Учебное пособие представляет собой краткое, лаконичное изложение учебного материала по курсу юридической психологии. Психологические знания являются составной частью юридического образования. На стыке общей психологии и юриспруденции возникла новая область научных знаний - «Юридическая психология», которая создает предпосылки для формирования общей психологической культуры студентов-юристов. Юридическая психология - прикладная наука. Психическая сфера лиц, связанных с правовой деятельностью и судопроизводством, обладает рядом психологических особенностей, характер которых обусловлен выполнением ими множества разнообразных социальных и правовых функций. Специфику психической деятельности сотрудников правоохранительных органов, вовлеченных в орбиту правоотношений, призвана изучать юридическая психология. Юридическая психология по соотношению ко всему спектру нормативно-правовых и научно-юридических феноменов является не частной областью знаний, т. е. одной из множества научных дисциплин, а выступает в роли специальной дополняющей науки, способствующей совершенствованию правового регулирования в юридической практике. Общей задачей юридической психологии является раскрытие психологической сущности фундаментальных категорий права и правосознания, а также разработка рекомендаций по наиболее эффективному осуществлению правоприменительной деятельности. Проблему преступности в обществе необходимо решать совместно с другими социальными науками, которые изучают прежде всего причины преступности в онтогенезе, исследуя психологические феномены наказания, вины и раскаяния преступников. Действующее уголовно-процессуальное законодательство, существующие нормативные документы не регламентируют деятельность по составлению психологического профиля преступления и их использования в правоприменительной практике. Психологический портрет и его использование не служит доказательствами по делу, но успешно применяется при поиске доказательств, осуществлении оперативных и следственных действий. Автор предлагает алгоритм составления психологического портрета, а также приемы профессионального наблюдения и изучения психологии лжи.Структура пособия включает актуальные проблемы правовой и превентивной психологии, отражает состояние и перспективы развития криминальной и судебной психологии. В первой главе рассматривается общая характеристика юридической психологии как науки. В нее включены объект, предмет, задачи, история и методы юридической психологии. Подробно излагаются методологические и теоретические проблемы. Вторая глава посвящена актуальным проблемам правовой и превентивной психологии. В третьей главе представлено состояние и перспективы развития криминальной психологии. Подробно рассмотрены вопросы психологии организованной преступности и методы борьбы с ней. Четвертая глава посвящена психологическим аспектам следственной и оперативно-розыскной деятельности. В ней детально раскрываются вопросы психологических аспектов предварительного следствия: осмотра места происшествия, опознания, допроса, очной ставки, а также методы установления психологического контакта и преодоления психологических барьеров в общении. В пятой главе освещаются вопросы судебной психологии, уделяется особое внимание производству судебно-психологических экспертиз. Шестая глава рассматривает вопросы пенитенциарной психологии. Особое внимание уделяется изучению психологических аспектов проблем наказания и исправления преступников, личности осужденного и её ресоциализации в условиях исправительного учреждения. Завершает учебное пособие седьмая глава, в которой рассматриваются психотехнические приемы в деятельности юриста. В словаре терминов общей и юридической психологии в алфавитном порядке предложено толкование, встречающихся в учебном пособии, некоторых специальных понятий. Практическая направленность учебного пособия предусматривает приобретение студентами конкретных профессиональных навыков и умений.
Юридическая психология в системе научного знания и юридической практики
Психология - это наука, изучающая закономерности и механизмы возникновения и функционирования психики. Долгое время, начиная с античных времен, психологические проблемы разрабатывались внутри философии и только в середине XIX века психология выделилась в самостоятельную науку. В начале XX века швейцарским психологом Э. Клапаредом в научный обиход введено понятие «юридическая психология», которое характеризовало активно развивающуюся прикладную отрасль психологии, исследующую проявление и использование общих психологических механизмов и закономерностей в сфере отношений, регулируемых правом. Как прикладная отрасль юридическая психология, естественно, должна иметь тесную взаимосвязь прежде всего с фундаментальными психологическими науками - историей, общей и социальной психологией. При этом последние оказывают влияние на развитие юридической психологии через использование ее представителями имеющейся в фундаментальных психологических дисциплинах методологии, категориального аппарата, классификационных теоретических схем, общих законов и механизмов возникновения, проявления и развития психических явлений. Однако в связи с тем, что юридической психологии присуща и своя «внутренняя логика развития» (причем, во многом обусловленная ее тесной психопрактической связью с юриспруденцией), то выявленные специфические закономерности в последующем должны ассимилироваться и в обобщенных теориях или концепциях, которые разрабатываются в фундаментальных психологических науках. Для современной юридической психологии характерны очень тесные взаимосвязи со многими смежными психологическими дисциплинами: дифференциальной, возрастной, педагогической, медицинской, инженерной психологией, психологией труда, управления и др. Заимствуя из данных смежных наук многие узловые теоретические положения и методический инструментарий, юридические психологи не только адаптируют их применительно к решению своих частных задач, но и своими научными наработками оказывают коррекционно-стимулирующее влияние на построение в указанных отраслях более глубоких концептуальных схем и моделей. В отношении же взаимосвязей юридической психологии со смежными научными дисциплинами, которые изучают условия и аномальные формы индивидуального поведения (в частности, психиатрия, судебная медицина и др.), юридические психологи поддерживают самые тесные контакты, чтобы, во-первых, выбрать правильные ориентиры своей профессиональной компетенции (особенно в отношении определения дееспособности лиц, допустивших противоправное поведение), а во-вторых, развить и собственные теоретикоприкладные направления (например, обоснование и развитие в начале 80-90-х годов Ю.М. Антоняном, В. Гульданом криминальной патопсихологии, М. Л. Балабановой - судебной патопсихологии, М.М. Коченовым, В. Н. Кудрявцевым, А. И. Печерниковой и О. Д. Ситковской - направлений судебно-психологической экспертизы). Особый характер взаимосвязей присущ юридической психологии с правовыми науками и юридической практикой. Юридическая психология по соотношению ко всему спектру нормативно-правовых и научно-юридических феноменов должна являться не частной областью знаний, т. е. одной из множества научных дисциплин, способствующих совершенствованию правового регулирования, а выступать в роли дополняющей науки. При принятии во второй половине 90-х годов нового законодательства введено значительное число новых понятий, имеющих сугубо психологический либо комплексный психолого-правовой характер. Так, в Уголовном кодексе РФ, введенном в действие с 1997 года, включены нормы, связанные с уголовной ответственностью лиц с психологическим расстройством, не исключающим вменяемость (ст. 22), с деянием, совершенным по легкомыслию (ст. 26), с определением несоответствия психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам (ч. 2 ст. 28), с выявлением устойчивости и сплоченности как признаков преступной группы (ч. 3, 4 ст. 35), с определением психического принуждения (ст. 40), особой жестокости (п. «д» ст. 105, п. «б» ст. 111, п. «в» ст. 131), аффекта и длительной психотравмирующей ситуации (ст. 107, 113), психологических страданий (ч. 1 ст. 117) и т. д. Глубоко психологизированные новеллы закладываются и в области семейного, трудового, предпринимательского законодательства. В связи с этим представляется крайне актуальным повысить активность и скоординированность действий юридических психологов в обосновании и разработке психологических основ теории права и юридической практики. В этой связи, необходимо, во-первых, начать теоретико-прикладные исследования по всем стадиям правового регулирования, а не только, как было преимущественно раньше, лишь по психологии правоприменительной деятельности, а во-вторых, в контексте расширенных методологических основ и уточненного предмета юридической психологии реально превратить ее в перспективе из сугубо прикладной науки в теоретическую науку наряду с философией и социологией права. В отношении совершенствования психологического обеспечения различных видов юридического труда в последние годы (особенно при создании психологических служб в ФСК, МВД, Минюсте) происходят значительные позитивные изменения. Хочется надеяться, что имеющиеся здесь сегодня трудности (как концептуального, так и организационно-методического характера) будут успешно преодолены и в итоге юридические психологи не только отстоят профессиональное право занимать особую позицию по отношению к различным типам клиентов-юристов, но и расширят свою «экологическую нишу» в обслуживании юридической практики. Естественно, в данном случае потребуется, тесное взаимодействие и координирование взаимосвязей со специалистами таких областей, как криминалистика, криминология, юридическая педагогика, социальная работа и др.