Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Принятая структура компетенций



Дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО «Педагогическое образование» (квалификация «бакалавр», шифр 050100):

ОК-6 «способен логически верно строить устную и письменную речь»;

ОК-16 «способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики»;

ОПК-3 «владеет основами речевой профессиональной культуры».

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- основные характеристики языка и речи, их функции;

- основные особенности функциональных стилей русского языка, их жанровое разнообразие и сферу функционирования;

- правила построения и исполнения публичной речи;

- правила речевого этикета.

 

уметь:

- правильно выбирать языковые средства в разных речевых ситуациях;

- анализировать и создавать тексты разных функциональных стилей и профессиональных жанров устной и письменной речи;

- ориентироваться в речевых ситуациях, связанных с особенностями национальной культуры.

владеть:

- навыками речевого этикета: правилами слушания и говорения;

- методикой выбора языковых средств, предназначенных для той или иной речевой ситуации, тех или иных коммуникативных условий;

- методикой анализа речи и поведения собеседников;

- навыками построения публичной речи;

 

3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций(коды указываются в соответствии с принятой структурой компетенций п. 3.3.1)

№ п/п Наименование раздела/темы дисциплины Кол-во часов   Коды компетенций
ОК-6 ОК-16 ОПК-3  
  Раздел 1. Понятие о языке и речи        
1. Предмет и задачи курса. Понятие Современного русского литературного языка и культуры речи. Понятие языковой нормы.     +  
2. Норма на всех языковых уровнях: орфоэпические нормы; нормы словоупотребления; морфологические нормы; синтаксические нормы.     +  
3. Речь: формы, типы, особенности. + +    
4. Готовность оратора к речевой деятельности + +    
  Раздел 2. Стилистика        
5. Функциональные стили русского языка. +      
  Раздел 3. Речевой этикет          
6. Речевой этикет и типы речевого поведения.   + +  
  Итого:        
                 

 

 

Объем дисциплины

Объем дисциплины и виды учебной работы

Направление «Педагогическое образование»

Вид учебной работы Количество часов по формам обучения
Очная
Номера семестров:
Аудиторные занятия (всего): В том числе:
  Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)
Семинарские занятия (СЗ) Не предусмотрено программой
Лабораторные работы (ЛР) Не предусмотрено программой
Самостоятельная работа (СРС) (всего) В том числе:
  Подготовка к практическим занятиям, выполнение упражнений  
Написание рефератов  
Выполнение творческих работ  
Общая трудоемкость:часы/ зачетные единицы 72/2
Входной контроль(вид, № семестра) тест – 3 семестр
Форма промежуточной аттестации(зачет) - 3 семестр Зачет – 3 семестр

 

Распределение часов по темам и видам учебной работы

Направление «Педагогическое образование»

№ п/п Раздел/ тема Неделя семестра Всего час. Виды учебной работы студентов и трудоемкость (в часах)
Аудиторная работа Сам. Работа
Лек. Сем. Пр. Лаб. Обяз. Доп.
  Раздел 1. Понятие о языке и речи        
1. Предмет и задачи курса. Понятие Современного русского литературного языка и культуры речи. Понятие языковой нормы.          
2. Норма на всех языковых уровнях: орфоэпические нормы; нормы словоупотребления; морфологические нормы; синтаксические нормы.        
3. Речь: формы, типы, особенности.        
4. Готовность оратора к речевой деятельности        
  Раздел 2. Стилистика          
5. Функциональные стили русского языка.        
  Раздел 3. Речевой этикет          
6. Речевой этикет и типы речевого поведения.        
  ИТОГО:        

Содержание дисциплины

Программа дисциплины

Понятие о русском национальном языке. Формы русского национального языка (просторечие, территориальные и социальные диалекты, жаргоны). Язык литературный – высшая форма национального языка, его признаки. Понятие культуры речи.

Понятие языковой нормы. Признаки нормы. Динамичность и историческая изменчивость норм, причины изменчивости, источники изменения норм. Виды норм современного русского литературного языка (орфоэпические, акцентологические, грамматические, лексические).

Лингвистические словари как основные средства кодификации языковых фактов. Типы лингвистических словарей и особенности их строения. Нормативные словари и словари-справочники. Принципы работы с ними.

Понятие речи. Её формы. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Речевое общение. Основные единицы речевого общения: речевая ситуация, речевое событие, речевое взаимодействие (вербальное и невербальное). Коммуникативный акт, его модель. Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение. Коммуникативные качества речи (точность, понятность, логичность, целесообразность, чистота, богатство и выразительность).

Понятие функционального стиля русского языка.

Научный стиль, функции научного стиля (основная – передача логической информации, доказательство ее истинности, новизны и ценности; вторичная – активизация логического мышления адресата). Условия функционирования научного стиля и его языковые особенности. Разновидности научного стиля (подстили) в зависимости от адресата и целей общения:

Понятие официально-делового стиля, сфера его обслуживания. Языковые особенности и нормативные требования официально-делового стиля. Основные разновидности официально-делового стиля: собственно официально-деловой стиль (канцелярский), юридический (язык законов и указов), дипломатический. Понятие публицистического стиля, сфера применения, его функции (информативная, воздействующая), характерные черты (оценочность, побудительность, полемичность), языковые особенности. Жанры публицистики: статьи периодических печатных изданий, очерки, памфлеты, фельетоны, репортажи, заметки, воззвания и т.п.

Понятие разговорного стиля, сфера применения, основные функции (общение, воздействие). Особенности разговорной речи (неподготовленность, спонтанность, непосредственный характер речевого акта, ведущая роль диалога в общении, преобладание эмоционально-оценочной информативности). Особенности языковых средств. Роль невербальных средств общения в разговорной речи.

Речевой этикет: понятие и факторы, определяющие его формирование.

Правила слушания и правила говорения. Основные группы формул речевого этикета (приветствия, расставания и прекращения общения, приглашения, поздравления, выражения благодарности, замечаний и предупреждений, согласия и разрешения, отказа, комплиментов), их использование в зависимости от конкретных коммуникативных ситуаций.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.