Стратегия маркетинга, являющаяся составной частью стратегического управления общим имуществом многоквартирного дома разрабатывается на основе изучения емкости рынка жилищно-коммунальных услуг, его качественных и количественных характеристик планирования работ и мероприятий для достижения поставленных целей. Планирование маркетингового исследования предполагает следующую последовательность действий (рис.15.5.).
Рис. 15.5. Порядок проведения маркетинга
В данном разделе определяются вероятные максимальные и минимальные цены на работы и услуги в сфере управления и эксплуатации жилья, а также изучаются потенциальные рынки, которые предполагается охватить в результате реализации инвестиционного проекта развития многоквартирного дома.
Изучение рынка работ и услуг по эксплуатации и ремонту общего имущества включает:
- стоимость эксплуатации 1 кв.м общей площади жилого дома и нежилых помещений и сфере городского жилищного фонда;
- стоимость работ по санитарному содержанию, озеленению и благоустройству придомовой территории многоквартирного дома;
- удельные затраты на внедрение мероприятий по энергоресурсосбережению, установке приборов учета и контроля;
- цены на работы по техническому обслуживанию общего имущества;
- цены на текущий ремонт 1 кв. м общей площади помещений общего пользования, крыши, фасада и т.д.;
- цены на капитальный ремонт 1 кв.м общей площади здания, выборочный ремонт;
- арендная плата за землю, при пользовании автогаражей и автостоянок;
- удельные затраты на управление.
В разделе указываются предполагаемые на рынке эксплуатационных работ и услуг цены конкурирующих подрядных организаций, в число которых могут входить частные фирмы, ГУП "ДЕЗ", индивидуальные предприниматели. (Рис. 15.6 а,б )
Работы по содержанию
15.5 а. Рыночная структура стоимости эксплуатации 1 кв. м площади объектов (руб./м2)
Рис. 15.5 б. Сложившаяся структура стоимости отдельных видов работ по содержанию и ремонту объектов в многоквартирном доме (в%)
Одновременно фиксируются установленные тарифы за коммунальные услуги всего, в т.ч. водоснабжение, теплоснабжение, канализация, энергоснабжение, вентиляция, радио и антенные услуги, вывоз мусора, охранные устройства и т.д.
Изучение рынка спроса на услуги по управлению многоквартирным домом включает определение:
- стоимости управления многоквартирным домом самостоятельно силами Правления;
- стоимости управления непосредственно собственниками помещений;
- стоимости управления на основе передачи этих функций профессионалам или управляющей компании;
Стоимость управления самостоятельно силами Правления
Затраты на 1
Стоимость управления на основе передачи этих функций профессионалам или управляющей компании
управление
2
Стоимость управления путем передачи этих функций дирекциям единого заказчика
Стоимость управления непосредственно собственникам
1 2 3 4 способ управления
Рис. 15.6. Затраты на управление в зависимости от способа управления.
При реализации инвестиционного проекта улучшения многоквартирного дома следует предусмотреть изучение потенциальных рынков товаров и услуг, которые предполагается охватить данным проектом.
В данном разделе следует ответить на следующие вопросы:
- характеристика рынка жилья и его сегментов в районе размещения дома, емкость и потенциал рынка, важнейшие тенденции и ожидаемые изменения, потребность в жилье, расширение грани доступности жилья за счет использования комплекса многоквартирного дома (капитальный ремонт, модернизация, реконструкция, пристройка, надстройка и т.п.);
- возможный платежеспособный спрос на новое жилье и варианты его оплаты, важнейшие тенденции и ожидаемые изменения в ценовой динамике на рынке жилья;
- конкурентная среда и характеристика конкурентов, доля их участия в сфере строительства и реализации жилья;
- законодательные нормы и ограничения;
- сведения о работах или предполагаемых при реализации в рамках инвестиционного проекта ТСЖ услугах, в описании перспектив улучшения объектов многоквартирного дома (развития) указываются мероприятия, намечаемые в рамках инвестиционного проекта, предлагаемые для выхода на рынок и их доля в процентном выражении;
- сведения о хозяйствующих субъектах, участвующих рынке на инвестиционных проектов реконструкции (капитального ремонта);
- вывод об ожидаемой эффективности работ, реализуемых ТСЖ в рамках инвестиционного проекта.
Доходы и расходы
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны обеспечить надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме независимо от выбранного способа управления многоквартирным домом.
Решения по вопросам содержания общего имущества в многоквартирном доме принимаются собственниками помещений в многоквартирном доме в порядке, установленном Жилищным Кодексом РФ.
Содержание общего имущества в многоквартирном доме зависит от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества в многоквартирном доме. Примерный перечень услуг, связанных с содержанием общего имущества приведен в Приложении.
Для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей элементов общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений обязаны принять решение о проведении текущего ремонта общего имущества в многоквартирном доме или его отдельных объектов. Примерный перечень работ по текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах приведен в Приложении.
