Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основныеконкурентныестратегиипредприятия



 

Конкурентнаястратегия-этостремлениекомпаниизанятьконкурентнуюрыночнуюпозициювотрасли-тоестьнаглавнойарене,гдесражаютсясоперники.Конкурентнаястратегиянаправленанато,чтобыдобитьсяустойчивойивыгоднойпозиции,позволяющейкомпаниипротивостоятьнапорутехсил,которыеопределяютконкурентнуюборьбувотраслипутемукрепленияконкурентныхпреимуществпередсоперникаминарынке.

Каквыбратьстратегию?Прибыльностьотрасли-одинизважныхфакторов,определяющихвыборконкурентнойстратегии.Второйцентральнойпроблемойввыбореконкурентнойстратегииявляетсяпозиционированиекомпанииврамкахтойилиинойотрасли.Взависимостиотеепозиционированияпоотношениюкдругимучастникамрынкаеедоходыбудутвышеилинижесреднегоуровнявотрасли.Компания,занявшаяблагоприятнуюпозицию,будетполучатьвысокуюприбыль,дажееслиотраслеваяструктураокажетсянеблагоприятной,асредниепоказателиприбыльностивсилуэтогообстоятельствабудутневысоки.Основойэффективнойдеятельностикомпаниивдолгосрочнойперспективеявляетсяустойчивоеконкурентноепреимущество.Ихотяукаждойкомпаниипосравнениюсконкурентаминайдетсябольшоеколичествосильныхислабыхсторон,онимогутобладать,какправило,толькодвумявидамиконкурентныхпреимуществ:низкимииздержкамиидифференциациейпродукта.

Дваосновныхтипаконкурентныхпреимуществвсочетаниистойсферойдеятельности,вкоторойкомпанияпытаетсядобитьсяэтихпреимуществ,позволяютейвыработатьтринаиболееобщихконкурентныхстратегии,спомощьюкоторыхможнодобитьсяуровняэффективности,превышающегосредниепоказателивиндустрии:лидерствовминимизациииздержек,дифференциацияифокусирование.Стратегияфокусированияимеетдверазновидности:фокусированиенаиздержкахифокусированиенадифференциации.Этитристратегиипредставленынарис.1.

 

 


Рисунок 1.

 

Главное,чтоследуетпонятьотносительнонаиболееобщихстратегий-этото,чтокаждаяизэтихстратегийпосутисвоейориентировананаполучениеопределенныхконкурентныхпреимуществи,чтобыдобитьсяэтихпреимуществ,компаниядолжнасделатьвыбор,тоестьрешить,какогоименнотипаконкурентныепреимуществаейнеобходимыивкакоммасштабекомпаниябудетдобиватьсяэтихпреимуществ.Быть«всемдлявсех»нельзя-этостратегическийрецептпосредственнойималоэффективнойдеятельности;частоэтоозначает,чтоукомпанииотсутствуюткакиебытонибылоконкурентныепреимущества.

Минимизацияиздержек

Пожалуй,изтрехнаиболееобщихстратегийминимизацияиздержекявляетсясамойочевиднойипонятной.Врамкахэтойстратегиикомпанияставитсвоейцельюналадитьмалозатратноепроизводствотоваровотрасли.Обычноутакойкомпанииширокаясферадеятельности:компанияобслуживаетнесколькосегментовиндустрии,приэтомзахватываяповозможностиисмежныеотрасли.Зачастуюименнотакаяширокаясферадеятельностиипозволяеткомпаниидобитьсялидерствавминимизациииздержек.Источникипреимуществвобластииздержекмогутбытьвесьмаразнообразны,ониварьируютвзависимостиоттипаотрасли.Этомогутбытьповышениеэффективностизасчетэкономиинамасштабе,собственныхпатентованныхтехнологий,особыхправдоступакисточникамсырья,атакжемногиедругиефакторы.Например,впроизводстветелевизоровлидерствовсокращениизатратпредполагаетпроизводствокинескоповоптимальногоразмера,недорогойдизайн,автоматическуюсборкуиглобальныймасштабпроизводства,засчеткоторыхфинансируютсяисследованияиразработки.Есликомпанияпредоставляетохранныеуслуги,преимуществавиздержкахсоздаютсязасчетнизкихнакладныхрасходов,избыткадешевойрабочейсилы,атакжеэффективныхпрограммобучения,необходимыхвсилувысокойтекучестикадроввэтойсфере.Статуспроизводителямалозатратногопродуктапредполагаетнепростоизвлечениевыгодынаоснове«кривойобучения».Такиепроизводителидолжныпостоянноискатьновыеисточникипреимуществвобластизатратиизвлекатьизнихмаксимальнуювыгоду.

