Рынокчистой(совершенной)конкуренции
Введение
Любая фирма, которая начинает свою деятельность или уже действующая,вначаленовогопроекта,обязаначеткопредставитьпотребностьнаперспективувфинансовых,материальных,трудовыхиинтеллектуальныхресурсах,источникиихполучения,атакжеуметьточновыполнятьрасчетыэффективностииспользованияресурсов,имеющихсявналичиивпроцесседеятельностифирмы.Вусловияхрыночнойэкономикипредпринимателямнестоитрассчитыватьнастабильныйдоходиуспехбезчеткогоиэффективногопланированиясвоейдеятельности,постоянногосбораиаккумулированияинформациикакосостояниицелевыхрынков,положенииконкурентовнаних,такиособственныхвозможностяхиперспективах.Однимизглавныхнаправленийстратегическогопланированияявляетсябизнес планирование,котороепредусматриваетперспективуразвития,вслучаееслионправильносоставлениотвечаетнасамыйважныйдлябизнесменавопрос–стоитливкладыватьденьгивтотилиинойпроект,принесетлиондоходы,которыесмогутокупитьвсезатратысилисредств.Конкурентныестратегииэтоважнаяинеотъемлемаячастьсовременныхрыночныхотношений.Фирмаилипредприятиевыстраиваетсвоюконкурентнуюстратегиюисходяиззанимаемойпозициинарынке,т.е.являетсялионалидеромрынка,претендентомналидерство,последователемлибообитателемниши.Проводитанализсвоихконкурентовиоцениваетсвоивозможности,илишьзатемвыбираетподходящуюдлясебяконкурентнуюстратегию.
Длякаждогосегментахарактернооригинальноеповедениепотребителей,а,значит,собственнаяконкурентнаястратегия,которуюнаилучшимобразомможетреализоватьпредприятиенаэтомсегменте.Вконкурентнойборьбеможнопридерживатьсянаступательнойизащитнойстратегий.Любыеконкурентныепреимуществанепрерывноподвергаютсяатакамконкурентов,особеннобогатыхресурсами.Имеютсядвеосновныепричинысходиться"врукопашную"сконкурентами,противопоставляядругдругуконкурентныепреимущества.Первая-попыткавыигратьрыночноепространство,превзойдясильныестороныболееслабогосоперника.Атакаболееслабогосоперникавпоруегонаибольшейсилыприноситрешительнуюпобедуиведущееположениевконкуренции.Другойпричинойявляетсянеобходимостьсведениянанетконкурентныхпреимуществодногоилинесколькихсоперников.Критериемуспехатакойтактикиявляетсясравнениезатратнаатакусполученнымивыгодами.Приатакеслабыхсторонконкурентанападающийперенацеливаетсвоисильныестороныиресурсынепосредственнонаслабостисоперника.Атакислабыхсторонконкурентовимеютбольшешансовнауспех,чематакиихсильныхпозиций.Нарынкевсефирмымогутстатьобъектамиатакисостороныконкурентов(втомчисленовыхучастниковрынкаифирм,стремящихсяулучшитьсвоипозиции).
Объектомисследованияданнойработыявляетсятакоеявлениекакконкуренция.
Предметисследованиякурсовойработы-современныеконкурентныестратегии.
Цельисследования:
Раскрытьипроанализироватьпонятие«современныеконкурентныестратегии»,выявитьихосновныевидыитребования,предъявляемыекнимиопределитьихэффективность.
Задачиисследования:
1. найтиипроанализироватьпонятие«современныеконкурентныестратегии»;
2. выявитьосновныевидыконкурентныхстратегийитребования,предъявляемыекихреализации,привестипримерыприменениястратегий;
3. определитьэффективностьконкурентныхстратегийврыночныхотношенияхнапримерепредприятия.
Понятие конкуренции и её роль в деятельности предприятия
Конкуренция. Сущность, виды
Конкуренция-этосоперничествонакаком-либосегментерынкамеждуотдельнымиюридическимиилифизическимилицами(конкурентами),заинтересованнымивдостиженииоднойитойжецели.Такойцельюявляетсямаксимизацияприбылизасчетзавоеванияпредпочтенийпотребителя.
Существует4основныхвидаконкуренции:
· чистая(совершенная)конкуренция ;
· монополистическаяконкуренция ;
· олигополия ;
· чистаямонополия .
Нозаглянуввглубьможнорасширитьсписокдо6пунктов:
· функциональнаяконкуренция —базируетсянатом,чтооднуитужепотребностьпотребителяможноудовлетворитьпо-разному;
· видоваяконкуренция —этоконкуренциямеждуаналогичнымитоварами,норазнымипооформлению;
· предметнаяконкуренция —этоконкуренциямеждуаналогичнымитоварами,норазнымипокачествуизделияипопритягательностимарки;
· ценоваяконкуренция —снижениеценыувеличиваетпродажи,приводиткрасширениюрынка;
· скрытаяценоваяконкуренция :продажаличноготоварапоценеконкурента,снижениеценыпотреблениятовара;
· незаконныеметоды :антирекламатоваровконкурентов,производствотоваровимитаторов(подделка).
Рассмотримосновныевидыконкуренции.
Рынокчистой(совершенной)конкуренции
Длянегохарактерното,чтовборьбезавниманиеиденьгипокупателейсталкиваютсямеждусобоймножествопроизводителейоднотипных,стандартизированныхтоваров.Приэтомниодинизнихнеобладаетконтролемнадтакойдолейрынка,котораяпозволяетемунавязатьостальнымвыгодныеемуусловиясбыта.
