Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Экологическая психология



 

 

Предмет экологической психологии. Экологическая психо­ло­гия (или психология экологического сознания[1]) начала форми­ро­ва­ться в отечественной психологической науке в начале 90-х годов на фоне осознания того, что экологический кризис невозможно пре­о­долеть без изменения господствующего экологического созна­ния, являющегося его "психологической базой" [3, 30 и др.].

Ключевой проблемой экологической психологии является ис­сле­дование индивидуального и группового экологического со­зна­ния. Под экологическим сознанием понимается совокупность эко­ло­гических представлений, существующего отношения к при­ро­де, а также соответствующих стратегий и технологий взаимо­дей­ствия с ней.

Таким образом, предметом исследования в экологической пси­хо­логии является экологическое сознание, рассматриваемое в социо­ге­нетическом, онтогенетическом и функциональном аспектах.

Методологические особенности экологической психологии. Фор­­мирование экологической психологии как самостоятельной от­расли было обусловлено тем, что "мир природы" занимает, в оп­ре­деленном смысле, промежуточное положение между "ми­ром вещей" и "миром людей". С одной стороны, взаимодействию с природными объектами (особенно с животными) свойственны та­кие особенности и закономерности, которые не могут про­яв­ля­ться, когда человек стал­кивается с "вещами", а с другой — это взаи­модействие все-таки не может быть полностью отождествлено с че­ло­веческим общением.

Эта промежуточность определяет три важнейшие мето­до­ло­ги­ческие особенности экологической психологии: 1) природа рас­сма­тривается именно как "мир природы", а не как "природная среда", 2) ос­новной акцент делается не на объективных связях че­ло­века с природой, а на субъективных, 3) для исследования взаи­мо­действия человека с миром природы привлекается концеп­туа­ль­ный, поня­тий­ный и методический аппарат социальной психо­ло­гии, психологии личности и т.д.

"Природная среда" выступает по отношению к личности как це­лостная, нерасчлененная система, обеспечивающая жизне­деяте­ль­ность человека как биологического вида. "Мир природы" — как совокупность конкретных природных объектов и природных ком­плексов, взятых в их субъективной единичности и неповто­римо­сти. Если "природа как среда" функционирует объективно, вне за­ви­си­мо­сти от взаимодействующего с ней субъекта, существует в сфере материального, то "мир природы" конструируется самой лич­но­стью, существует в сфере идеального, "надстраивается" над при­родой как материальным субстратом. Различие между ними можно продемонстрировать с помощью терминов гештальт­пси­хо­логии "фон" и "фигура": "природа как среда" для человека субъективно является своего рода "фоном", "мир природы" — "фигурой".

Поскольку различие между "природной средой" и "миром при­роды" лежит не в плоскости объективных связей, а в их субъ­ек­ти­в­ной трактовке, то в центре внимания экологической психо­ло­гии находится такая подструктура экологического сознания, как су­бъек­тивное отношение к природе, анализ которого является не сред­ством объяснения объективного поведения в природной среде, а собственно предметом исследования.

Взаимодействие с "миром природы", который является по­рож­дением человеческой субъективности, необходимо исследовать иначе, чем взаимодействие с объективной в своей сущности "при­родной средой": для этого недостаточно методологического ап­па­рата, разработанного в психологии окружающей среды, а необ­хо­димо привлечение и адаптация аппарата социальной психологии, психологии личности и т.д.

Экологическая психология имеет несколько принципиальных различий с психологией окружающей среды и психологической эко­логией. (Методологические принципы, разработанные в эко­ло­ги­ческом подходе, могут использоваться во всех трех областях иссле­дований.)

Во-первых, в экологической психологии анализируется взаи­мо­действие человека только с природой, а в психологии окру­жа­ю­щей среды — взаимодействие со всей средой, в том числе и с антро­погенной (а в психологической экологии — воздействие факторов всей среды). Поэтому в работах по психологии окружающей сре­ды очень часто можно встретить использование терминов "при­рода", "природная среда", "окружающая среда" как полных сино­нимов, в работах по экологической психологии такое отож­де­ст­вле­ние невоз­­можно в принципе.

Во-вторых, в психологии окружающей среды природа иссле­дуется именно как "среда" (в психологической экологии как "фак­то­ры среды"), а в экологической психологии — как "мир приро­ды", иными словами, психология окружающей среды исследует те ситу­а­ции, в которых природа субъективно выступает как фон, на кото­ром действует человек, а экологическая психология — те ситу­а­ции, в которых природа субъективно является тем, с чем человек взаимо­действует.