Есликомпанииудалосьдобитьсябезусловноголидерствавотношениисокращенияиздержекиудерживатьэтопреимуществовтечениедолгоговремени,эффективностьработытакойкомпаниинамногопревыситсреднерыночныйуровень-ноприусловии,чтокомпаниясможетудерживатьценынасвоипродуктынасреднемдляданнойиндустрииуровнеилинауровне,незначительноегопревышающем.Компания—лидервобластиснижениязатратблагодаряэтомупреимуществубудетполучатьвысокиеприбылидажеприценах,сопоставимыхсценамиконкурентов,илиприболеенизких,чемуконкурентов,ценах.Однакотакаякомпаниянедолжназабыватьобосновахдифференциации.Продукткомпаниидолженоцениватьсяпокупателямикаксопоставимыйспродуктамиконкурентовилихотябывполнеприемлемый,впротивномслучаекомпания,дажебудучилидеромвминимизациииздержек,будетвынужденазначительноснизитьценынатовары,чтобыпродажидостиглинеобходимыхпоказателей.Аэтоможетсвестинанетвсевыгоды,получаемыезасчетблагоприятнойдлясокращенияиздержекпозиции.Кпримеру,вэтуловушкупопаликомпанииTexasInstruments(производствочасов)иNorthwestAirlines(воздушныеперевозки):обеимкомпаниямудалосьсущественноминимизироватьсвоииздержки.НозатемкомпанияTexasInstrumentsнесмогларешитьпроблем,связанныхсдифференциациейпродуктов,иейпришлосьпокинутьрынок.ФирмаNorthwestAirlinesвовремяобнаружилапроблему,ируководствоприложилоопределенныеусилия,направленныенаулучшениемаркетинга,обслуживанияпассажировиуслугпопродажебилетов,чтобыпродуктыкомпанииничемнеуступалипродуктамконкурентов.

Такимобразом,какбыкомпанияниполагаласьнаконкурентныепреимуществаввидесокращенияиздержек,онавсеравнодолжнадобиватьсяравенстваилихотябыприближенногоравенствавосновахдифференциациисвоихпродуктовпоотношениюкпродуктамконкурентов-тольковэтомслучаекомпаниясможетвыйтинапоказателиэффективности,превышающиесреднерыночныйуровень.Равенствовосновахдифференциациипозволяеткомпании-лидерувминимизациииздержекнепосредственнопереводитьсвоепреимуществовнизкихзатратахввысокиеприбыли-причемболеевысокие,чемуконкурентов.Нодажеприприближенномравенствебазисовдифференциациинизкиецены,необходимыедляполученияконтролянаднужнойдолейрынка,никакнезатрагиваютпреимуществлидеравминимизациииздержек,всилучеголидерполучаетболеевысокиедоходы,чемвсреднемпорынку.

Логикастратегиилидерствавминимизациииздержекобычнотребует,чтобыкомпаниясталаединственнымлидером,анепростовошлабывгруппутех,ктостремитсязанятьэтупозицию.Многиекомпании,отказавшиесяпризнатьэтотфакт,допустилитемсамымсерьезнуюстратегическуюошибку.Когданапозициюлидеравминимизациииздержекимеетсянесколькокандидатов,соперничествомеждунимистановитсяособенноожесточенным-ведькаждый,дажесамыйнебольшой,фрагментрынканачинаетиметьрешающеезначение.Ипокаоднаизкомпанийнезайметпозициюлидера,«убедив»темсамымостальныхконкурентовсменитьстратегию,последствияэтойборьбыдляприбыльности(атакжеидляструктурыиндустриивдолгосрочнойперспективе)могутстатьвесьмапагубными,иименнотакобстоялоделоснесколькимипредприятияминефтехимическойпромышленности.Такимобразом,стратегиялидерствавминимизациииздержеквосновномбазируетсянаприоритетномправеобладанияопределеннымпреимуществом-икомпаниявынужденаотказатьсяотэтогоправа,еслитольковкакойтомоментонанеполучитвозможностирадикальноизменитьсвоеположениевотношениииздержекблагодарякрупнымтехнологическимдостижениям.

