотносится структура сказочного сюжета с эпической традицией в художественной литературе нового времени?

4. Чем отличаются народные праздники (связанные с народной праздничной смеховой культурой) и официальные, государственные праздники?

5. Привести примеры отражения мифологических комплексов в художественной литературе нового времени?

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФОЛЬКЛОР»

1. Понятие фольклор. Общие особенности народного искусства.

2. Миф. Общие свойства мифологического мышления. Особенности мифологического времени и пространства. Категории мифа.

3. Связь мифа и обряда (по работам М.Е.Мелетинского, А.Ф.Лосева, В.Я.Проппа и дополнительной литературе).

4. Значение ритуального смеха в фольклоре и литературе (по работам: В.Я.Проппа, М.М.Бахтина и дополнительной литературе).

5. Общая характеристика календарной обрядовой поэзии, связь с календарными мифами и обрядами, обрядовые и мифологические комплексы, отразившиеся в календарной обрядовой поэзии. Взаимоотношение православия и языческой календарной обрядности.

6. Обряды и поэзия зимнего цикла: Святки, Масленица - магия первого дня, комплекс карнавального короля, культ поминовения предков и др. мифологические представления.

7. Обряды и поэзия весеннего цикла: Веснянки, Егорьев день, Троицко-семицкая обрядность – соединение брачной и календарной обрядности.

8. Обряда и поэзия летнего цикла: похороны Кастромы, день Ивана Купалы, жнивные обряды и песни – представления о древних духах растительности.

9. Общая характеристика, собирание, изучение и состав семейной обрядовой поэзии. Связь ее с мифологическими представлении о времени и пространстве. Элементы утерянной семейной обрядовой поэзии, рассеянные в других жанрах фольклора.

10. Свадебная обрядовая поэзия.

11. Похоронные причитания и их связь с похоронным обрядом. Рекрутские причитания.

12. Генезис и поэтика заговоров.

13. Генезис и поэтика пословиц и поговорок. История собирания, изучения и основные сборники.

14. Генезис, поэтика и основные художественные средства загадки, ее связь с обрядом. Основные сборники загадок.

15. Сказка, определение жанра, ее жанровые разновидности, происхождение. История собирания и изучения сказок. Основные сборники.

16. Животный эпос, происхождение вымысла, темы, идеи, образы.

17. Социально-бытовые сказки. Происхождение вымысла, жанровые разновидности, социальная и идейно-художественная природа образов.

18. Взаимосвязь мифа, обряда и сказки (по работам В.Я.Проппа).

19. Происхождение вымысла волшебной сказки, жизненная основа древних сюжетов (по работам В.Я.Проппа).

20. Жанровые особенности волшебной сказки: композиция, пространство и время, персонажи, стилевые формулы (по работам В.Я.Проппа).

21. Жанровые признаки устной несказочной прозы. Состав, происхождение, поэтика.

22. Генезис и поэтика преданий, легенд, сказов.

23. Генезис и поэтика быличек, бывальщин, былей, их классификация и жанровая трансформация (по работе Э.В.Померанцевой).

24. Понятие «героический эпос», его связь с мифом, волшебной сказкой, архаическим эпосом (по работам М.Е.Мелетинского, В.Я.Проппа, А.Ф.Лосева).

25. Определение жанровых признаков былины. История собирания, изучения и основные издания былин.

26. Предпосылки формирования русского героического эпоса, периодизация, классификация сюжетов (по работе В.Я.Проппа «Русский героический эпос»).

27. Основные сюжеты былин древнейшего периода.

28. Тематика и поэтика былин Киевского цикла.

29. Тематика и поэтика былин Новгородского цикла.

30. Поэтика былин. (по работе А.П.Скафтымова «Поэтика и генезис былин»).

31. Время и пространство в былине (по работе Д.С.Лихачева «Поэтика древнерусской литературы»).

32. Проблема историзма русских былин: позиции исторической и сравнительно-типологической школ в русской фольклористике (по работам В.Ф.Миллера, М.М.Плисецкого Б.Н.Путилова).

33. Жанровые признаки исторических песен, периодизация. Собирание и изучение исторических песен.

34. Исторические песни раннего периода. Стихотворная форма, общие места, повторы, система образов. Связь с былиной и балладой.

35. Исторические песни об Иване Грозном. Приемы создания образов.

36. Исторические песни о Степане Разине. Приемы создания образов.

37. Новая историческая действительность в исторических песнях 18 века. Песни о Емельяне Пугачеве, жанровая трансформация.

38. Исторические песни 19 века.

39. Народная баллада. Происхождение и признаки жанра.

40. Народная драма: жанровые разновидности, поэтика и генезис.

41. Характеристика жанра лирической песни, происхождение, тематика, классификация.

42. Поэтика жанра лирической песни, приемы песенной композиции, психологический параллелизм, песенная символика, средства выразительности.

43. Поэтика и генезис жанра частушки.

44. Поэтика и генезис детского фольклора.

45. Фольклористика как наука. Принципы и методы изучения фольклора.

46. Начало изучения русского фольклора, сборники 17-18 веков.

47. Деятельность русской мифологической школы.

48. Антропологическая школа и теория заимствования в фольклористике.

49. Русская историческая школа.

50. Сравнительно-историческое изучение фольклора.

51. Основные черты фольклора доклассового общества.

52. Фольклор в эпоху феодализма.

53. Фольклор в эпоху капитализма и в ХХ веке (состояние и изучение фольклора).

54. Особенности взаимоотношений фольклора и литературы.

 

Основная литература по дисциплине




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.