Задачи экологической психологии. В экологической психо­ло­гии выделяется четыре основных направления исследований: эко­ло­гического сознания в целом, подструктуры экологических пред­став­лений, подструктуры субъективного отношения к природе и под­структуры стратегий и технологий взаимодействия с ней.

Перед экологической психологией стоит шесть основных за­дач, которые решаются в каждом из этих направлений: 1) анализ развития в процессе социогенеза [10], 2) разработка типологии [12], 3) анализ развития в процессе онтогенеза [24, 27, 35, 38, 63], 4) ана­лиз механизмов формирования и функционирования [8, 9, 47], 5) анализ индивидуальной и групповой специфики [37], 6) раз­ра­ботка принципов и методов диагностики [11].

Особой — седьмой — задачей экологической психологии яв­ля­ется исследование тех психологических функций, которые мо­жет осуществлять взаимодействие человека с миром природы [39], его влияния на развитие личности [12, 36] разработка на этой осно­ве методов психокоррекционной и психотерапевтической работы и т.д. [40, 51].

Таким образом, проведенный анализ показывает, что в пси­хо­логической науке существуют четыре самостоятельных области иссле­дований, ориентированных на изучение различных эко­логи­че­ских аспектов. Для преодоления отмечавшей ранее "терми­но­ло­­гической энтропии" в обозначении их словосочетаниями "психо­ло­гическая экология", "экологический подход", "психология окру­жа­­ющей среды" и "экологическая психология", возможно, целесо­об­разно использованное в данной статье их употребление.

 

В конструкциях типа "физическая география", "компаративная лекси­ко­ло­гия", "ядерная физика", "медицинская психология" и т.п. прилагательное обозна­чает определенную отрасль, раздел данной науки. Поэтому очевидно, что тер­мин "психологическая экология" наиболее адекватен для обозначения именно спе­циа­льного раздела экологии.

В конструкциях типа "психология творчества", "психология спорта", "пси­хология личности", "психология труда", "психология половых различий" и т.п. вторая часть фиксирует объект исследования данной отрасли пси­хо­логии. Поэто­му также достаточно очевидно, что термин "психология окру­жа­ющей среды" наиболее целесообразно использовать для обозначения самостоятельной отрасли психологии, изучающей взаимодействие человека с окружающей его средой.

Несколько сложнее обстоит дело с двумя оставшимися понятиями: "эко­логический подход" и "экологическая психология". Исторически сло­жи­лось так, что новые методологические подходы, исходящие из необ­хо­ди­мо­сти "эколо­гизации" психологии, возникали и развивались преимущественно в западной науке, где они, как уже говорилось, получили общее название Ecological Psychology, т.е. "экологическая психология" (или, существенно реже, Ecological Approach, т.е. "экологический подход"). В то же время иссле­дования психологи­ческих аспектов взаимодействия человека с миром при­роды, проблем экологи­че­ского сознания преимущественно развивались в нашей стране и также получи­ли общее название "экологическая психоло­гия". Таким образом, два прин­ципиа­льно различных блока психологических ис­сле­дований могут равным образом "претендовать" на термин "эколо­ги­ческая психология".

Представляется, что в использовании терминов на русском языке, вероя­тно, решающее слово за научной традицией словоупотребления, сло­жив­шейся именно в отечественной психологии. Показательно, что в ней в подобных кон­ст­рук­циях прилагательное, как правило, служит для обозна­че­ния отрасли психологии (педагогическая психология, возрастная психоло­гия, социальная пси­хо­логия, космическая психология и т.п.). В тех же слу­чаях, когда оно испо­льзуется для фиксирования методологической специ­фи­ки того или иного направления, такого рода конструкции обычно обозначают научные течения, различные подходы, вошедшие в отечественную науку из западной психологии (когнитивная психология, гуманистическая психология и т.п.).

С этой точки зрения, термин "экологическая психология" наиболее прием­лем для обозначения отрасли психологии, изучающей взаимодействие личности с миром природы (ср. "экологическое воспитание" [20]), а термин "экологический подход" лучше использовать, когда речь идет о соот­вет­ст­ву­ющем методологическом направлении.

