Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА 16 страница



- в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует и является символической;

- законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

- правительство, согласно конституции, несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

Примерами такой монархии можно считать Великобританию, Бельгию, Данию и др.

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом и парламентом.

Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871 - 1918), а сейчас в Марокко.

В некоторых государствах монарх осуществляет не только светское, но одновременно и религиозное управление страной. Такие монархии называются теократическими (Саудовская Аравия). Эта особенность накладывает определенный отпечаток на содержательную характеристику деятельности всего государственного механизма на всех его управленческих уровнях, а также на организацию и характер взаимодействия всех ветвей государственной власти.

Республика. Республика - это форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Общими признаками республиканской формы правления являются:

- существование единоличного или коллегиального главы государства;

- выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

- осуществление государственной власти не по своему усмотрению, а по поручению народа;

- юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

- обязательность решений верховной государственной власти.

Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием.

По оценкам специалистов, в мире насчитывается более 130 глав государств, именуемых президентами, но фактически обладающих диктаторскими полномочиями. В ряде африканских стран кратность переизбрания глав государств не ограничивается. Поэтому они длительное время находятся во главе руководства страны.

По состоянию на 2 марта 2005 г. такими "долгожителями" на своих постах были президенты следующих республик <1>: Того (Гнасингбе Эйадема с 14 апреля 1967 г.); Габон (Омар Бонго со 2 декабря 1967 г.); ОАЭ (Шейг Заид Бен Султан аль - Нахайян со 2 декабря 1971 г.); Мальдивские Острова (Момун Абдул Майюм с 11 ноября 1978 г.); Экваториальная Гвинея (Теодоро Обианг Нгема Мбасого с 3 августа 1979 г.); Ангола (Жозе Эдуардо Душ Сантуш с 21 сентября 1979 г.); Египет (Хосни Мубарак с 14 октября 1981 г., в сентябре 2005 г., набрав 88,6% голосов, в пятый раз был переизбран на 7-летний президентский срок); Камерун (Поль Бийя с 6 ноября 1982 г.); Мавритания (Тайя Маауайд Ульд Сиди Ахмед с 12 декабря 1984 г.); Уганда (Мусевени Йовери Кагута с 26 января 1986 г.); Зимбабве (Мугабе Роберт Габриэль с 31 декабря 1987 г.); Чад (Деби Идрис с 4 декабря 1990 г.).

--------------------------------

<1> Президенты с самым большим стажем и их семьи. Топ-10 / Коммерсантъ. 2005. 2 марта.

 

В то же время региональные политические традиции в странах Латинской Америки прямо противоположны африканским. Например, с момента окончания второй мировой войны и по декабрь 2005 г. в Аргентине и Боливии сменилось по 30 глав государств, а в Бразилии, Гватемале, Панаме Эквадоре и на Гаити - более двадцати.

Продолжительность нахождения на должностях глав государств зависит от ряда факторов: политических традиций, монархического строя (с периодически избираемым главой исполнительной власти, обладающим большими властными полномочиями), антидемократических режимов (в них главы государств обладают практически неограниченными властными полномочиями). В этом можно убедиться из содержания следующего рейтинга глав государства, дольше всех находящихся в занимаемых должностях (по состоянию на июль 2006 года) <1>.

--------------------------------

<1> Алексеев Алексей. Седовластные старцы // Коммерсантъ. 2006. 3 июля.

 

┌────────┬─────────────────────────────┬─────────────────┬────────────────┐

│ Место │ Персона │ Страна │ Дата прихода к │

│ в │ │ │ власти │

│рейтинге│ │ │ │

├────────┼─────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────┤

│ 1. │Король Рама IX │ Таиланд │ Июнь 1946 г. │

│ │(Пумпилон Адульядет) │ │ │

├────────┼─────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────┤

│ 2. │Королева Елизавета II │ Великобритания │ Февраль 1952 г.│

├────────┼─────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────┤

│ 3. │Председатель госсовета и │ Куба │ Февраль 1959 г.│

│ │совета министров │ │ │

│ │Фидель Кастро Рус │ │ │

├────────┼─────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────┤

│ 4. │Вождь Малиетоа Танумафили II │ Самоа │ Январь 1962 г. │

├────────┼─────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────┤

│ 5. │Король Тауфахау Тупоу II │ Тонга │ Декабрь 1965 г.│

├────────┼─────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────┤

│ 6. │Султан Хассанал Болкиях │ Бруней │ Октябрь 1967 г.│

├────────┼─────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────┤

│ 7. │Президент Эль Хадж Омар Бонго│ Габон │ Декабрь 1967 г.│

├────────┼─────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────┤

│ 8. │Лидер ливийской революции │ Ливия │Сентябрь 1969 г.│

│ │полковник Муаммар │ │ │

│ │аль-Каддафи │ │ │

├────────┼─────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────┤

│ 9. │Султан Кабус Бен Сайд │ Оман │ Июль 1970 г. │

│ │аль-Саид │ │ │

├────────┼─────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────┤

│ 10. │Королева Маргарете II │ Дания │ Январь 1972 г. │

└────────┴─────────────────────────────┴─────────────────┴────────────────┘

 

Нередко в ряде стран на высшие государственные посты избираются женщины. В этом можно убедиться, ознакомившись со следующей таблицей <1>.

