Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социологический метод



МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

 

Т.М. ШАРШАКОВА, Н.П. ПЕТРОВА, Л.Г. СОБОЛЕВА

 

 

МЕТОДЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОРГАНИЗАЦИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.

ОРГАНИЗАЦИЯ СТАТИСТИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ. ЭТАПЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ. ГРАФИЧЕСКИЕ

ИЗОБРАЖЕНИЯ В СТАТИСТИКЕ

 

Учебно-методическое пособие для студентов 4 курса высших

Медицинских учебных заведений всех факультетов

 

 

Гомель 2008

УДК 63:31

ББК 5+60.5

Ш 26

 

Автор:

Шаршакова, Т.М., Петрова, Н.П., Соболева, Л.Г.

 

Рецензенты:

кандидат медицинских наук, доцент, кафедры общей гигиены,

экологии и радиационной медицины Гомельского государственного

медицинского университета С.М. Дорофеева.

 

Шаршакова, Т.М., Петрова, Н.П., Соболева, Л.Г.

Ш 26Методы статистического анализа здоровья населения и деятельности организаций здравоохранения. Организация статистического исследования. Этапы статистического исследования. Графические изображения в статистике: Учебно-методическое пособие для студентов 4 курса медицинских учебных заведений всех факультетов / Т.М. Шаршакова, Н.П.Петрова, Л.Г.Соболева ― Гомель: Учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет». 2008. ― с.

ISBN

 

Предназначено для проведения практических занятий на кафедре общественного здоровья и здравоохранения с целью получения знаний, умений и навыков по данной теме. Cодержит современные материалы по организации статистического исследования. Соответствует учебному плану и типовой учебной программе по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение», утвержденной Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

 

 

Утверждено и рекомендовано к изданию Центральным учебным научно-методическим советом Учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет» 2008 г., протокол № …

 

УДК 63:31

ББК 5+60.5

ISBN

© Учреждение образования

«Гомельский государственный

медицинский университет», 2008

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема изучается в течение 5 часов, практическое занятие состоит из 3 частей.

В первой части занятия определяется исходный уровень знаний студентов, проводится разбор и обсуждение основных вопросов темы. Во второй части студенты под руководством преподавателя определяют этапы статистического исследования, составляют план и программу статистического исследования в соответствии с индивидуальным заданием. В третьей части проводится контрольное тестирование студентов, подводятся итоги занятия.

В настоящее время становятся все более актуальными корректное применение статистических методов, научный подход к планированию медицинских исследований. Это связано с развитием концепции и практики доказательной медицины, постепенной интеграцией отечественной науки в мировую, развитием грантовой системы поддержки науки и, следовательно, с повышением требований к методологическому качеству исследования.

Знания и умения, полученные при изучении данной темы, будут необходимы студентам при изучении ряда тем курса общественного здоровья и здравоохранения, а также в будущей практической и научной работе.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

Приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков, связанных с организацией сбора, систематизацией, обработкой и анализом информации, правильным представлением и интерпретацией результатов такого анализа. Уметь внедрить в практическое здравоохранение разработанные мероприятия, направленные на улучшение состояния здоровья населения и работы органов и учреждений здравоохранения.

 

ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ

 

Показать определяющую роль статистического анализа при планировании исследования и анализе его результатов.

Изложить основные подходы к подготовке статистического исследования и статистическому анализу данных, а также представлению результатов исследования.

Овладеть методикой проведения статистического исследования.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ

 

Студент должен уметь:

— определять цель и задачи исследования;

— составлять план, программу статистического исследования здоровья населения, деятельности медицинских организаций и врачей;

— составлять макеты статистических таблиц;

использовать графические изображения для анализа явлений.

Студент должен знать:

— основы медицинской статистики;

— методы статистического анализа здоровья населения и деятельности организаций здравоохранения;

— определение статистической совокупности, ее структуры;

— виды статистической совокупности; требования, предъявляемые к выборочной совокупности;

— методы отбора выборочной совокупности;

— определение единицы наблюдения, классификацию ее учетных признаков;

— принципы составления программы и плана статистического исследования;

— этапы статистического исследования их содержание;

— требования при составлении таблиц и графических изображений;

— формы внедрения, его стадии, уровни, виды.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗ СМЕЖНЫХ ДИСЦИПЛИН

 

1. Роль Н.А.Семашко и З.П.Соловьева в становлении и развитии общественного здоровья и здравоохранения.

2. Принципы здравоохранения.

3.Определение статистики как науки.

4. Этапы развития статистики как науки.

5. Построение графических изображений.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

1. Медицинская статистика, ее содержание, задачи.

2. Методы статистического анализа здоровья населения и деятельности организаций здравоохранения.

3. Организация статистического исследования.

4. Этапы статистического исследования.

5. Графические изображения в статистике, виды графических изображений, их использование для анализа явлений.

 

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ

Общественное здоровье и здравоохранение как самостоятельная медицинская наука изучает воздействие социальных условий и факторов внешней среды на здоровье населения с целью разработки профилактических мер по оздоровлению его и совершенствованию медицинского обслуживания. Общественное здоровье занимается изучением широкого круга различных медицинских аспектов, социологических, экономических, управленческих, философских проблем в охране здоровья населения в конкретной исторической обстановке.

Для разработки различных проблем общественного здоровья и здравоохранения используются следующие методы:

Статистический метод.

Статистический метод широко распространен в повседневной деятельности медицинских работников. Он включает единую систему учета, разработки материала, отчетности по всем видам медицинской помощи населению, что позволяет сделать обобщения, выявить те или иные закономерности уровня здоровья населения и качества медицинской помощи.

Социологический метод.

Социологический метод используется для получения информации непосредственно от населения (опрос, анкетирование). С помощью этого метода выявляют особенности отношения людей к разным видам медицинской деятельности, потребности в медицинской помощи и ее результативность.

Хронометраж.

Хронометраж является методом, позволяющим измерять время, затрачиваемое на разные виды медицинской деятельности. Он позволяет выявить резервы рационального использования рабочего времени, обосновать оптимальную его структуру.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.