Дифференциация

Второйизнаиболееобщихстратегийконкуренцииявляетсястратегиядифференциации,котораясостоитвтом,чтокомпанияпытаетсязанятьуникальноеположениевтойилиинойиндустрии,придаваяпродуктутакиехарактеристики,которыебудутподостоинствуоцененыбольшимколичествомпокупателей.Такиххарактеристикилиатрибутовможетбытьодинилинесколько-главное,чтобыонибылидействительноважныдляпокупателей.

Вэтомслучаекомпания,чьипродуктыблагодаряэтиматрибутамудовлетворяютопределенныепотребностипокупателей,позиционируетсебянекоторымуникальнымобразом,инаградойзаэтууникальностьстановитсяготовностьпокупателейплатитьвысокиеценызапродукциюкомпании.

Способыдифференциацииразличаютсяототрасликотрасли.Восноведифференциациимогутлежатьуникальныесвойствасамогопродукта,особенностиреализации,особыемаркетинговыеподходы,атакжесамыеразнообразныепрочиефакторы.Например,впроизводствестроительногооборудованиядифференциацияпродукциикомпанииCaterpillarбазируетсянадолгомсрокеслужбымашин,техническомобслуживании,доступностизапчастейиотличнойдилерскойсети.Впарфюмерно-косметическойпромышленностиосновойдифференциациичащевсегобываетимиджпродуктаиегоразмещениенаприлавкахунивермагов.

Компания,котораясможетопределеннымобразомдифференцироватьпродукциюиподдерживатьвыбранноенаправлениевтечениедлительногопериода,будетработатьболееэффективно,чемвсреднемкомпанииданнойотрасли-нотольковтомслучае,еслинаценкинатоварыкомпаниипревосходятдополнительныеиздержкинадифференциацию,тоестьнато,чтобысделатьпродуктуникальным.Компания,выбирающаястратегиюдифференциации,должна,такимобразом,постоянноискатьновыеспособыдифференциации—такие,спомощьюкоторыхможнополучатьприбыли,превосходящиерасходынасамудифференциацию.Нокомпания,идущаяпопутидифференциации,недолжназабыватьиобиздержках:любые,дажесамыевысокиенаценкинеприведутникчему,есликомпаниябудетзаниматьневыгоднуюпоиздержкампозицию.Такимобразом,есликомпаниявыбираетвкачествестратегиидифференциацию,онадолжнастремитьсякравенствуилиприближенномуравенствуиздержекотносительносвоихконкурентов,сокращаярасходывовсехобластях,неимеющихпрямогоотношениякизбранномунаправлениюдифференциации.

Логикастратегиидифференциациитребует,чтобыкомпаниявосновудифференциациизакладывалатакиеатрибутыпродукта,которыебыотличалиегоотпродуктакомпаний-конкурентов.Есликомпанияхочет,чтобызаеетоварыплатиливысокуюцену,онадолжнабытьдействительноуникальнойиливосприниматьсяпокупателямикакуникальная.Новотличиеотстратегиилидерствавиздержкахреализациястратегиидифференциациинетребуетналичиявотраслитолькоодноголидера-вэтомслучаездесьможетбытьнесколькокомпаний,успешнореализующихстратегиюдифференциации,ноприусловии,чтотоварывданнойотраслиимеютнесколькопараметров,которыеособоценятсяпокупателями.