--------------------------------

<1> Васильева Анна. Любимые женщины избирателя // Коммерсантъ. 2006. 1 февраля.

 

Место в рейтинге Имя Должность Страна Дата избрания Процент отданных голосов
1. Джонсон-Серлиф Элен Президент Либерия 08.11.05 59,4
2. Бачелет Мишель Президент Чили 15.01.06 53,2
3. Халонен Тарья Президент Финляндия 29.01.06 51,8
4. Макализ Мэри Президент Ирландия 31.10.97 44,8
5. Макапагал-Арройро Глория Президент Филиппины 10.05.04 40,00
6. Меркель Ангела Канцлер Германия 18.09.05 35,2

 

Опыт Китая показывает, что организованная и планомерная передача высшей власти в рамках недемократической системы не только возможна, но является одним из важнейших факторов ее стабильности. Китайская политическая элита на протяжении последних двадцати лет (с середины 80-х годов XX столетия) идет по пути формализации и институционализации механизмов распределения и передачи власти. В стране введены формальные ограничения на продолжительность пребывания высшего руководства на своих постах. Процедура выдвижения новых лидеров осуществляется в рамках "внутрипартийной демократии". Это позволяет сохранить сложившуюся систему власти, в основе которой лежит конкуренция региональных и отраслевых кланов.

Процесс передачи власти нынешнему лидеру страны (март, 2006 г.) Ху Цзиньтао начался в марте 1998 года путем избрания его заместителем председателя КНР <1>. Эта должность является пятой ступенью в неофициальной иерархии органов государственной власти Китая. В октябре 1999 года он стал заместителем председателя влиятельных центрального военного совета коммунистической партии Китая и центрального военного совета КНР. Процесс передачи власти в стране лидерам "четвертого поколения" был приурочен к XVI съезду КПК в конце 2002 года. На нем Ху Цзиньтао избирается генеральным секретарем КПК. Через несколько месяцев он занимает должность и председателя Государственного совета КНР.

--------------------------------

<1> Операция "Наследник" (в России нет механизмов не только демократической, но и недемократической передачи власти) // Коммерсантъ. 2006. 13 февраля.

 

В государствах мира с немонархической формой правления и различными политическими режимами нередки случаи возникновения политических династий с заниманием высших государственных постов. Из представленных в нижеприведенной таблице данных (по состоянию на 1 сентября 2003 года) о 14 династиях девять находятся в Азии и три на американском континенте <1>.

--------------------------------

<1> Алексеев Алексей. Алиевы - первая европейская политическая династия // Коммерсантъ. 2003. 1 сентября.

 

