Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Установление способности психически здоровых обвиняемых, свидетелей и потерпевших воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания



Поводами для назначения в этих случаях психологической экспертизы могут служить данные: о малолетнем возрасте, низком уровне интеллектуального развития, недостаточном овладении активной речью, о характерологических особенностях соответствующего лица, условиях восприятия (быстротечность событий, множественность раздражителей, одновременно воздействующих на субъект, состояние психической напряженности в момент восприятия и др.); о несоответствии показаний определенного лица другим материалам дела (некоторые люди, преимущественно дети и подростки, обладают особой формой памяти - эйдетической, которая позволяет им с абсолютной точностью воспроизводить воспринятую ранее информацию, вследствие чего их показания могут вызвать недоверие в силу исключительной детализированности).

При объективной, вытекающей из дела необходимости о назначении и проведении психологической экспертизы в вышеназванных случаях рекомендуется получение ответов на следующие вопросы:

а) Учитывая индивидуальные и возрастные особенности испытуемого и конкретные условия, в которых происходило событие (следует указать какое), мог ли испытуемый правильно воспринимать важные для дела обстоятельства (указать, какие)?

б) Учитывая психическое состояние испытуемого в момент восприятия, мог ли он правильно воспринимать важные для дела обстоятельства (указать, какие)?

в) Обладает ли испытуемый абсолютной чувствительностью зрительного, слухового (или иного, в зависимости от обстоятельств дела) анализатора, достаточной для восприятия раздражителя (указать, какого)?

г) Имеются ли у испытуемого признаки повышенной склонности

к фантазированию?

д) Имеются ли у испытуемого признаки повышенной внушаемости?

е) Имеются ли у испытуемого, признаки эйдетической памяти? Перечень предложенных вопросов — не исчерпывающий и по каждому конкретному делу зависит от обстоятельств, подлежащих выяснению и экспертной оценке.

Установление способности психически здоровых, потерпевших по делам об изнасиловании, правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление виновному.

Поводами для назначения психологической экспертизы в указанных случаях, как правило, являются: данные о пассивном поведении субъекта в определенной ситуации; отсутствие глубоких эмоциональных реакций на случившееся; сведения о некоторых характерологических особенностях (вялость, пониженная активность, неуверенность в себе, застенчивость, замкнутость и пр.) или о неблагоприятных условиях общего воспитания (систематическое подавление родителями самостоятельности ребенка, излишнее ограждение от трудностей) и недостатках полового воспитания в семье и в школе.

Рекомендуются следующие вопросы для постановки перед экспертами:

а) Имеются ли у испытуемой индивидуально-психологические особенности (например, не связанные с психическими заболеваниями, отставание в психическом развитии, характерологические черты, свойства эмоционально-волевой сферы), которые могли существенно повлиять на ее поведение в исследуемой ситуации?

б) Учитывая индивидуально-психологические особенности испытуемой и содержание исследуемой ситуации, могла ли испытуемая понимать характер и значение совершаемых с нею действий?

в) Учитывая индивидуально-психологические особенности испытуемой и содержание исследуемой ситуации, могла ли испытуемая оказывать сопротивление?

В литературе описан случай, когда некий П. в состоянии опьянения встретил на улице 14-летнюю В., достал из кармана нож и, угрожая им, заставил ее следовать за собой. По дороге, когда появлялись встречные прохожие, П. вновь доставал нож и угрожал потерпевшей убийством, если она попробует позвать на помощь. Обвиняемый привел В. к себе домой, где находились его отец и мать. Однако он пригрозил, что любая попытка обратиться к ним «кончится для нее плохо». Он привел В. в свою комнату, предложил ей сесть на диван, пошел на кухню, приготовил чай и напоил им потерпевшую. После этого он совершил с В. насильственный половой акт. В. в течение нескольких часов находилась в доме обвиняемого, никакого активного сопротивления ему не оказывала, за помощью не обращалась. Следователь назначил судебно-психологичес-кую экспертизу, поставил на ее разрешение следующий вопрос: «Учитывая индивидуально-психологические особенности В., эмоциональное состояние во время совершения с ней указанных действий, содержание сложившейся ситуации, могла ли она оказать сопротивление обвиняемому?» В распоряжение эксперта были представлены материалы дела, содержащие в частности показания родителей, учителей, школьных подруг потерпевшей, характеристики. Эксперт также беседовал с ее родителями, учителями. В экспертном заключении говорилось, что сложившуюся ситуацию несовершеннолетняя потерпевшая воспринимала как реальную угрозу для своей жизни. Недостаток жизненного опыта, несложившийся характер, пассивность, ослабленность волевых процессов, недостаточно развитые самостоятельность и активность мышления, состояние очень сильного испуга и растерянности — все это еще более усугубляло для потерпевшей сложившуюся ситуацию, делало для нее невозможным активное сопротивление. С учетом индивидуально-психологических особенностей В., ее эмоционального состояния во время совершаемых с нею действий и сложившейся ситуации, экспертиза пришла к выводу, что она не могла оказывать сопротивление.

