Гимничность, утверждение, вера, звучащие в финале произведения, выражаются за счет смены гармонии, аккордовой фактуры, divizi в голосах, динамических нюансов, акцентов, расширения в самом конце.
Таким образом, можно сказать, что литературный текст музыки подчиняется логике музыкального развития. Можно проследить почти полное совпадение музыки и текста. Композитор пишет так, что на каждый слог приходится один звук. Текст имеет наряду с распевностью оттенок декламационности.
Гармония и ладотональный план:основная тональность d - moll. Компози- тор раскрывает тему недавно прошедшей войны, каких-то страшных событий, которые оставляют после себя след, поэтому выбранная тональность созвучна тематике. Но все - таки жизнь продолжается, не смотря ни на что. Мы всегда верим и надеемся на лучшее. В финале, со слов «Ломай, сокрушай», в преддверии надежды на будущее появляется параллельная тональность F - dur, после чего появляется S, III и II пониженная ступени к D - dur и произведение заканчиваем в одноименной тональности. Гармония классико - романтическая. Можно сказать, что она моментально реагирует на каждое изменение текста, выражая ее глубину. Например на словах «Ты, сила враждебная вал вздымай…» звучит интонации построенные на ум. трезвучии.
Голосоведение, интервалика, фактура:голосоведение смешанное. Основная мелодия звучит у сопрано. Со слов «Ты, злобная сила…» начинается полифонический склад (имитационный и подголосочный) письма. Мелодия проходит сначала у басов с альтами плавно передается тенорам и сопрано. В партиях баса и тенора встречаются восходящие и нисходящие квартовые интонации, что придает активный характер произведения. Сама мелодия мужественная, сильная из нутрии. Фактура – плотная, часто аккордового склада. Можно представить картину, нарисованную густыми красками.
Размер, особенности ритма, метра, темпа:размер произведения 6/8. Сложный двухдольный метр. Для передачи характера композитор использует часто пунктир, . Произведение можно разделить на три раздела. В конце каждой длинной музыкальной мысли стоят двойные тактовые черты.
Первоначальный темп andante mosso (умеренно подвижно). Вторая часть соn spirito берется в более подвижном темпе. Композитором это не указан колличественное выражение темпа по метроному, но по эмоциональному состоянию и ремарке con spiritо темп ускоряется, так как дальше мы возвращаемся в первоначальный темп (a tempo). Свирепо (feroce) звучат слова «Ты, сила враждебная, вал вздымай…». Произведение заканчивается решительно (desico, con spirito).
Звуковедение:используется штрих как legato, так и non legato. Это зависит от характера произношения текста.
Динамика:Все начинается с нюанса p. Благодаря этому складывается ощущение прошедшей войны, которая унесла множество жизней, а в данном случае поэт сравнивает их со сломанными соснами. Дальше идет постепенное cresc. на mf и dim, после чего средний раздел продолжает звучать на f и контрастом, не теряя надежду на жизнь сломленных деревьев, начиная с pp, идет poco a poco cresc. (мало по малу увеличивая звучание) на f. Снова на p звучат слова «И сломанных сосен продлились дни, всплывают из волн кораблем они…» идет наростание звука на кульминацию ( ff ) . В конце все звучит на f (sempref - постоянная громкая динамика) и произведение заканчивается ярко, торжественно на fff . Можно сказать, что динамика очень подвижная и контрастная.