 

Поскольку, как отмечает М.Г.Ярошевский, теперь методо­ло­ги­ческое осмысление науки интересует не только "философию нау­ки", но и исследователей, работающих непосредственно в кон­крет­ных областях знаний [41], то совершенно естественным является проведение самими психологами интердисциплинарного анализа, по­з­воляющего определить место экологической психологии среди некоторых других наук, изучающих взаимодействие в системе "че­ловек — природа" (рис. 2). Для этого необходимо, как минимум, сопоставить предметы и основные категории рассматриваемых на­уч­ных дисциплин.

 

Экология человека. Сам термин "экология человека" начинает ис­по­ль­зоваться с 1921 г. Впервые его упоминают американские ученые Э.Бэрджесс и Р.Парк [21, c. 8].

Предмет. "Экология человека — наука о закономерностях его взаи­мо­отношений со средой — одна из наиболее молодых отраслей биологии... представляет собой большой раздел современной биологии и медицины и вклю­чает обширную проблему адаптации" [13, с. 8].

Основные категории: человек, организм, среда обитания, экосистема, влия­ние, антропоценоз, адаптация и др.

Созология. Созология (от греч. "охрана") как наука сформировалась в нача­ле 70-х годов [19], хотя сам термин "охрана природы" впервые получил широкое распространение после I Международного съезда по охране при­роды, проходившего в 1913 г. в Швейцарии.

Предмет. Созология — это "комплексная наука об охране природы, кото­рая выявляет, анализирует и оценивает результаты взаимодействия природы и общества, разрабатывает теоретические принципы исполь­зо­ва­ния природных ресурсов и защиты окружающей среды. В круг вопросов, рассматриваемых наукой об охране природы, входят также экономические и социальные во­просы" [26, с. 9].

Основные категории: природные ресурсы, окружающая среда, за­гряз­нение биосферы, техносфера, энергетический обмен и др.

Социально-экономическая (конструктивная) география. Проблемы вза­имодействия человека со средой все больше становятся также предметом инте­реса географов, акцентирующих при анализе свое внимание на состо­я­нии самой географической, природной среды [5, 14]. Институтом географии АН СССР с 1975 г. издавался ряд монографий в серии "Проблемы конструк­тивной геогра­фии".

Предмет. Социально-экономическая география — это наука, занимаю­ща­яся построением "на базе законов функционирования географической среды принципов рационального использования этой среды и принципов адаптации к этой среде человеческого общества в результате предметно-прак­тической дея­тельности последнего, выявление последствий такой адаптации для самой гео­гра­фической среды" [17, с. 73.].

Основные категории: географическая среда, планетарное преобра­зо­вание природной среды, хозяйственное использование естественных ресур­сов, произ­вод­ственно-территориальные комплексы и т.д.

Инвайронментальная социология. Инвайронментальная социология стала формироваться еще в 20-х годах ХХ в. в США. Однако только в 1976 г. в Аме­ри­канской социологической ассоциации была создана самостоя­тель­ная секция инвайронментальной социологии.

Предмет. "Инвайронментальная социология — одна из дисциплин, испо­льзующих социально-экологический подход и ограничивающих его рам­ками локального сообщества с окружающей его средой. Обусловливая тем самым фрагментарность в понимании универсальных связей естественно-социального континуума, социальной системы и экосистемы, инвай­рон­мен­тальная социо­логия описывает механизмы их оптимизации на локальном уровне" [2, с. 6].

Основные категории: общество, природная среда, экологическая этика, мотивы и ценностные ориентации, природопользование, экосистема, чело­ве­ческое сообщество и др.

Социальная экология. Социальная экология сформировалась как след­ст­вие интеграции наук по объекту исследования. Развитие социальной эко­логии начинается в 20-х годах ХХ в. и становится более активным в 60-е годы, осо­бенно после всемирного конгресса социологов в 1966 г. На кон­грес­се социо­логов в Варне в 1970 г. был образован Исследовательский ко­митет всемирного объединения социологов по проблемам социальной эко­логии.

Предмет. Социальная экология — это наука, изучающая "законо­мер­но­сти социоприродного взаимодействия и принципы их практического ис­поль­зования, а также обусловленные ими методы обеспечения естественно-исто­ри­ческого прогресса цивилизации" [17, с. 30].