Фокусирование

Третьяобщаястратегияконкуренции-этостратегияфокусирования.Даннаястратегияотличаетсяотостальных:онаосновананавыбореузкойсферыконкуренцииврамкахтойилиинойотрасли.Компания,избравшаястратегиюфокусирования,выбираетопределенныйсегментилигруппусегментовотраслиинаправляетсвоюдеятельностьнаобслуживаниеисключительноданногосегментаилисегментов.Оптимизируясвоюстратегиювсоответствиисцелевымисегментами,компанияпытаетсяполучитьопределенныеконкурентныепреимуществаименновэтихсегментах,хотяобщихконкурентныхпреимуществврамкахвсейотраслиунееможетнебыть.

Стратегияфокусированиясуществуетвдвухразновидностях.Фокусированиенаиздержках—этостратегия,прикоторойкомпания,работаявсвоемцелевомсегменте,пытаетсяполучитьпреимуществозасчетнизкихзатрат.Прифокусированиинадифференциациикомпанияосуществляетдифференциациювсвоемцелевомсегменте.Обавариантастратегииоснованынатехпризнаках,которыеотличаютизбранныйцелевойсегментотпрочихсегментовданнойотрасли.Целевойсегмент,скореевсего,объединяеткакклиентовсособымипотребностями,такисистемыпроизводстваиреализации,удовлетворяющиеихнаилучшимобразомиотличающиесянаэтомоснованииотпринятыхвотраслистандартов.Прифокусированиинаиздержкахкомпанияобращаетвсвоюпользуразличиявихструктуревразличныхсекторахотрасли,тогдакакприфокусированиинадифференциациикомпанияполучаетвыгодузасчеттого,чтовопределенныхсегментахрынкасуществуютособыегруппыпокупателейсособымипотребностями.Существованиетакихразличийвструктуреиздержекипотребительскогоспросапредполагает,чтоданныесегментыплохообслуживаютсяконкурентами,имеющимиширокуюспециализацию,—такиекомпанииобслуживаютэтиособыесегментынаравныхоснованияхсовсемиостальными.Вэтомслучаекомпания,избравшаястратегиюфокусирования,получаетконкурентныепреимущества,полностьюсосредоточивсвоюработунаданномсегменте.Неважно,будетэтоузкийилиширокийсегмент:сущностьстратегиифокусированиясостоитвтом,чтокомпанияполучаетдоходзасчеттехособенностейданногосегмента,которыеотличаютегоотпрочихсекторовиндустрии.Узкаяспециализациясамапосебенедостаточнадлятого,чтобыкомпаниядобиласьпоказателейэффективности,которыебудутвышесреднерыночных.

РассмотримпримеркомпанииHammermillPaper.Работаэтойкомпаниислужитпрекраснымобразцомреализациистратегиифокусирования:компанияизбраластратегию,базирующуюсянаразличияхвпроизводственномпроцессе,азатемоптимизироваласвоепроизводствовсоответствиисизбраннымцелевымсегментом.ФирмаHammermillвсебольшеибольшедвигаетсявсторонувыпускаотносительнонебольшихпартийвысококачественнойбумагидляспецифическихцелей,тогдакаккрупныекомпании,чьеоборудованиенастроенонавыпусккрупныхпартий,понеслибызначительныеубытки,выпускаятакойпродукт.ОборудованиеHammermillбольшеподходитдлявыпусканебольшихпартийтовараичастойперенастройкиподопределенныепараметрыпродукта.

Компания,избравшаяфокусированиевкачествеконкурентнойстратегии,имеетсущественноепреимуществопередконкурентамисширокойспециализацией,аименно:такаякомпанияможетвыбиратьнаправлениеоптимизации—дифференциациюилисокращениеиздержек.Например,возможно,чтоконкурентынедостаточнохорошообслуживаюттотилиинойсегментрынка,неудовлетворяяпотребностейпокупателейвданномсекторе,итогдапередкомпаниейоткрываютсяпрекрасныевозможностидляфокусированиянадифференциации.Сдругойстороны,конкурентысширокойспециализацией,скореевсего,затрачиваютслишкоммногосредствиусилийнаобслуживаниеэтогосегмента,аэтоозначает,чтоихзатратынаудовлетворениепотребностейпокупателейвданномсегментеслишкомвысоки.Вэтомслучаеукомпанииестьвариантизбратьфокусированиенаиздержках—ведьможносократитьзатраты,расходуясредстваисключительнонаудовлетворениепотребностейпокупателейвданномсегменте,иничегоболее.

Есливыбранныйкомпаниейцелевойсегментничемнеотличаетсяотпрочихсегментов,стратегияфокусированиянепринесетжелаемыхрезультатов.Например,виндустриибезалкогольныхнапитковкомпанииCoca-ColaиPepsiвыпускаютширокийассортиментпродуктовсразличнымсоставомивкусовымикачествами,тогдакакфирмаRoyalCrownрешиласпециализироватьсянапроизводстветольконапиткакола.ВыбранныйкомпаниейсегментужехорошообслуживаетсякомпаниямиCokeиPepsi—притом,чтоэтикомпанииобслуживаютещеидругиесегменты.ПоэтомуукомпанийCokeиPepsiимеетсянесомненноепреимуществопередRoyalCrownвсегментерынка,представленномколасодержащиминапитками,—ивсеблагодарятому,чтоонипроизводятболееширокийассортиментпродуктов.

Показателиэффективностиработыкомпании,избравшейстратегиюфокусирования,будутвышесреднихпоотрасливтомслучае,если

а)компаниясможетдобитьсявсвоемсегментеустойчивоголидерствавминимизациииздержек(фокусированиенаиздержках)илимаксимальнодифференцироватьвэтомсегментесвойпродукт(фокусированиенадифференциации);

б)приэтомсегментокажетсяпривлекательнымсточкизренияегоструктуры.Структурнаяпривлекательностьсегментаявляетсянеобходимымусловием,таккакнекоторыесегментывотраслибудутзаведомоменееприбыльными,чемдругие.

Частоиндустрияпредоставляетвозможностидляуспешнойреализациинесколькихдолгосрочныхстратегийфокусирования,нотольковтомслучае,есливыбирающиеданнуюстратегиюкомпаниипроводятеевразличныхсегментах.Вбольшинствеотраслейможновыделитьнесколькоразныхсегментов,предполагающихспецифическиепотребностипокупателейилиособуюсистемупроизводстваидоставки,всилучеготакиесегментыбудутпрекраснымиполигонамидляреализациистратегиифокусирования.

Итак.Стратегиилидерствавминимизациииздержекидифференциацииобычноориентированынаполучениеконкурентногопреимуществаврамкахширокогокругасегментовотрасли,тогдакакстратегиифокусированияпредполагаютполучениепреимуществвотношениииздержекилидифференциациивузкихсегментахотрасли.Теконкретныедействия,которыетребуетсяпредпринятьдляреализациикаждойстратегии,варьируютсявзависимостиоттипаиндустрии,различнымибудутивозможностиреализациитойилиинойобщейстратегиивконкретнойотрасли.Непростовыбратьобщуюстратегию,иещеболеенепростореализоватьеенапрактике,однакоимеютсялогически«выстраиваемые»способыполученияконкурентныхпреимуществ,иэтиспособыможнопробоватьприменятьвлюбойиндустрии.

Можнолиреализоватьодновременноболееоднойстратегии?

Любаяизнаиболееобщихстратегийконкуренциипредставляетсобойфундаментальноособыйподходкполучениюконкурентныхпреимуществиктому,какудержатьихвтечениедлительногопериодавремени.Каждаятакаястратегиясовмещаетопределенныйтипконкурентныхпреимуществ,которогофирмапытаетсядобиться,атакжемасштабстратегическойцели.

Обычнокомпаниядолжнавыбратьдлясебяконкретныйтипитогоидругого-иначеееждетсудьба«застрявшей»междулидерамииотстающими.Например,есликомпанияпытаетсяодновременнообслуживатьбольшоеколичестворазнообразныхсегментоврынка,выбираяфокусированиенаиздержкахилидифференциации,онатеряеттепреимущества,которыемоглабыполучить,оптимизируясвоюстратегиюсрасчетомнаконкретныйцелевойсегмент(фокусирование).

 

 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.