Помощничек
Главная | Обратная связь

...

Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Творческий путь композитора



Предисловие

Эмиль Дарзинь оставил численно скромное, но художественное наследие в области сольных и хоровых произведений. Отличительными чертами музыки Дарзиня являются проникновенный лиризм, одухотворенность и простота, а также демократичность стиля. Хоровые произведения композитора пронизаны интенсивной, подчас напряженной эмоциональностью. Их тщательно отточенная мелодика, тембральное богатство, естественная пластичность развертывания формы сочетаются со стройностью внутренней драматургии. Его музыкальное наследие в наши дни живет полнокровной жизнью. Оно пользуется непреходящей любовью масс слушателей.

 

Арвид Даркевич

 

 

 

Творческий путь композитора

 

Эмиль Дарзинь(3 ноября 1875 - 31 августа 1910) латышский композитор - классик, музыкальный критик, хоровой дирижер. Родился в семье сельского учителя. С самого раннего возраста занимался музыкой, несмотря на слабое здоровье (так, из - за реакции организма на солнечный свет в течения пяти лет юный Дарзинь вынужден был жить в совершенно тёмной комнате). В 16 лет перебрался из провинции в Ригу, продолжая заниматься музыкой; раннее сочинение Дарзиня для мужского хора «Вы, холмы, и вы, луга» (1892) получило одобрение Язепа Витола.

В 1897 г. Дарзинь поступил в Московскую консерваторию, однако не смог продолжить обучение по состоянию здоровья. В 1898 г. он вновь предпринял попытку продолжить профессиональное образование и поступил в Санкт - Петербургскую консерваторию в класс органа Луи Гомилиуса, изучая также композицию под руководством Н. А. Римского-Корсакова.

Из - за недостатка средств в Петербурге Дарзинь давал частные уроки музыки, выступал как музыкальный критик, но в конечном итоге так и не смог свести концы с концами и в 1901 г. вернулся в Ригу, не окончив консерваторского курса.

В Риге Дарзинь преподавал музыку в различных гимназиях и частным порядком, его учениками были композиторы Янис Залитис и Адольфс Абеле. В 1903 г. он женился, в браке родились сын Вольфганг и дочь Лайма. В наибольшей степени Дарзинь, однако, выступал как музыкальный критик в ведущих латвийских изданиях, опубликовав, в частности, пространный очерк «О происхождении оперы» (1907), развёрнутые характеристики ведущих национальных композиторов Язепа Витола и Алфреда Калныня, а также ряд отзывов на текущие события музыкальной жизни, в результате которых у него сложились конфликтные отношения с некоторыми другими заметными представителями латышской музыкальной общественности.

Премьера двух оркестровых сочинений Дарзиня, «Одинокая сосна» и «Меланхолический вальс», вызвала продолжительную полемику в латвийской прессе: критик и фольклорист Павел Юрьянс обрушился на них как на дилетантские и содержащие в себе элементы плагиата. Дарзинь защищался в прессе, получив для публикации положительный отзыв Александра Глазунова о своих пьесах; Юрьянс в ответ опубликовал отрицательный отзыв о пьесах Дарзиня, полученный им от Яна Сибелиуса. В конечном итоге Дарзинь уничтожил партитуры всех четырёх своих сочинений для оркестра («Меланхолический вальс» был реконструирован после его смерти).

Утром 31 августа 1910 года тело Дарзиня было найдено недалеко от станции Засулаукс, тогда это было предместье Риги, он был сбит поездом. Предположения о самоубийстве широко циркулировали в прессе. Дарзиньш был похоронен на кладбище при церкви Святого Мартина в рижском районе Агенскалнс.

Эмиль Дарзинь стремился к воплощению прекрасных, возвышенных человеческих чувств, и в качестве совершенного образа ему служило творчество Моцарта и Чайковского.

По своим убеждениям Э. Дарзинь был сторонником демократических идеалов. Неспроста в его творчестве мощным эхом отозвались революционные события 1905 г. в Латвии. В этот период он обращается к пламенным стихам революционного поэта Яниса Райниса и создает великолепное хоровое полотно «Сломанные сосны».