Основные категории: популяция, социальная среда, природная среда, тех­нология, функциональная организация, общество, взаимодействие и др.

 

Проведенный краткий интердисциплинарный анализ позволяет сделать вывод о том, что среди различных наук, изучающих взаи­мо­действие в системе "человек — природа", именно для психо­ло­гии характерно примущественное рассмотрение первого компо­нен­та диады как "личности", а не только как "индивида" или, нао­борот, "общества".

 


БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. Андреева Г.М. Методологические проблемы современного раз­вития американской социальной психологии.— Вопросы психологии, 1974, № 2, с. 124-131.

2. Баньковская С.П. Инвайронментальная социология. Рига, 1991.

3. Гачев Г.Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гума­ни­тария, или Образы в науке. М., 1991.

4. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т., Т. 1. М., 1992.

5. Герасимов И.П. Советская конструктивная география. М., 1976.

6. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М. 1988.

7. Голд Дж. Психология и география: Основы поведенческой гео­гра­фии. М., 1990.

8. Дерябо С.Д. Антропоморфизация природных объектов.— Психо­ло­гический журнал, Т. 16, 1995, № 3, с. 61-69.

9. Дерябо С.Д. Природный объект как "значимый другой". Дау­гав­пилс, 1995.

10. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Культурно-историческая обусловленность кризиса европейского экологического сознания.— Kultūra un vārds, novem­bris,, 1994.

11. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая психодиагностика. Даугав­пилс, 1994.

12. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Природа: объект или субъект отношений лич­ности.— Школа здоровья, 1995, № 1, 81-92.

13. Иоганзен Б.Г., Логачев Е.Д. Некоторые проблемы экологии чело­ве­ка.— Биологические науки, 1976, № 5.

14. Исаченко А.Г. Задачи географии в области разработки научных основ рационального использования и охраны природной среды.— Известия ВГО, 1980, Т. 112, вып. 2.

15. Киселев Н.Н. Влияние экологических исследований на стиль мыш­ления в современной науке. В кн.: Интегрирующая функция экологии в сов­ре­менной науке. Киев, 1987, с. 7.

16. Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда.— Вопросы психологии, 1993, № 1.

17. Комаров В.Д. Социальная экология: Философские аспекты. Л., 1990.

18. Лапин Е.А. Современная психология окружающей среды: состо­я­ние и перспективы. В кн.: Проблемы экологической психоакустики. М., 1991, с. 51-76.

19. Лаптев И.П. Теоретические основы охраны природы: Основы созо­логии. Томск, 1975.

20. Лихачев Б.Т. Экология личности.— Педагогика, 1993, № 2, с. 19-23.

21. Маркович Д. Ж. Социальная экология. М. 1991.

22. Марютина Т.М. Психофизиологические аспекты развития ребен­ка.— Школа здоровья, 1994, № 1, Т. 1, с. 105-116.

23. Михайлов Д., Паадам К., Мюлла Э. Средовое взаимодействие по­колений в процессе социализации (к исследованию детоцентризма город­ских семей). В кн.: Воспроизводственные процессы города. Таллинн, 1986.

24. Нестерук Т.К. Динамика значимого другого в восприятии школь­ни­ков различных возрастов: Работа ... маг. психол. Даугавпилс, 1994.

25. Носуленко В.Н. "Экологизация" психоакустического исследования: Основные направления. В кн.: Проблемы экологической психоакустики. М., 1991, с. 8-27.

26. Охрана природы: Учебник для студентов биол. спец. пед. ин-тов / А.В.Михеев, В.М.Галушин, Н.А.Гладков, А.А.Иноземцев.— М., 1981.

27. Петяева Д.Ф. Развитие представлений о живой природе у дош­коль­ни­ков: Автореф. канд. психол. наук. М., 1991.

30. Хесле В. Философия и экология. М., 1993.

31. Хейдметс М. Городская среда как социальная проблема. В кн.: Го­ро­д­ская среда. ч. 1. М., 1989.

32. Хейдметс М., Круусвалл Ю. Два пути оптимизации среды жизне­де­ятельности в городе. В кн.: Антропоэкологическая оценка и формирование оптимальной городской среды. Л., 1988.

33. Черноушек М. Психология жизненной среды. М. 1989.

34. Швырев В.С. Анализ научного знания в современной "философии науки".— Вопросы философии, 1971, № 2.