Препятствиядлявступлениявотрасльинеценоваяконкуренцияпричистойконкуренцииотсутствуют.Именнотакконкурировалинекогдаремесленникинабазарахдревнихгородов,именнотакпосейденьконкурируютмеждусобоймелкиепроизводителисельскохозяйственнойпродукции.
Экономистыназываюттакуюконкуренциюсовершеннойпотому,чтоздесьонаразвиваетсябезвсякихограничений,ирыночноеравновесиедостигаетсяврезультатемассовыхсделокпродавцовипокупателей,которыенемогутнавязатьдругдругусвоюволюивынужденыискатькомпромиссввидерыночнойцены(ценырыночногоравновесия).Втакойситуациидостоинстварыночныхмеханизмов(впрочем,какиихнедостатки)проявляютсянаиболееполно.
Именнорыноксовершеннойконкуренциинаиболееточноописываетвзаимодействиеспросаипредложения.
Рынокмонополистическойконкуренции
Экономистыговорятовозникновениимонополистическойконкуренциивтомслучае,когдадляудовлетворенияоднойитойжепотребностипродавцыначинаютпредлагатьпокупателямтовары-аналоги—различныетовары,отличающиесямеждусобойнекоторымиособенностями,ноудовлетворяющиеоднуитужепотребностьпокупателей.
Например,телевизорыудовлетворяютоднуитужепотребностьпокупателей—желаниесмотретьтелепередачи.Нокаждаяфирма,изготавливающаятелевизоры,предлагаетпокупателютовары,несколькоотличающиесядруготдруга:количествомпринимаемыхканалов,дизайномкорпуса,качествомзвукаит.д.Приэтомопределеннаямаркателевизоровпредлагаетсянарыноктолькооднойфирмой,обладающейпатентаминареализованныевэтоймаркетехническиерешения.
Еслитакихфирммного,томыимеемделомонополистическойконкуренцией.Этотипрыночнойситуации,вкотороймонополистическаявластькаждойфирмыраспространяетсялишьнаизготовлениеособойразновидноститовара,ноненаконтрольнадрынкомвсехтовароводнотипногоназначения.Фирмы,притакойконкуренции,выступаютвотрасльсравнительнолегко,приэтомзначительныйупорделаетсянарекламу,торговыезнаки,маркиит.д.Такойтипконкуренцииродилсяпослесозданиясистемызащитыавторскихправиправнатоварныйзнакспомощьюпатентов.
Именновсилутакойправовойзащитыправизготовителянаисключительноевладениефирменныминазваниямиисекретамипроизводствадругиефирмынемогутвыпускатьсвоюпродукциюподтемжеименемисточнотакимижесвойствами,какпродукциязащищеннаяпатентом.Поэтомукаждойфирмеприходитсявыходитьвмирконкуренцииподсобственнымименемисосвоимиразработками.
Рыноколигополистическойконкуренции(олигополия)
Есликаким-тофирмамудалосьпридуматьнаиболеепривлекающеепокупателейразновидноститоваровилипривлечьзасчетнизкихценнаибольшеечислопокупателей,онисмогутвитогевытеснитьсрынкаостальных,менееудачливыхпродавцов.Итогдаэтинесколькокрупнейшихфирмстанутхозяевамирынка,ведяконкурентнуюборьбулишьмеждусобой.
Такаяситуациябылахарактерна,например,дляроссийскогорынкалегковыхавтомобилей.ПлановыеорганыСССРсформировалиэтуотрасльтакимобразом,чтовнейбылилишьтриосновныхпроизводителя:«ВАЗ»(изготовитель«Жигули»),«АЗЛК»(изготовитель«Москвичей»)и«ГАЗ»(изготовитель«Волги»).Этомашиныразличныхклассов,икаждыйклассмашинпроизводитсялишьоднимзаводом.
Ситуацияолигополиинаотечественномрынкелегковыхавтомобилейбыларазрушеналишьмассовымпоявлениемнавнутреннемрынкеавтомобилейиностранногопроизводства.Нетруднодогадаться,чтонарынкеолигополистическойконкуренциивозможностипокупателейвыторговатьсебенаилучшиеусловияпокупкиещеменьше,чемнарынкемонополистическойконкуренции.Ведьпрактическивесьтоваропределенноготипапроизводитсяипредлагаетсякпродажевсегонесколькимифирмами,икупитьегобольшенеукого.
Рынокчистоймонополии
Натакомрынкедляпокупателяскладываютсясамыехудшиеусловия.Причистоймонополиивозможностипокупателяторговатьсястановятсякрайнеограниченными,посколькуальтернативногоизготовителя(продавца)простонесуществует.Именнотакбылаустроенаэкономическаяжизньвнашейстране.
Огромнаядоляпродукции(особенносложнотехнической)выпускаласьздесьвсегооднимпредприятием—абсолютныммонополистом.Понятно,чтовтакомслучаеединственныйметодборьбыпокупателясовсевластиеммонополиста-изготовителя—простонепокупатьтовар.Ноневсегдаэтотметодможноиспользовать.Еслипокупательнеможетобойтисьбезтовара,онвынужденбудетегопокупатьдажеценойотказаотдругихблаг.
Послетого,какмырассмотреливидыконкуренции,необходимоузнатькаквестисебянарынкеприопределённойконкуренции.Тоестьразработатьконкурентнуюстратегию.
Поиск по сайту: