Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Проблемы совершенствования судебно-психологических экспертиз



Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) - это специальное психологическое исследование, проводимое сведущим лицом - психологом - в отношении человека или ситуации. СПЭ назначается определением суда (судьи) при наличии общего (процессуального) и специального (психологического) оснований для получения судебного доказательства по делу, а именно заключения эксперта-психолога. СПЭ обычно является комплексным психологическим исследованием с использованием весьма широкого перечня методов. В каждом отдельном случае выбор методов исследования определяется характером поставленных судом перед экспертизой вопросов.
В процессуально-содержательном плане различают следующие типы экспертиз:
а) по месту проведения (амбулаторная, стационарная, в суде);
б) по формально-процессуальному аспекту (первичная, дополнительная, повторная);
в) по процессуальному положению подэкспертного (экспертиза обвиняемого, экспертиза потерпевшего, экспертиза свидетелей и т. д.).
Результаты экспертной работы (в том числе и комиссионного характера) оформляются в виде заключений (или актов), которые должны включать в себя: введение, описание результатов исследования и их обсуждение с формулировкой ответов на вопросы, поставленные судом перед экспертизой. Во введении указывается время и место проведения СПЭ, дается ссылка на постановление органа, явившееся основанием для проведения экспертизы, указывается фамилия и судебный статус подэкспертного, а также краткие обстоятельства дела. Далее перечисляются источники сведений, использованных экспертизой: изученные материалы дела, методы клинико-психологического, психодиагностического и экспериментального исследований. Этот раздел имеет важное процессуальное значение, т. к. доказательную силу результаты экспертизы приобретают только в том случае, если для их получения были использованы специфические, только данному виду экспертизы присущие методы исследования.
Изложение результатов экспертизы традиционно начинается с данных психобиографического исследования, подчеркивая те сведения, которые имеют непосредственное отношение к решению поставленных судом перед экспертом вопросами. Формулировка ответов на поставленные вопросы должна осуществляться на основе результатов конкретного обследования и делаться в целенаправленной форме, закономерно отражающей все предшествующие обсуждения и не вызывающей сомнений в резюмирующем обобщении.
С целью установления истины в судопроизводстве чаще всего назначаются следующие виды СПЭ, учитывающие специфику субъектного состава дел:
1) экспертиза по установлению эмоциональных состояний;
2) экспертиза по выявлению способностей стороны в полной мере осознавать значение своих действий и/или в полной мере руководить ими;
3) экспертиза по определению способностей потерпевших, свидетелей правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные объяснения, показания;
4) экспертиза по определению личностных особенностей сторон в деле (психологическое портретирование);
5) исследование особенностей профессионального функционирования людей в человеко-машинных системах;
6) экспертиза по определению содержания и иерархии основных мотивационных линий личности;
7) экспертиза по наличию или отсутствию у лица в период, предшествующий смерти, психического состояния, предрасполагавшего к самоубийству.
В связи с тем, что по многим из указанных видов экспертиз в контексте конкретного типа дел (уголовных, гражданских и пр.) еще существует ряд дискуссий методолого-теоретического и методологического характера (например, какие именно задачи могут и должны решать СПЭ; как соотносить данные СПЭ с категориями, используемыми в законах и др.), то остановимся на практике проведения кон - кретных психологических экспертиз в суде более подробно.
В отношении первой из указанных видов экспертизы - установление эмоциональных состояний - споры среди юристов и психологов ведутся, прежде всего, в аспекте сути правового термина «состояние внезапно возникшего волнения» (ст.104,110 УК РФ). Так, юристы обычно настаивают на необходимости исследования возможности возникновения лишь в момент преступления у человека состояния аффекта - внезапно возникающего кратковременного состояния крайнего психического перевозбуждения и бурных реакций, характеризующихся сужением сознания. Психологи же считают, что помимо различных типов аффектов следует исследовать возможное наличие других негативных эмоциональных состояний (дистресс, фрустрация, кризис и пр.), которые могут влиять на способности человека к осознанию своих действий и управлению ими.
На различных стадиях исследования/установления так называемых фактов первой и второй степени должны решаться следующие задачи:
- выявление предрасположенностей к аффекту: основных, связанными со сложившимися свойствами личности, и актуальных, вызванных имевшимся неблагоприятным функциональным психофизиологическим состоянием (из-за постоянной интоксикации, переутомления, эмоционального потрясения, бессонницы и пр.);
- определение вида воздействия внешнего раздражителя (например, провоцирующих действий потерпевшего) и в целом роли окружающей среды как фактора поведения;
- анализ действий субъекта во время возникновения негативного эмоционального состояния и после него;
- анализ отношения самого действовавшего лица к своим действиям.
Решение этих задач позволяет эксперту-психологу сделать выводы и о том, повлияло ли (и если да, то каким образом) эмоциональное состояние на способность лица в конкретной ситуации осознавать фактическое содержание своих действий и на его возможности в полной мере осознанно руководить ими. В случае установления состояния физиологического аффекта подэкспертный признается судом вменяемым и соответственно несущим юридическую ответственность. В случае обнаружения патологического аффекта требуется дополнительная судебно-психологическая экспертиза, чтобы выявить лежащие в его основе психопатологические изменения личности (например, маниакально-депрессивный синдром, различные навязчивые идеи, осознаваемые субъективно как реальные, и пр.). При обнаружении аномального аффекта, вызванного патологически измененными закономерностями развития из-за определенных внешних воздействий (алкоголь, наркотики, интоксикация) уже требуется проводить комплексную психолого-психиатрическую экспертизу.
При установлении в СПЭ других эмоциональных состояний (например, дистресса, кризиса, фрустрации и пр.) эксперт может воспользоваться правом экспертной инициативы (ст.77 ГПК), чтобы профессионально квалифицировать и их возможные негативные последствия в плане влияний на способность лица в определенной мере отдавать отчет в своих действиях и сознательно руководить ими.
При назначении судом второго из указанных выше видов экспертизы - в отношении установления способности испытуемого (например, как взрослого, так и несовершеннолетнего) в полной мере осознавать значение своих действий и/или в полной мере руководить ими - на разрешение эксперту обычно ставятся следующие вопросы:
- не характеризуется ли испытуемый отставанием в психическом развитии, не связанном с патологией психики;
- имеются ли у него иные (и какие именно) особенности в развитии эмоционально-волевой и других сфер личности (например, повышенная внушаемость, склонность к фантазированию и пр.).
В практике СПЭ часто возникают случаи необходимости исследовать способности потерпевших правильно воспринимать характер и значение совершенных с ними действий и оказывать сопротивление. Жертв изнасилования можно при СПЭ относить к следующим трем специфичным группам:
- группе случайных жертв (здесь всегда есть определенная оборонная позиция по отношению к агрессору);
- группе неосознанно провоцирующих сексуальное поведение преступника (это женщины, легко устанавливающие случайные знакомства, демонстрирующие при общении личную сексуальную опытность, но застигнутые врасплох развитием событий);
- группе «жертв», сознательно провоцирующих сексуальное поведение преступника с предполагаемой целью в последний момент выйти из сложившейся ситуации (но это им, однако, часто сделать не удается).
Психологически обоснованное (после результатов специального обследования) отнесение взрослых потерпевших по делам об изнасиловании к одной из указанных групп предоставляет суду возможность более адекватно вскрывать истину.
Более сложный характер носит экспертиза несовершеннолетних потерпевших, т. к. здесь требуется глубоко изучить как возрастные особенности психики жертвы, так и осуществить тщательный анализ особенностей воспитания, уровня осведомленности в области половых отношений и понимания их социально-биологического значения. Однако даже самое полное понимание несовершеннолетней потерпевшей характера и значения совершаемых с ней действий не говорит о столь же полной способности оказывать сопротивление. В этом отношении первостепенное значение имеют исследования эмоционально-волевой сферы потерпевшей, ее способности противостоять ситуации угрозы, психологического давления и т. д.
Центральными вопросами третьего из выше указанных видов экспертизы - установление способности лица (стороны, свидетеля) правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные объяснения, показания - выступают следующие:
- какими индивидуальными сенсорными (т. е. органов чувств), а также иными психофизиологическими и личностными особенностями характеризуется испытуемый;
- мог ли он с учетом выявленных особенностей в данной ситуации восприятия адекватно воспринимать и оценивать имеющие значение для дела конкретные обстоятельства;
- обладает ли субъект требуемой чувствительностью определенных органов чувств (например, зрения, слуха и т. д.), чтобы воспринимать определенные раздражители;
- если испытуемый страдает каким-либо сенсорным нарушением, компенсируют ли его другие полноценные органы чувств, и, если компенсируют, то позволяют ли они правильно воспринимать интересующее суд обстоятельство;
- имеются ли у лица иные психофизиологические особенности, влияющие на правильность восприятия, запоминания и воспроизведения информации и, если имеются, то каково это влияние на каждый из названных механизмов обработки информации (восприятие, запоминание, воспроизведение);
- мог ли испытуемый, с учетом выявленных психофизических, сенсорных и личностных особенностей, давать правильные объяснения (показания) по обстоятельствам, интересующим суд.
Ответы на приведенные вопросы, полученные в ходе судебнопсихологической экспертизы, являются, с одной стороны, своеобразным выводом о доказательной силе полученных при судебном разбирательстве объяснений или показаний, а с другой - заключением о способности испытуемого правильно воспринимать внутреннее содержание события, действия (понимать его значение). В отношении последнего суд (особенно гражданский) при рассмотрении механизма восприятия происходившего свидетелем должен принимать во внимание возможное проявление феномена «атрибуции (т. е. приписывания) ответственности». В его основе лежат факторы личностного или ситуационного сходства наблюдателя (свидетеля) с причинителем ущерба. Так, если свидетель не исключает личного сходства с последним (причем неважно по каким критериям - возрасту, полу, манере поведения, взглядам и пр.), то свидетель склонен приписывать причинение вреда случайности, а не винить в этом действовавшего субъекта, т. е. он к нему становится как бы снисходительным. Совершенно обратным будет оценочный результат при наличии ситуационного сходства (т. е. свидетель осознает нечуждость и для него ситуации, в кото - рой был причинен ущерб и в которой он сам мог тоже оказаться), а поэтому свидетель приписывает действовавшему субъекту большую ответственность.
Раскрытый выше механизм проявления симпатии (сочувствия) или приписывания большей ответственности свидетелем к деятелю, совершившему правонарушение, ослабевает по мере роста серьезности причиняемых последствий.
Четвертый из указанных видов экспертизы - исследование личностных особенностей - направлен на воссоздание общего психологического портрета личности сторон. Эксперт на основе диагностического и биографического обследования испытуемых характеризует все основные их личностные особенности (ценностно-мотивационные, познавательные, эмоционально-волевые, коммуникативные и пр.), которые могут влиять как на способы принятия решений (в том числе в конфликтных, экстремальных и других ситуациях), так и в целом на поведение. Такого рода экспертиза может давать полезный доказательный материал, прежде всего, по таким делам, которые требуют учета личности сторон. Например, в гражданском судопроизводстве последнее актуально при квалификации спорного правоотношения при оценке прав по делам, затрагивающим брачно-семейные конфликтные взаимоотношения, о разрешении споров о праве на воспитание детей и т. д.
Пятый вид экспертизы, связанной с выполнением профессиональных функций в области управления современной техникой, решает следующие основные вопросы:
- о наличии у испытуемого в момент выполнения указанных функций специфического психического состояния (операционального стресса, эмоциональной психической напряженности и пр.);
- о психологических особенностях воздействовавшей на испытуемого профессиональной ситуации;
- об особенностях функционирования познавательной сферы испытуемого в конкретной ситуации (имелись ли индивидуальные возможности для реагирования, выработки решения и т. п.);
- о специфике проявления волевых процессов в конкретной профессиональной ситуации действия (способность реализовать принятое решение собственными волевыми усилиями, способности к осознанному и последовательному выполнению намеченного и т. п.).
В практике судебно-психологических экспертиз прежде всего исследуются случаи возможности возникновения различных психических волнений, препятствующих нормальному осуществлению сложных профессиональных функций в атомной энергетике, авиации, на автомобильном, водном и железнодорожном транспорте, в работе операторов автоматизированных систем управления и т. д. Здесь важным является выяснение сведений о степени профессиональной подготовленности, эмоциональной устойчивости, самообладании, смелости, решительности и т. д.
В рамках данного вида экспертиз часто приходится решать вопрос об обоснованности риска. Поэтому при экспертном исследовании всегда должны, во-первых, устанавливаться цель рискованного поведения и ее соответствие общественным ценностям, а во-вторых, оцениваться способность субъекта с учетом интеллектуальных и характерологических особенностей к достаточно полному осмыслению ситуации, возможностей ее развития и ожидаемых последствий.
Шестой из указанных выше видов экспертизы - по определению содержания и иерархии основных мотивационных линий личности - предполагает ответы на следующие вопросы:
- какова психологическая структура основных побуждений личности (ценности, идеалы, смыслы, потребности, мотивы, установки и т. п.);
- какова была направленность мотивационной сферы личности по действию в интересующей суд той или иной ситуации.
Результаты данного исследования могут иметь определенное доказательственное значение при выявлении судом форм вины и их отграничения друг от друга (простая неосторожность, грубая неосторожность, умысел). Однако предлагаемый экспертом-психологом вывод по мотивации испытуемого - это лишь раскрытие психологической стороны мотивации, а поэтому в суде юристы должны его перекодировать в терминологию мотива как социально-оценочной категории, с помощью которой поведение (уже совершенные действия) оценивается в ретроспективе как позитивное или негативное с юридической точки зрения. Последнее - процесс достаточно гносеологически сложный, т. к. при целостном фукционировании мотивационной сферы из раскрытой в заключении эксперта структуры мотивации трудно выбрать единственный мотивационный фактор, ведущий к противоправному деянию.
Седьмой вид экспертизы, связанной с самоубийством, обычно назначается в том случае, когда требуется проанализировать поведение лиц, состояния психики которых до смерти не вызывали сомнения в их психической полноценности и каким-либо образом демонстрируемом желании покончить с жизнью. Достаточно наглядный пример сложности подобного типа экспертиз приводится: «Мать двенадцатилетнего мальчика, вернувшись с работы, обнаружила труп сына, висящий на брючном ремне на ручке кухонной двери. Отношения в семье были неконфликтными, психических отклонений у мальчика не наблюдалось. Изучение материалов дела, а также личностно-биографическое исследование позволило эксперту установить, что мальчик в последнее время был охвачен желанием развить в себе сильную волю, но, по-детски воспринимая возможность самовоспитания, совершил опасные для жизни действия. Следствием одного из таких «опытов» по воспитанию сильной воли и стала случайная смерть».
Крайне важна роль данной СПЭ при разбирательстве в суде (а часто уже на предварительном следствии) случаев тщательной инсценировки убийства под самоубийство. Здесь вопрос о психическом состоянии лица перед смертью нередко является ключевым для расширения зоны поиска и обоснованности различных судебных версий.
Рассмотренные виды судебно-психологических экспертиз, естественно, не исчерпывают весь их реальный реестр. Так, в последние годы в мировой практике судом все чаще стали назначаться экспертизы для решения таких вопросов, как эмоциональное и интеллектуальное воздействие на зрительную аудиторию (особенно, на детей и подростков) фильмов ужасов, боевиков или порнофильмов. Это актуально в тех случаях, когда к уголовной ответственности привлекаются лица, кото - рые создают, демонстрируют подобные фильмы или занимаются их распространением. В отечественной практике в последнее время возрастает востребованность на проведение и таких видов СПЭ, как экспертиза социально-психологических особенностей членов преступной группы, психолингвистическая экспертиза и др. Представляется, что с расширением правовой практики и дальнейшим развитием психологической науки будут углубляться и перспективы применения как в целом судебно-психологической экспертизы, так и использования в ней более разнообразных методов психологического исследования.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состоит специфика познавательной деятельности суда?
3. В чем состоят особенности коммуникативной и конструктивной деятельности суда?
2. Перечислите важнейшие профессиональные качества судьи.
4. Перечислите основные тактические приемы судебного процесса.
5. Каково значение судебных прений и в чем состоит их психологическое воздействие на судей?

Тест к и пятой главе

1. Судебная психология изучает
а) психологические аспекты судебного разбирательства
б) психологические проблемы процессуального законодательства
в) психологическую информацию о судопроизводстве
2. СПЭ в гражданском процессе назначается для решения вопроса о
а) вменяемости/невменяемости
б) трудоспособности/нетрудоспособности
в) дееспособности/недееспособности
г) насильственной госпитализации
3. Проведение СПЭ поручается
а) эксперту-психологу
б) судебно-психиатрической комиссии
в) врачам-психиатрам
4. СПЭ в гражданском процессе может назначаться в отношении
а) обвиняемого
б) свидетеля
в) участника сделки
5. СПЭ производится по постановлению
а) адвоката
б) следователя
в) судьи
г) прокурора
6. Судебно-психологическая экспертиза назначается на установление
а) эмоциональных состояний
б) шизофрении
в) психопатии
г) алкоголизма
7. Неспособность лица нести ответственность за противоправное деяние в силу болезненного состояния психики
а) невроз
б) стресс
в) невменяемость

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.