35. Шейнис Г.В. Развитие отношений подростков с природой как ус­ловие нравственного становления личности: Автореф. канд. психол. наук. М., 1993.

36. Ясвин В.А. Взаимодействие с природой как фактор реабилитации пси­хологической депривации в условиях депривации.— Детский практи­че­ский психолог, 1994, ноябрь, с. 33-36.

37. Ясвин В.А. Исследование структурных характеристик личностного отношения к природе.— Психологический журнал, 1995, Т. 16, № 3, с. 70-73.

38. Ясвин В.А. Особенности личностного отношения к природе в под­ростковом и юношеском возрасте.— Вопросы психологии, 1995, № 4, 1995, c. 19-28.

39. Ясвин В.А. Психолого-педагогический потенциал взаимодействия личности с миром природы.— Eko Do, 1995, № 1.

40. Ясвин В.А., Дерябо С.Д. Методика проведения эколого-психо­ло­ги­ческого тренинга.— Школа здоровья, 1995, № 2, с. 114-121.

41. Ярошевский М.Г. О категориальном анализе развития психо­ло­ги­ческого познания.— Вопросы психологии, 1972, № 3.

42. Altman I. The Environment and Social Behavior. Monterey, 1975.

43. Argyle M. Social Interaction. N.Y. 1969.

44. Barker R. G. On the nature of the environment.— Jounal of Social Issues, 1963, № 19.

45. Barker R.G., Wright H.F. Midwest and its children: They Psicho­logical ecology of American Town. Evanston, 1954.

46. Craik K.H. Environmental Psychology.— New Directions in Psycho­logy, 4. N.Y. p. 1-121.

47. Deryabo S. The reflected subjectness of the object of nature.— Culture. Ecology. Pedagogical Process. Daugavpils, 1994.

48. Duncan O.D. From social system to ecosystem.— Sociol. Inguiry.— 1961, Vol. 31, № 2, p. 140-149.

49. Duncan O.D., Schnore L.F. Cultural, behavioral and ecological perspectives in the study of social organization // Amer. J. Sociology.— 1969, Vol. 65, № 2, p. 132-136.

50. Febvre L.P. A Geographical Introduction to History. N.Y., 1925.— Цит. по Голд Дж. Психология и география: Основы поведенческой геогра­фии. М., 1990, с. 54.

51. Jasvin V. Ekoloеiskais treniрш un ekoloеiska psiholoеija.— Ihformatмvais biоetens "Vide". 1991, № 5, 15-18 lpp.

52. Hawley A. Human ecology // International enciclopedia of the social sciences. N.Y., 1968, Vol. 4, p. 328-337.

53. Hawley A. Human ecology: A theory of community structure. N.Y., 1955.

54. Heimstra N.W., McFarling L.H. Environmental Psychology. Monterey, 1974.

55. Lee T.R. Psychology and the Environment. L., 1976.

56. Leff H.L. Experience, Environment and Human Potentials. L., 1980.

57. McKenzie R.D. Social ecology.— The enciclopedia of social sciences. N.Y., 1937, Vol. 5.

58. Michelson W.H. What human ecology left behind in the dust? // Man and his urban environment: A sociological approach.— Reading (Mass.), Addison-Wesley, 1976.

59. Orne M. On the Social Psychology of psychological Experiment. "Ame­rican Psychologist", 1962, N 17.

60. Pawlik K., Stapf K.H. Цkoligische Psychologie: Entwicklung, Perspek­five und Aufbaueines Forschungsprogramms // Umwelt und Verhalten. Bern, 1992, S. 9-24.

61. Russel H.A., Ward L.M. Environmental Psychology.— Annual Rewiew of psychology, 1982, N 33.

62. Wohlwill J.F. The Emerging Discipline of Environmental Psycho­logy.— American Psychologist, 25, p. 3-12.

63. Yasvin V. The fundamentals of ecological psychopedagogics for pre-school pupils //A teacher at a pre-school. What does it mean? Daugavpils, 1995.


 
 

 


 
 

Рис. 2. Место психологии среди наук, изучающих взаимодействие в системе "человек — природа"

 
 


* Работа выполнена при поддержке РГНФ (№ 95-06-17732).

[1] Вероятно, наиболее удачным английским эквивалентом русского тер­ми­на "экологическая психология" является термин Green-mindedness Psycho­logy, который был предложен Д.А.Леонтьевым.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.