Творческое наследие Дарзиня крайне невелико: ему принадлежит 43 сочинения, из которых 6 утрачены; в частности, из четырёх пьес Дарзиня для оркестра уцелел только «Меланхолический вальс» (1904). В разное время Дарзиньш строил планы сочинения нескольких опер (в том числе по пьесе А. П. Чехова «Иванов»), однако все эти проекты не состоялись, от единственной начатой оперы «Розовые дни» (латыш. Rožainās dienas) остались только наброски в клавире.

Тем не менее, вокальные и хоровые сочинения Дарзиня стали национальной классикой. Сохранились 17 песен для голоса и фортепиано, 8 пьес для мужского хора, 7 для смешанного, 1 для женского и 1 для детского. Семь раз Дарзиньш обращался к поэзии Яна Порука, писал также на стихи Яна Райниса, Аспазии, Рудольфа Блауманиса; положил на музыку «Испанский романс» («Я здесь, Инезилья…») А. С. Пушкина в латышском переводе Вилиса Плудониса.

 

Ян Райнис

(1865 - 1929)

Латышский поэт, драматург, переводчик, политик, общественный деятель, народный поэт Латвийской ССР (звание присвоено посмертно в 1940). Родился в семье арендатора имений Кришьяниса Плиекшанса. Учился в Даугавпилсе, в немецкой школе. В 1884 - 1888 годах был студентом юридического факультета Петербургского университета. В Петербурге формировалось его материалистическое мировоззрение. В 1891-1895 годы работает редактором газеты «Диенас лапа». Первые его стихи опубликованы в 1895 году.

В июне 1897 года был арестован, в Рижской губернской тюрьме. В это же время Райнис закончил перевод на латышский язык «Фауста» Гёте. В декабре 1897 года поэта сослали во Псков, а в 1899 году - в город Слободской Вят ской губернии. Здесь сложился сборник стихов «Далёкие отзвуки синим вечером» (1903), насыщенный революционными настроениями.

В 1903 году Райнис вернулся из ссылки и связал свою деятельность с борьбой латышской социал-демократии. Он создал символическую драму «Огонь и ночь» (1905) - гимн борьбе, жизни, её вечному развитию. В 1905 вышел сборник «Посев бури». В эти же годы Райнис нелегально эмигрировал в Швейцарию. Здесь были написаны сборники стихов «Тихая книга» (1909), «Те, которые не забывают» (1911), пьесы «Золотой конь» (1910), «Индулис и Ария» (1911), «Играл я, плясал» (1919). Когда в Латвии воцарилась реакция, Райнис оставался провозвестником борьбы, напоминавшим, что поражение временно. В поэме «Ave, sol!» (1910) он поёт славу солнцу как символу свободы.

Пролетариату посвящен философский сборник «Конец и начало» (1912). Важное место в драматургии Латвии заняла пьеса «Вей, ветерок!» (1913). В трагедии «Иосиф и его братья» (1919) Райнис, создавший этот жанр в латышской литературе, на широком историческом фоне решал проблемы любви и ненависти, прощения и мести. В 1920 году он вернулся на родину. По мотивам русских былин он создал трагедию «Илья Муромец» (1922), опубликовал книги стихов «Пять эскизных тетрадей Дагды» (1920 - 1925).

Райнис принимал участие в политической жизни страны и даже баллотировался на пост президента, однако выборы проиграл. В 1920 году он от ЛСДРП был избран в Конституционное собрание Латвийской Республики. Являлся одним из авторов латвийской конституции. В 1921 - 1925 годах был директором Национального театра и в 1926 - 1928 годах - министром образования. 28 февраля 1925 первым, из латышских деятелей культуры, был награждён высшей наградой страны - орденом Трех Звёзд I степени.

Жизнь и творчество Райниса посвящено пролетариату, его идеалам. Произведения писателя переведены на многие языки мира.

 

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.