Установление способности отстающих в психическом развитии несовершеннолетних обвиняемых полностью сознавать значение своих действий и определение степени их способности руководить своими действиями.

На возможность отставания в развитии психически здорового подростка могут указывать данные:

· его педагогическая запущенность;

· «детскость» поведения;

· легкомысленное отношение к своим противоправным действиям;

· несоразмерность объективного содержания поведения субъективно преследуемым подростком целям;

· свидетельские показания, говорящие о заметном отличии его от основной массы сверстников и др.

Рекомендуемые для постановки перед экспертизой вопросы:

а) Имеются ли у несовершеннолетнего признаки не связанного с психическими заболеваниями отставания в психическом развитии, и, если имеются, в чем они конкретно выражаются?

б) Учитывая состояние психического развития несовершеннолетнего, мог ли он полностью сознавать значение своих действий?

в) Учитывая состояние психического развития несовершеннолетнего, в какой мере он мог руководить своими действиями? Эти вопросы прямо вытекают из постановления Пленума Верховного Суда РФ №7 от 14 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних», которое нацеливает экспертов-психологов на дифференциально-экспертную оценку способности подростков сознавать значение своих действий и руководить ими. Следуя этому постановлению Пленума эксперт-психолог может, например, сделать вывод, что подросток мог сознавать значение своих действий, но не полностью, был способен руководить своими действиями, но не в полной мере и т.д, что имеет существенное значение. Во всяком случае для назначения целесообразной и соразмерной меры наказания.

С другой стороны, психологическая экспертиза, в отличие от психиатрической, позволяет пользоваться не жесткой формулой «вменяем—невменяем», а дать более тонкое и объективное определение степени способности подростка осознавать значение своих действий и меры способности руководить ими.

Так, например, несовершеннолетний М., которому к моменту совершения противоправных действий исполнилось 15 лет, обвинялся в совершении кражи личного имущества граждан (ткань). Мотив своего поведения подросток пояснил необходимостью достать материал для пеленания имеющегося в семье грудного ребенка. Адвокатом было заявлено ходатайство о назначении и проведении по делу судебно-психологической экспертизы подростка М. для установления уровня его умственного развития. Ходатайство было удовлетворено, и заключением экспертов — преподавателей кафедры психологии педагогического института с привлечением врачей-психиатров было признано, что подросток М., несмотря на достижение 15-летнего возраста, по уровню своего умственного развития соответствует возрасту 11 -12-летнего ребенка. Это заключение специалистов послужило основанием для прекращения уголовного преследования подростка М., с применением к нему принудительных мер воспитательного характера.

Установление наличия или отсутствия у обвиняемого в момент совершения противоправного действия состояния физиологического аффекта или иных эмоциональных состояний, способных существенно повлиять на его сознание и деятельность.

Поводами для возбуждения ходатайства о назначении в этих случаях психологических экспертиз могут служить:

· сведения о реально существовавших условиях, способствовавших накоплению отрицательных эмоциональных переживаний;

· возникновение стойких состояний нервно-психической напряженности (стресса);

· хроническая неудовлетворенность потребностей (фрустрация и т.п.);

· данные о конфликтном характере ситуации, в которой было совершено преступление, в частности, о том, что действия потерпевшего или иных лиц препятствовали реализации ведущих мотивов поведения обвиняемого, затрагивали его наиболее значимые интересы;

· показания свидетелей об изменениях внешнего вида, голоса, моторики у обвиняемого;

· факты частичного забывания обвиняемым отдельных элементов ситуации преступления.

Рекомендуемые вопросы:

а) Находился ли испытуемый в момент совершения преступления в состоянии физиологического аффекта?

б) Находился ли испытуемый в момент совершения преступления в эмоциональном состоянии (стресс, фрустрация, растерянность и др.), которое могло существенно повлиять на его сознание и деятельность?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.