В фигурных диаграммах столбики, круги, линии заменяются одинаковыми схематическими изображениями людей, предметов, каждый из которых соответствует условному числу людей или предметов, представленных на рисунке. Сравнение в разных местностях и в разное время производится по количеству изображаемых предметов. Например, рост числа коек в виде схематических больничных коек, рост численности населения — в виде человеческих фигур и т.д.
Статистические карты — картограммы — иллюстрируют интенсивность статистических показателей в географических, административных районах. Например, показатели рождаемости, смертности, заболеваемости или другие данные наносятся на контурную карту посредством различной окраски, штриховки или с помощью изолиний, изображающих районы с одинаковыми показателями.
Заболеваемость детей до 14 лет с впервые в жизни установленным диагнозом (на 1000 детей) на территории Гомельской области в 2005 году.
Картодиаграммы. На контурной карте изображаются диаграммы различного рода.
Для графического изображения интенсивных показателей используются столбиковые, линейные, радиальные диаграммы, картограммы, картодиаграммы.
Экстенсивные показатели графически могут быть изображены секторной диаграммой, а также картограммой. Показатели наглядности — столбиковой диаграммой, картограммой, картодиаграммой.
Схема 4.
ГРАФИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ
В МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКЕ
ПРИМЕНЕНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ
ДИНАМИКА
ПОКАЗАТЕЛЕЙ
В ТЕЧЕНИЕ
ГОДА ИЛИ
РЯДА ЛЕТ
(ДНЕЙ)
ЭКСТЕНСИВНЫЕ
ПОКАЗАТЕЛИ
АБСОЛЮТНЫЕ
ВЕЛИЧИНЫ,
ЭКСТЕНСИВНЫЕ,
ИНТЕНСИВНЫЕ
ПОКАЗАТЕЛИ
И ПОКАЗАТЕЛИ
СООТНОШЕНИЯ
ИЗОБРАЖЕНИЕ ЯВЛЕНИЯ ЗА
ЗАМКНУТЫЙ
ЦИКЛ ВРЕМЕНИ
IV ЭТАП — АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ, ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
При анализе материала проводится более глубокое изучение всех взаимодействующих факторов, выявление основных влияющих причин, исключение случайных явлений и т.д. Осуществляется осмысливание, сравнение, обсуждение, заключение, выводы, разработка мероприятий для внедрения в практику.
ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРАКТИКУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.
Выделяют формы внедрения, его стадии, уровни, пути (виды) внедрения.
Формы внедрения.
1. Внедрение в производство по выпуску новых средств материально-технического обеспечения, например, новых изделий медицинского назначения.
2. Внедрение в практику здравоохранения.
3. Внедрение в учебный процесс.
4. Внедрение в научный процесс;
5. Внедрение в другие отрасли народного хозяйства (например, внедрение санитарных норм и правил в работу пищевой промышленности).
Предложения, подлежащие внедрению:
1. Новые методы и способы профилактики, диагностики, лечения и медико-социальной реабилитации.
2. Новые организационные формы и методы работы, новые медицинские технологии.
3. Новые лекарственные средства и другие препараты.
4. Новые иммунобиологические препараты.
5. Санитарно-гигиенические и санитарно-противоэпидемические правила и нормы.
Источниками предложений для внедрения являются:
1. Результаты завершенных научных исследований.
2. Открытия, изобретения.
3. Передовой опыт работы лечебно-профилактических и санитарно-профилактических организаций.
Внесение во врачебную практику возможно только с официального разрешения Министерства здравоохранения.
Стадии внедрения:
1. Освоение метода на уровне РНПЦ, вуза, БелМАПО.
2. Освоение метода учреждениями здравоохранения: амбулаторно-поликлиническими учреждениями, лечебно-профилактическими учреждениями, диспансерами, учреждениями скорой и неотложной медицинской помощи, учреждениями охраны материнства и детства, санаторно-курортными учреждениями, санитарно-эпидемиологическими учреждениями, учреждениями судебно-медицинской экспертизы, аптечными организациями.
Уровни внедрения:
I — в отдельных (одном или нескольких) организациях местного значения.
II — в большинстве профильных организациях области, района.
III — в большинстве профильных организациях республики.
IV — международный уровень.
Пути (виды) внедрения:
1. По результатам завершенного исследования может быть подготовлен и издан приказ главного врача отдельной организации, главного врача района по нескольким организациям или району в целом, приказ областного управления здравоохранения. Министерства здравоохранения.
2. На основании полученных данных могут быть подготовлены и изданы методическая инструкция, положение, методические рекомендации и др.
3. Результаты исследования могут быть положены в основу лекции или доклада для организаторов здравоохранения, врачей или средних медработников, представителей государственных, общественных органов, организаций, населения, выступления по радио или телевидению.
4. Изложение результатов работы публикуется в печати в виде статьи, книги (монографии).
5. На основании исследования может быть проведена реорганизация деятельности медицинской организации или ряда организаций, организована целевая подготовка специалистов по овладению новыми методами работы; школа передового опыта работы лечебно-профилактических и санитарно-профилактических организаций, организация курсов, семинаров.
7. Экспозиция на съездах, конференциях и т.д. Практическое использование организациями здравоохранения (в порядке личной инициативы).
8. Серийный выпуск аппаратов, лекарственных препаратов, вакцин и т.п.
Оценка результатов внедрения выражается основными видамиэффективности — медицинской, социальной, экономической.
Медицинская эффективность внедрения — его новизна, полезность, улучшение состояния здоровья, сокращение сроков лечения. Снижение числа случаев заболеваемости, смертности.
Социальная эффективность — влияние на медико-демографические процессы и выражается в увеличении средней продолжительности жизни, повышении качества жизни, улучшении экологии, условий труда и т.д.
Экономическая эффективность оценивается ресурсными и стоимостными категориями.