Если фактическое состояние общего имущества в многоквартирном доме или: отдельных элементов общего имущества в многоквартирном доме достигло уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, для устранения физического износа или разрушения элементов общего имущества в многоквартирном доме, и объектов, расположенных на входящем в состав общего имущества в многоквартирном доме земельном участке, собственники помещений обязаны принять решение о проведении капитального ремонта для восстановления исправности и эксплуатационных показателей, а при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества в многоквартирном доме. При нецелесообразности проведения выборочного капитального ремонта собственники вправе принять решение о проведении комплексного капитального ремонта многоквартирного дома. При нецелесообразности проведения капитального ремонта собственники вправе принять решение о сносе многоквартирного дома в установленном порядке.
Примерный перечень работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, приведен в Приложении.
Товарищества ведут свою деятельность за счет средств целевого финансирования, состоящих из целевых взносов жителей, других целевых средств в т.ч. дотаций из городского бюджета, а также за счет доходов от предпринимательской деятельности, направляемых на уставные цели.
Смета ТСЖ складывается из двух основных частей:
· доходы и расходы по управлению многоквартирным домом;
· доходы от коммерческого использования комплекса недвижимого имущества и, связанные с реализацией инвестиционного проекта, расходы и доходы.
В целом доходы (Добщ) по управлению многоквартирным домом могут включать:
1. Плата за содержание и ремонт жилого помещения, занимаемого по договору социального найма Д1;
2. Плата за содержание и ремонт помещения, находящегося в частной собственности Д2;
3. Арендная плата за пользование нежилыми помещениями, находящимися в общей долевой собственности Д3;
4. Платежи за коммунальные услуги Д4;
5. Оплата услуг по вывозу бытовых отходов Д5;
6.Дотации из бюджета на эксплуатацию жилищного фонда по установленным нормативам, на капитальный ремонт Д7, жилищные субсидии Д8.
Доходы от коммерческого использования нежилых помещений и иного имущества, находящегося в доверительном управлении или собственности ТСЖ (Д9), в том числе:
Платежи за оформление невостребованного имущества. (Д13), платежи за расселение коммунальных квартир в многоквартирном доме через безвозмездные субсидии на приобретение жилья. (Д14), доходы от долевого участия в других предприятиях. (Д15), доходы от посреднических операций и сделок. (Д16).
Общие доходы (Добщ) товарищества определяются по формуле:
К товариществам собственников жилья в области тарифной политики применяется тот же подход, что и к городскому жилищному фонду (что и необходимо для обеспечения заинтересованности собственников в создании ТСЖ). Правления товариществ по решению общего собрания могут осуществлять перерасчет платежей для владельцев помещений повышенной комфортности в целях возмещения ими стоимости реально потребляемых услуг (например, установка ванн типа “Джакузи”, проведение перепланировки, влияющей на систему вентиляции, безконтрольная установка дополнительных приборов центрального отопления и т.д.).
Более тесная зависимость ставок платы за жилье и коммунальные услуги в кондоминиуме может обеспечить увеличение доходности и рациональное потребление ресурсов.
В условиях ограниченности платежеспособной возможности большинства собственников жилых помещений существенную роль в обеспечении рентабельного управления многоквартирным домом (особенно на первых этапах деятельности товарищества) играет финансовая помощь города.
Расходы бюджета на дотации по эксплуатации жилищного фонда Rжкх определяются по следующей формуле:
Rжкх=[Сжкх * (100-f)* S*12-(L+ПД)],
где: Сжкх- стандарт предельной стоимости предоставления услуг ЖКХ на 1кв.м. общей площади в месяц, f - установленный на планируемый год уровень оплаты населением услуг ЖКХ, S - общая площадь жилого дома:
L - объем льгот, предоставляемых отдельным жильцам.
L=N*18*Cжкх*0,5*12;
где N - численность проживающих в доме, имеющих право на льготы по оплате ЖКУ 0,5 - средний размер льгот по оплате ЖКУ.
ПД - потери доходов в связи с неполной собираемостью платежей от жителей за ЖКУ;
ПД = С*** х f х S х 12 х Vсоб
где Vсоб - уровень собираемости платежей за ЖКУ;
Дфакт
Vсоб = ---------------,
Ди
где: Дфакт - фактические платежи населения за ЖКУ,
Ди - начисляемые платежи населению за ЖКУ.
Расходы на капитальный ремонт многоквартирного дома ( в соответствии с нормативами периодичности ремонта) рекомендуется планировать следующим образом:
Ркап = (S х К х Zрек х V) - (S х C*** х f х Ч),
где: К - удельный вес площади дома, планируемой ежегодно к ремонту;
Z - стоимость ремонта 1м2 площади дома, сложившаяся в базовом году;
V - коэффициент роста цен в планируемом году по сравнению с базовым;
Ч - доля затрат на капитальный ремонт жилого дома в установленном стандарте предельной стоимости предоставления услуг на 1 м2 общей площади в месяц*).
15.5. Организационно-финансовый план повышения эффективности управления многоквартирным домом.
Организационно-финансовый план представляет собой систему мероприятий (организационных, финансовых, управленческих, информационных и др.) по достижению цели плана при рациональном использовании имеющихся и привлечении новых ресурсов.
