Помощничек
Главная | Обратная связь

...

Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Экологический подход в психологии



 

 

К 60-м годам ХХ в. в среде психологов возникло понимание того, что существующая лабораторная психология не может дать полного представления о поведении человека "в реальном мире", в силу отсутствия учета всех факторов, которые определяют его в естественных условиях. Остро встал вопрос о низкой "эколо­ги­че­ской валидности" получаемых в лабораторных экспериментах дан­ных [43, 59 и др.], выражающейся в их малой пригодности для опи­сания поведения человека вне рамок искусственно созданной экспе­риментальной ситуации.

В поисках выхода из этого тупика психологи обратили свое внимание на методологические подходы, разработанные в эко­ло­гии. (Следует отметить, что в аналогичном направлении велись пои­с­ки и в других научных дисциплинах, поэтому экологический подход реализуется сейчас в самых разных науках: социологии, гео­графии, политологии и т.д., а не только в психологии, посколь­ку "понимание экологического процесса является основой для всех со­ци­альных наук" [57, с. 314].)

Результатом методологических поисков в направлении "эко­ло­гизации" психологии явилось возникновение так называемого экологического подхода (Eсological Approаch), который в западной научной традиции чаще обозначается как экологическая психо­ло­гия (Ecological Psychology).

Центральной оппозицией для этого формирующегося мето­до­логического направления стала зафиксированная Э.Брунсвиком (см. [60]) оппозиция "последовательная — репрезентативная" ва­ри­а­ция условий (иными словами, оппозиция "лаборатория — поле"). Являясь попыткой преодолеть ограниченность лабораторного ис­сле­дования, экологический подход провозгласил в качестве гла­вного требования необходимость исследования психики человека в естественных, "реальных", "экологических" условиях, во всем мно­гообразии оказывающих влияние на ее функционирование пере­мен­ных.

Добиться соответствия конкретного исследования данному тре­бованию можно двумя путями: или проводя его непо­сред­ст­вен­но в "поле", или пытаясь моделировать в лаборатории все эко­ло­ги­чески значимые переменные (или, по крайней мере, большинство из них), достигая тем самым экологической репрезентативности усло­вий, в которых протекает изучаемое явление.

Но требование исследовать психику в "экологических" усло­виях заставляет переосмыслить и "экологизировать" не только при­меняемые в психологии методы получения эмпирических дан­ных, не только принципы построения эмпирических исследований в целом, но и саму методологическую основу теоретических мо­делей, служащих основой выдвижения гипотез и объяснения име­ющихся результатов [16, 25, 60 и др.], соотнеся ее с мышлением на уровне разветвленных систем, которое свойственно экологии.

Принятые в экологии уровни анализа: организм — группа (стая, стадо, прайд и т.п.) — популяция — вид — биоценоз — био­гео­ценоз — биосфера — задают ориентиры для поиска новых методологических построений, разрабатываемых в рамках эко­ло­ги­че­ско­го подхода в различных научных дисциплинах.

К сфере компетенции психологии могут относиться первых три из перечисленных уровней. Своего рода "категориальным ана­ло­гом" понятия "организм" в психологии является личность (в ши­ро­ком смысле, т.е. без разведения индивидного и собственно лич­но­стного), "группы" — малая группа, "популяции" — большая группа. Таким образом, экологический подход в психологии мог бы раз­ви­ваться в трех направлениях, в соответствии с тремя уров­нями объек­тов анализа.

Экологический подход Дж.Гибсона

 

 

Одним из наиболее показательных вариантов реализации идей экологического подхода на уровне "организма" в рамках пси­хологии является подход, который разрабатывал в США с конца 60-х годов Дж.Гибсон [6].

Исходным положением данного подхода является пред­став­ле­ние о том, что человек реально живет не в "физическом мире", а в "экологическом мире". "Физический мир" — это мир как его ис­сле­дуют и описывают физика, химия и другие подобные науки. "Эко­логический мир" это тот мир, который только, в принципе, и может реально восприниматься субъектом — мир, который мож­но видеть, слышать, осязать, обонять и т.д.

Разумеется, экологический подход Дж.Гибсона не имеет ка­ко­го-то определенного самостоятельного предмета исследований, по­скольку это не отдельная отрасль психологии, а именно мето­до­ло­гический подход, разработанный им первоначально для изучения зрительного восприятия, но имеющий общепсихологическое зна­чение.

Методологические особенности экологического подхода Дж.Гиб­­сона. Для его подхода характерны две важнейшие мето­до­логические особенности: 1) исследователь абстрагируется от тех свойств и качеств объектов, которые не являются значимыми для жизнедеятельности данного организма, и рассматривает только те из них, взаимодействие которых и создает реальную, "эко­логи­­че­скую" (а не "физическую") среду его обитания, 2) функцио­ни­ро­вание психики изучается в естественных, "экологических" условиях.

 

Эти положения наглядно иллюстрирует следующий эксперимент, вы­полненный в русле этого подхода. В лабораторных условиях было установлено, что наблюдатель оказывается практически неспособным адекватно оценивать соотношение высоты двух объектов, находящихся на разном удалении от него. Но когда данный эксперимент был проведен на реальной земле, в которую были вбиты два колышка, оказалось, что испытуемые достаточно успешно справ­ляются с этой задачей.

Дж.Гибсон дает следующее объяснение: каждый колышек закрывает от наблюдателя то или иное количество однородных (вне зави­си­мости от их отно­си­те­льных угловых размеров) текстурных элементов поверх­ности земли, что и позволяет испытуемому правильно ориентироваться по этой природной "линей­ке" в определении соотношения высот колышков.