Место в рейтинге Имя, должность Страна Другие члены династии, степень родства, должности Число членов династии, занимавших высшие государ- ственные посты Срок пребывания на высших государ- ственных постах последнего из представи- телей династии (лет) Общий срок пребывания на высших государ- ственных постах всех членов династии (лет) Находятся ли династии у власти в настоящее время
Ким Чен ИР, председатель национального комитета обороны, генеральный секретарь ЦК Трудовой партии Кореи КНДР Отец - Ким ИР Сен, председатель национального комитета обороны, генеральный секретарь ЦК Трудовой партии Кореи 9 лет 1 месяц 54 года 11 месяцев Да
Цзян Цзинго, премьер-министр, президент Тайвань Отец - Чан Кайши 15 лет 7 месяцев 40 лет 8 месяцев Нет
Раджив Ганди, премьер-министр Индия Мать - Индира Ганди, дважды занимала пост премьер-министра. Дед - Джавахарлал Неру, премьер-министр 5 лет 1 месяц 37 лет 9 месяцев Нет
Луис Сомоса Дебайле, президент Никарагуа Отец - Анастасио Сомоса Гарсиа, дважды занимал пост президента. Брат - Анастасио Сомоса Дебайле, дважды занимал пост президента 6 лет 8 месяцев 32 года 11 месяцев Нет
Башар Асад, президент Сирия Отец - Хафез Асад, премьер-министр, президент 3 года 1 месяц 32 года 8 месяцев Да
Жан-Клод Дювалье, президент Гаити Отец - Франсуа Дювалье, прези- дент 14 лет 9 месяцев 29 лет 3 месяца Нет
Чандрика Кумаратунга, президент, ранее премьер-министр Шри-Ланка Отец - Соломон Вест Риджвей Диас Бандаранаике, премьер-министр. Мать - Сиримаво Бандаранаике (Ратватте Диас), трижды занимала пост премьер-министра 9 лет 24 года 3 месяца Да
Мегавати Сукарнопутри, президент Индонезия Отец - Сукарно, президент 2 года 1 месяц 22 года 7 месяцев Да
9-10 Ильхам Алиев, премьер-министр Азербайджан Отец - Гейдар Алиев, президент Менее 1 месяца 10 лет 2 месяца Да
9-10 Беназир Бхутто, дважды занимала пост премьер-министра Пакистан Отец - Зульфикар Али Бхутто 4 года 8 месяцев 10 лет 2 месяца Нет
Хасина Вазед, премьер-министр Бангладеш Отец - Муджибур Рахман, премьер-министр, дважды занимал пост президента 5 лет 9 лет 4 месяца Нет
12-13 Глория Макапагаль Арройро, президент Филиппины Отец - Диосдадо Макапагаль Арройро, президент 2 года 7 месяцев 6 лет 7 месяцев Да
12-13 Джордж Буш-младший, президент США Отец - Джордж Буш, президент 2 года 7 месяцев 6 лет 7 месяцев Да
Жозеф Кабила, президент Демократическая Республика Конго (бывший Заир) Отец - Лоран Дезире Кабила, президент 2 года 7 месяцев 6 лет 3 месяца Да

 

Исторический опыт ряда государств свидетельствует о том, что общество не может быть застраховано от неправомерных действий даже лидеров государств. Поэтому в качестве административно-предупредительной меры, имеющей своей направленностью не только не допущение, но при необходимости и пресечение антиконституционных действий, в государствах с республиканской формой правления предусматривается возможность объявления импичмента президенту страны (в том числе и в России). В период официального объявления импичмента тексты конституций предусматривают ограничения полномочий президентов, связанные с возможностью введения ими в действие особых правовых режимов, или роспуском парламентов.

Порядок объявления импичмента носит усложненный процедурный характер. Временные границы и последовательность действий определенных законом инициаторов процесса (депутаты парламента) строго регламентированы и контролируются законодательной и судебной ветвями власти. Поэтому к процедуре импичмента прибегают не так уж часто. Однако за последние годы главам нескольких государств под давлением парламента пришлось уйти в досрочную отставку.

По обвинению в действиях, противоречащих интересам страны и не соответствующим конституции были отстранены от занимаемых должностей: Президент Бразилии Фернанду Колор де Мелу (29 сентября 1992 г. по обвинению в коррупции); Президент Эквадора Абдалу Букарама (6 февраля 1997 г. по обвинению в присвоении государственных средств и признанного физически и умственно недееспособным); Президент Перу Альберто Фухимори (21 ноября 2001 г.); Президент Индонезии Абдуррахман Вахид (23 июля 2001 г. за ряд коррупционных скандалов).

В начале декабря 2003 года специальная комиссия сейма Литвы, расследовавшая скандальную историю связи Президента страны Роландаса Паксаса с "русской мафией" начала официальную процедуру импичмента, сделав вывод о том, что президент не в полной мере независим и самостоятелен в своих действиях. Он "был и остается уязвим, что представляет угрозу безопасности страны" <1>.

--------------------------------

<1> Водо Владимир, Волхонский Борис. Президент угрожает безопасности страны // Коммерсантъ. 2003. 2 декабря.

 

31 марта 2004 г. Конституционный суд Литвы в своем заключении признал справедливыми три из шести ранее сформулированных пунктов обвинения в адрес Президента:

- грубо нарушил Конституцию страны, незаконно предоставив литовское гражданство российскому предпринимателю Юрию Борисову - главному спонсору его избирательной кампании;

- не обеспечил охрану государственной тайны, предупредив Ю. Борисова, что его телефонные переговоры прослушиваются;

- оказывал незаконное влияние на принятие решений об имущественных отношениях частных лиц и хозяйствующих субъектов.

В результате проведенного тайного голосования, состоявшегося 6 апреля 2004 г., впервые в истории Европы сейм Литвы утвердил импичмент Президенту страны по всем трем пунктам обвинения. После его вынужденного ухода в отставку Верховный суд страны действия сейма признал незаконными.

Некоторые главы государств предпочли "добровольный" уход в отставку ввиду неотвратимости объявления импичмента еще до процесса решающего голосования. Так поступили Президент США Ричард Никсон (1974 г. за "уотергейтский скандал", связанный с незаконным прослушиванием телефонов высокопоставленных чиновников и влиятельных бизнесменов) и Президент Израиля Эзер Вейцман (2000 г.).

Еще один Президент Израиля Моше Кацава в июле 2007 года также досрочно был вынужден "добровольно" покинуть свой пост за сексуальные домогательства к сотрудницам своего аппарата. В Израиле действует закон, предусматривающий уголовную ответственность за сексуальные домогательства к сотрудницам в рабочее время. Интересно отметить, что этот закон принимался при активном участии Яэль Даяны - дочери известного израильского военачальника Моше Даяна, отличавшегося активными альковными похождениями.

Процедура импичмента применялась и в отношении Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина. Конституционный Суд Российской Федерации рассматривал в открытом заседании дело о проверке конституционности одновременно нескольких нормативных правовых актов, связанных с вопросами федерального вмешательства <1>: Указов Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 2137 "О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики" и от 9 декабря 1994 г. N 2166 "О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта"; Постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. N 1360 "Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа"; Указа Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 г. N 1833 "Об Основных положениях военной доктрины Российской Федерации".

--------------------------------

<1> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации N 10-П от 31 июля 1995 г. // Российская газета. 1995. 11 августа.

 

С соотношением проголосовавших: одиннадцать судей - "за" и восемь - "против" было принято решение, "с точки зрения политической целесообразности", признать соответствующими Конституции Российской Федерации вопросы, ставшие предметом рассмотрения <1>. В то же время в особых мнениях оставшихся в меньшинстве судей была дана аргументированная, чисто юридическая оценка действий Президента Российской Федерации, показано несовершенство федерального законодательства в этом вопросе.

--------------------------------

<1> Лебедев А.Н. Статус субъекта Российской Федерации (основы концепции, конституционная модель, практика). М., 1999. С.182.

 

Процедура импичмента летом 1998 года применялась и к Президенту США Б. Клинтону по поводу его скандальных связей с Моникой Левински. В соответствии с проведенными социологическими опросами 36% респондентов высказывались за проведение слушания. Однако его инициаторы проиграли этот процесс.

В январе 2006 года угроза импичмента возникла уже в отношении другого американского президента - Джорджа Буша - за его решение о введении системы прослушивания телефонных переговоров без санкции суда. В соответствии с законом о разведывательной деятельности (1978 г.) прослушивание телефонных переговоров без санкции суда может осуществляться только в течение 48 часов. За это время спецслужбы должны получить соответствующее разрешение (ордер).

После террористических актов, совершенных на территории США 11 сентября 2001 года, Джордж Буш посчитал этот закон устаревшим и дал спецслужбам распоряжение на прослушивание телефонных переговоров без уведомления об этом судебные органы. Основанием таких действий он посчитал принятую конгрессом США резолюцию, предписывающую главе государства "использовать все необходимые меры для борьбы с терроризмом" <1>. Однако его политические противники считают, что резолюция конгресса по юридическим характеристикам не является достаточным основанием для отмены действующего закона страны. Проведенные социологические опросы населения показали, что 52% респондентов высказались положительно за проведение процедуры импичмента, а 42% высказались по этому поводу отрицательно.

--------------------------------

<1> Зыгарь Михаил. Отставной закон Соединенных Штатов // Коммерсантъ. 2006. 17 января.

 

Процесс передачи власти в государствах с республиканской формой правления также имеет свои особенности. В странах с устоявшимися демократическими традициями это осуществляется в строгих рамках действующих законов, несмотря на незначительный перевес в голосах победителя над проигравшим.

Например, в результате состоявшихся в апреле 2006 года парламентских выборов в Италии, являющейся парламентской республикой, Романо Проди победил действующего премьер-министра страны с разрывом всего в шесть сотых процента голосов. Проигравшая правоцентристская коалиция усомнилась в объективности и полноте подсчета голосов. После дополнительной проверки около пяти тысяч спорных бюллетеней Верховный кассационный суд Италии, являющийся высшей судебной инстанцией страны, подтвердил победу левоцентристского блока во главе с Романо Проди. Такое решение не вызвало негативной реакции несогласной части избирателей.

В то же время в некоторых бывших социалистических государствах результаты выборов спровоцировали "успешное" осуществление ряда "цветных революций" (Грузия, Киргизия, Украина) или попытку их проведения (Белоруссия в марте 2006 года). Сценарии такого способа прихода к власти разрабатывались и финансировались из-за границы.

Виды республик. Насчитывается несколько основных разновидностей республиканской формы правления: парламентская и президентская.

Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается у власти до тех пор, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинства членов парламента, правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.