Специфика разработки организационно-финансового механизма повышения эффективности управления общим имуществом в многоквартирном доме определяется следующими факторами:
- выбором управляющей компании на основе минимизации цены услуг при обеспечении значений индикаторов показателей качества услуг (рост безаварийности, надежность предоставляемых услуг и т.д.)
- стимулированием ресурсосберегающих мероприятий, влияющих на снижение потребления ресурсов;
- ранжированием приоритетности мероприятий и распределение объемов расходования средств в соответствии с эффектом их отдачи;
- информированием жителей о потенциальных возможностях проведения ресурсосберегающих мероприятий, экономичного потребления ресурсов, бережного отношения к общему имуществу кондоминиума и т.д. Проведение информационно-пропагандистских акций быстро дает высокий рост заинтересованности населения (от 35 до 50% жителей).
- внедрением теплозащитных мероприятий (в т.ч. выбор жителями типов обогревательных приборов, марки утеплителей для окон, дверей, балконов) и регулирование температуры в жилых помещениях, позволяющих снизить расходы на отопление на 10-20%;
- реализаций программ модернизации и капитального ремонта инженерного оборудования жилого дома, наладки и регулирования систем тепло- и водоснабжения, ремонта и замены трубопроводов;
- установкой водомеров на дом, тепло- и водосчетчиков в квартиры в условиях роста тарифов;
- совершенствованием планирования доходов и расходов, анализом нерациональных издержек, повышением эффективности управления общим имуществом;
- влиянием бюджетной, тарифной и имущественной политики на эффективность управления многоквартирным домом.
С целью более рационального использования финансовых ресурсов необходимо регулярное обновление информации о параметрах и характеристиках текущего состояния жилищного фонда, составления организационного плана управления для улучшения качества жилого дома, расчета ожидаемого эффекта от реализуемого плана. Задача состоит в сбалансированности имеющихся средств и требуемых расходов по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. В условиях дефицита средств целесообразно разработать стратегию изыскания резервов, включающую мероприятия по экономии имеющихся средств, строгому контролю расходов и снижению стоимости работ.
ТСЖ на основе результатов технических осмотров общего имущества многоквартирного дома, актов оценки его технического состояния на основе нормативов периодичности планово-предупредительного ремонта жилого здания, разрабатывает планы работ (на 1 - 2 года) по техническому обслуживанию и текущему ремонту, а также непредвиденному ремонту.
Составленный план на основе нормативной периодичности ремонтов представляет собой стратегическую программу-максимум, направленную на достижение нормативного технического состояния, качественного содержания и создания комфортных условий для проживания, включающую виды необходимых работ, их периодичность, сроки выполнения, объемы и регулируемые цены.
Исходя из фактического объема финансирования необходимо определить на основании перечня необходимых работ, включенных в программу-максимум, приоритетные выгодные в стратегическом отношении направления работ на текущий год и, в первую очередь, проведение работ по текущему ремонту и обеспечению (поддержанию) нормативных (стандартных) параметров функционирования многоквартирного дома.
При неудовлетворительном состоянии и ограниченном финансировании целесообразно разрабатывать стратегический план управления многоквартирным домом, например, на 5 лет, предлагающий определение заранее намеченной последовательности осуществления целей, выполнения работ, проведения запланированных мероприятий.
Пообъектное планирование работ по общему имуществу многоквартирного дома является основой составления комплексного хозяйственно-финансового плана, содержащего перечень работ и мероприятий, требующих выполнения, в том числе по договорам подряда с указанием их объема, сроков и способов выполнения. Комплексный план может включать в себя:
- смету затрат по видам работ и договорам подряда;
- план-программу эффективной организации работ;
- ожидаемый эффект запланированных мероприятий.
Организационный план управления многоквартирным домом приведен на рис.15.9.
Комплексный план управления многоквартирным домом должен являться основой для заключения договора подрядных работ на содержание и ремонт объектов.
Смета затрат – это полная сводка на выполнение работ и услуг по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. При составлении смет могут быть использованы различные методы: нормативный, расчетный, балансовый, оптимизации, моделирования. Нормативный метод основан на расчете объемов затрат и потребности в ресурсах путем умножения установленных норм расхода ресурсов на планируемый объем выполняемых работ или услуг. Расчетный метод – это расчет объемов требуемых затрат и потребности в ресурсах путем принятия повышенных стандартов эксплуатации и планируемых для этих целей объемов финансирования. Балансовый метод – это сбалансированная увязка объемов затрат и источников доходов. Метод оптимизации предполагает многовариантность расчетов смет: с минимумом затрат или максимумом получаемого результата по обслуживанию и управлению общим имуществом многоквартирного дома. В основу метода моделирования положен фактический анализ стоимостных связей (зависимость объема затрат от технического состояния дома, объема выполняемых работ и услуг от величины дохода ТСЖ и т.д.
Примеры сметы доходов и расходов ТСЖ и сметы расходов на содержание домовладения ТСЖ представлены в табл. 15.11 и 15.12., 15.13