Эксперимент Дж.Гибсона демонстрирует принципиальное различие между абстрактными "плоскостями", не имеющими цвета, текстуры, плотности и т.д., свой­ственными "физическому миру" (который обычно и моделируется в лабо­ратории), и "поверхностями", реально существующими в мире "экологическом".

 

Дж.Гибсон отмечает, что "субъект" и "окружающий мир" (для него — синоним "экологического мира") являются взаимо­до­пол­нительными и друг без друга немыслимы: мир, в котором реально действует субъект, зависит от характеристик самого субъ­екта, в то время как "физический мир" существует сам по себе, в своем "в-себе-и-для-себя-бытии".

На этом положении и базируется гибсоновская теория воз­мож­­ностей (Theory of Affordances), корни которой восходят к иде­ям поссибилистов и работам гештальтпсихологов. В самом общем виде, возможность — это система, включающая совокупность физи­че­ских свойств среды, образующих единство относительно субъек­та, для которого они являются уникальными, и самого субъекта. Со­во­купность возможностей составляет "экологический мир" дан­но­го субъекта.

В теории возможностей ярко проявляется экологичность под­хода Дж.Гибсона, поскольку она безусловно требует вклю­че­ния в любой проводимый анализ в качестве важнейшей пере­мен­ной сово­купности условий среды. По Дж.Гибсону, исследование пре­до­став­ляемых миром возможностей и составляет предмет пси­хологии.

Основные категории экологического подхода Дж.Гибсона: "эко­­логический мир" (окружающий мир), субъект, возможность, взаимодополнительность и др.

Задачей экологического подхода Дж.Гибсона является раз­ра­бо­тка психологии "человека в экологическом мире", дополняющей существующую сейчас психологию "человека в физическом мире".

Если на уровне "организма" в психологии уже существуют определенные варианты теоретических моделей, созданных в русле экологического подхода, то разработка завершенных, целостных мо­делей на уровне "группы" и "популяции" до сих пор остается еще актуальной. В качестве ориентиров для этого могут служить кон­цепции, сформировавшиеся в других социальных науках.

Для уровня "популяции" перспективным представляется ис­поль­зование социально-экологического подхода, разра­ботан­ного в социологии.

 

 

Социально-экологический подход

 

 

Социально-экологический подход зародился в 20-30-х годах XX в. в рамках Чигагской социологической школы (Р.Парк, Э.Бэрд­жесс, Р.Маккензи и др.). Ее представители пытались изучать различные социологические аспекты жизни города, опираясь на по­нятийный аппарат, разработанный в биоэкологии для анализа особенностей функционирования популяции, характера взаимо­свя­зей элементов в экосистеме. Несмотря на то, что работы этих социо­логов несли на себе ощутимый отпечаток биологического ре­дук­ци­о­низма, во-первых, им была свойственна широкая меж­дис­ципли­нар­ность (которая сейчас является одной из важнейших характеристик экологического подхода в социальных науках в це­лом), и, во-вто­рых, они создали привлекательный прецедент, введя образ науч­но­го мышления, свойственный экологии, в социальные науки.

Методологические особенности социально-экологического под­хода. Социально-экологический подход в современном виде, в ос­но­в­ном, сформировался к 60-70-м годам. Он характеризуется сле­дующими методологическими особенностями: 1) исследованием про­­блем на уровне человеческой популяции, поскольку в центре вни­мания стоят те закономерности, которые могут проявляться толь­ко на макроуровне, а не на уровне отдельных индивидов [49, 58]; 2) использованием социальных категориальных аналогов эко­ло­гических понятий, что позволяет по-новому подойти к описа­нию и объяснению различных социальных феноменов [52]; 3) ори­ен­та­цией на изучение функциональных, а не причинно-следст­венных связей в экосистеме человека, поскольку он "предполагает вза­и­­мосвязи в отсутствии гипотезы потому, что указывает на высший уровень, на котором дается общее объяснение для пе­ременных, тесно коррелирующих, но логически не связанных" [58, с. 4].

 

Наряду с концепцией "экологического сообщества" А.Хоули [52, 53], наи­более известной теоретической моделью, строящейся на основе социально-эко­ло­гического подхода, является концепция "экологического комплекса" О.Дун­ка­на и Л.Шноре.

В "экологическом комплексе" О.Дункан и Л.Шноре выделяют четыре ком­понента: население (популяция) (Population), cреда (Environment), технология (ове­ществленные средства взаимодействия со средой и культу­ра в целом) (Techno­logy) и организация (Organization) — сокращенно POET. Объектом вни­мания в экологическом комплексе является социальная ор­га­низация как кол­лек­тивная адаптация популяции к среде во времени и про­странстве. Она рассма­тривается как зависимая переменная, наряду с неза­висимыми переменными комп­лекса (PET). Таким образом, с позиций данной концепции, для объяснения социальных явлений необходимо выйти за рамки самой социальной органи­за­ции, включив ее в систему более высокого порядка, каковой и является "эколо­гический комплекс" в понимании О.Дункана и Л.Шноре [48, 49].

 

Основные категории социально-экологического подхода: ок­ру­­жающая среда, популяция, экосистема человека, функ­циона­ль­ные взаимосвязи и др.

Задачей социально-экологического подхода является анализ функ­ционирования человеческой популяции в экосистеме чело­века.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.