Написания слов, где после шипящих ж, ш, чпод ударением слышится о, часто вызывают затруднения. Выбор буквы зависит от части слова и от того, какую часть речи характеризует эта морфема (часть слова).
В корне исконно русских слов после шипящих под ударением пишется о, если ударение неподвижное, постоянно падает на корень; если ударение подвижное, то под ударением пишется ё, без ударения – е: жор (обжора, прожорливый), шёпот (шёпотом, пошептать, шепчет). В корнях иноязычных слов после шипящих под ударением и в безударном положении пишется о (шорты, харчо, шок, шокировать, шоссе).
В суффиксах, использующихся для образования имён, после шипящих под ударением пишется о (мужичок); в суффиксах, служащих для образования глаголов и глагольных форм, – ё(исключение составляет именной суффикс – ёр, встречающийся в словах дирижёр, режиссёр, коммивояжёр). Например, тушёнка от тушёный, тушёный (прилагательное) от тушенный (причастия); ёпоявляется в глагольном суффиксе причастия.
Написание букв э, япосле шипящих практически не знает исключений. Буква ювстречается в именах нарицательных и нескольких собственных.
ЗАДАНИЯ
1. Распределите слова на группы в зависимости от того, где находится орфограмма: 1) иили ыв корнях; 2) в словах на -ция 3) в суффиксе -цын-; 4) в окончаниях. Если необходимо, воспользуйтесь правилом.
Буква ипишется в корнях и в словах на -ция: циркуль, цикл, революция, агитация. Исключения: цыц, цыган, цыкнуть, цыплёнок, на цыпочках и производные от этих слов.
В суфсриксах притяжательных прилагательных -цын- и окончаниях имён пишется ы: лисицын, синицы, бледнолицый.
2.Поставив в словах ударение, определите, какая буква пишется в корне.
После цвкорне под ударением пишется о, без ударения – е или и(цокот, цепочка, циновка, цена, цикорий). Слова, имеющие в корне е, как правило, имеют проверочное слово: целевой – цель.
3. Прочитайте слова три-четыре раза. Закройте книгу и запишите их по памяти, затем проверьте.
Если вы записали правильно менее 50% всех слов, выполните это упражнение ещё раз. Если правильно записали 75–90%, вы хорошо справились, но лучше выполнить это задание еще раз через 4–7 дней.
4. Определите, какая часть речи образуется при помощи выделенного суффикса, объясните написание буквы о или ё после шипящих.
В корне после шипящих под ударением пишется ё, если можно подобрать однокоренное слово или форму этого же слова, где гласный находится в безударной позиции и слышится звук, промежуточный между и и е. Некоторые слова с буквой ё после шипящих можно проверить однокоренным с ударным е в корне. Есть слова, к которым трудно подобрать родственные с безударным в корне: чёлка, чопорный, чокнутый и др.
Выбор о или ё после шипящих в суффиксе зависит от его частеречной принадлежности. В именных и наречных суффиксах пишется буква о, в глагольных – ё. Кроме того, ё пишется в заимствованном суффиксе существительных -ёр-(массажёр, дирижёр, стажёр, ретушёр). Определить характер суффикса не всегда бывает просто. Так, в существительном ночёвка выделяется глагольный суффикс -ев-(вариант -ева-),при помощи этого суффикса от существительного ночь образуется глагол ночевать.
В окончаниях существительных и прилагательных после шипящих под ударением пишется о, без ударения – е(большого – большего). В окончаниях глаголов после шипящих под ударением пишется ё.
СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ С РАЗЛИЧНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ
Всего две буквы – н, е, асколько трудностей они создают для пишущего! Казалось бы, всё просто: если не– частица, то пишется раздельно; а если приставка или часть корня, то, конечно, слитно. Именно такое объяснение дают школьные учебники. Таким образом, вся сложность заключается в определении того, чем является не– частью корня, приставкой или частицей. Для неспециалиста (слово, кстати, пишется слитно) это всегда непросто (слитное написание, так как синонимично слову сложно). В формулировке правила следует рассматривать некак звуковой и буквенный комплекс.
При столкновении с проблемой слитного или раздельного написания неследует обратить внимание на несколько моментов.
Во-первых, не– это часть корня, если значение слова не воспринимается без не: ненавидеть, невежда, нежиться, ненастье, нелепо, нельзя.
Во-вторых, стоит обратить внимание на слова, в которых не является приставкой, но представить эти слова без не трудно: нелюдимый, немножко, неминуемо, неожиданно, нездоровиться.
В-третьих, в русском языке есть слова, которые с не всегда пишутся раздельно:
- прежде всего это глагольные спрягаемые (формы наклонений) и неспрягаемые (инфинитив, причастия, деепричастия) формы (исключите из этой группы слова, в которых не– это часть корня, и глаголы, в которых после буквенного комплекса неследуют буквы до– о них речь пойдёт чуть ниже);
- отрицательные местоимения-существительные, если после ненаходится предлог: не с кем, не у кого, не во что;
- слова, всегда выступающие в роли главного члена предложения: рад, надо, можно, должен и др.;
- конкретные существительные, не образующие вместе с неособого отдельного понятия: не стол, не дверь, не птица, не компьютер и т. п.
В-четвёртых, глагольные формы, у которых после неследует до, могут представлять собой слова с приставкой недо- или слова с частицей неи приставкой или частью корня до.
Общее значение глаголов с приставкой недо- - «действие выполняется в недостаточной степени и количестве». Приставка до- имеет значение «доведение действия до завершения». Ср. предложения: Наёмным рабочим постоянно недоплачивали (платили недостаточно) – Володе заплатили только один раз и больше не доплачивали.
Вот некоторые глаголы, способные употребляться с приставкой недо-: недоедать, недосыпать, недолюбливать, недоставать, недоглядеть, недодавать, недосмотреть, недополучать.
В-пятых, необходимо различать условия выбора графического оформления тех слов, которые могут писаться как слитно, так и раздельно. Основным критерием выбора одного из вариантов написания является наличие/отсутствие смыслового противопоставления, которое может проявиться только в контексте.
ЗАДАНИЯ
1. Составьте с данными словами и фразеологизмами текст на тему «Посещение библиотеки».
(не) с руки; (не) годовать; (не) дочитывать; (не) внятный; (не) навидеть; души (не) чаять; (не) интересный; (не) книга; (не) сложно; (не) с кем.
2. Перепишите текст, раскрывая скобки.
Две недели (не)уверенные в завтрашнем дне люди (не)видели солнца. Сидя в холодном, (не)топленом помещении, все (не)щадно страдали от голода и жажды. (Не)легко было переносить страдания тела, но преодолеть (не)щадящий взрослых и детей страх было ещё сложнее. (Не)бояться в условиях (не)воли (не)возможно.
Как всякая (не)познаваемая категория, страх обрастает огромной раковиной (не)линейного постижения. Трусам – (не)преодолеть (не)избежности испуга, храбрецам – (не)испугаться даже перед самой (не)постижимой опасностью (не)известности.
Люди выходили на свет, щуря (не)привыкшие к яркому солнцу глаза, ещё (не)веря в (не)вероятное (не)сколько часов назад освобождение. Но это была (не)свобода в полном смысле этого слова, а только (не)смело забрезживший свет в (не)скончаемом тоннеле борьбы и (не)прими-римости с рабством.