Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ХОД ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ



Данное практическое занятие имеет целью комплексное изучение русского героического эпоса в аспектах его происхождения, изучения (в частности взгляды различных школ русской фольклористики на историзм былин), типологической устойчивости структуры, национальной и художественной самобытности. Нужно сказать, что, несмотря на в большей степени репродуктивный характер заданий этого практического занятия, студенты должны не только самостоятельно прочитать, законспектировать, разобраться с данным материалом, но и обобщить все то, что было им известно по этому вопросу из лекций и других практических занятий.

1. Так же, как и все занятия, обращенные к изучению конкретного фольклорного жанра, подготовка к этому занятию должна начаться с чтения былин. Минимумом является чтение 4 былин, сюжеты которых непосредственно разбираются на занятии, но целесообразно прочитать еще ряд былин (а в идеале, может быть, и эпические песни других народов мира по согласованию с преподавателем), где встречаются подобные сюжеты, мотивы или функции героев.

2. Затем необходимо обратиться к статье В.Я.Проппа «Калевала» в свете фольклора» и понять, как на примере реконструкции карело-финского эпоса автор раскрывает структуру жанра и специфику фольклорного произведения вообще. Речь в данном случае идет об особенностях фольклорного авторства и специфики фольклорного времени, соотносящегося со временем реальным.

3. Обратившись к ряду методологических выкладок, приведенных в работе В.Я.Проппа «Русский героический эпос», можно наглядно представить себе не только этапы становления эпоса у разных народов, но и понять принцип действия сравнительно-типологического метода в процессе реконструкции утерянных, архаических форм эпического творчества того или иного народа (здесь идет речь о реконструкции ранних этапов русского архаического эпоса).

4. Целый блок вопросов связан с проблемой историзма былин, решаемый по-разному исторической школой и учеными, придерживающимися историко-типологического метода, связанного с исторической поэтикой А.Н.Веселовского. Методика подготовки к этим вопросам – общая. Применительно к известным уже сюжетам былин применяется толкование исторической школы, которое опирается на отрывок из работы В.Ф.Миллера (основателя исторической школы) и на работу М.М.Плисецкого (написанную в рамках дискуссии об историзме былин в 50-60-е годы) – представителя исторической школы во второй половине ХХ в. Затем нужно обратиться к еще одному участнику дискуссии – Б.Н.Путилову и понять, как он интерпретирует сюжеты анализируемых былин с точки зрения их типологического изучения в контексте сюжетов героического эпоса южнославянских народов. В заключительном вопросе об историзме былин должны прозвучать положения, выдвинутые в 1924 г. А.П.Скафтымовым, который, будучи представителем исторической школы, тем не менее, оказался в числе ее критиков

5. Далее предполагается знакомство с отрывками работы А.П.Скафтымова «Поэтика и генезис былин», которое поможет вычленить в сюжете героической песни композиционный стержень, связанный, во-первых, с эффектом неожиданности, а во-вторых – с тем центральным место, которое занимает герой былины не только в сюжете, но и во всем эпическом мире героического эпоса, что обуславливает ряд особенностей ее поэтики и идейную направленность. Важным в изучении этой работы является и то, что в поэтике былины заложены важнейшие черты, которые унаследовал эпос в литературную эпоху.

6. Еще одной важнейшей чертой как фольклорной (точнее эпической), так и литературной поэтики является проблема художественного времени и пространства. Студенты практически впервые знакомятся с важнейшими категориями в научной интерпретации и практическом анализе художественного произведения. В процессе изучения работы Д.С.Лихачева, посвященной этой проблеме, необходимо обратить внимание на то, что хронотоп имеет ряд уровней: жанровый, хронологический, авторский, словесный и др. Затем возникает вопрос о проблеме автора в фольклоре и литературе. Кроме того, необходимо отметить, как может измениться представление о времени и пространстве в зависимости от исторической эпохи, в которую создается произведение. Особое внимание, на мой взгляд, необходимо обратить на понятие «временной перспективы» и на то, как она может повлиять на отражение пространственно-временных представлений в художественном произведении.

6. Дополнительным может стать сообщение, основанное на статье В.М.Жирмунского, связанной со сравнительно-историческим анализом сюжета «муж на свадьбе своей жены» в узбекском, русском и древнегреческом эпосе.

Практическое занятие № 5 (2 часа)

Народный театр

1. Каковы истоки народного театра?

2. Какова роль скоморохов в народных игрищах и представлениях?

3. Какие признаки древних шаманов (жрецов) остались в облике и поведении скоморохов Древней Руси и их последователей: кукольников, медвежьих вожатых, балаганных дедов и др.?

4. Каковы общие черты сюжетно-композиционного построения народных драм «Царь Ирод» («Смерть царя Ирода») и «Царь Максимилиан»?

5. Что сходного можно найти в поэтике кукольного театра Петрушки, вертепного театра и балаганных представлений?

Литература

Савушкина Н.И. Русский народный театр. М.: Искусство, 1976.

Народный театр. / Сост., вступ. ст., подготов. текстов и коммент. А.Ф.Некрыловой, Н.И.Савушкиной. М.: Советская Россия, 1991.

Гусев В.Е. Истоки русского народного театра. Л.: изд-во ЛГИТМиК, 1977.

Даркевич В.П. Народная культура средневековья. М.: Наука, 1988. С.62-66, 97-152, 212-217.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.