Со школьной скамьи всем известны корни с чередующимися гласными и соответствующие правила, но именно эта орфограмма вызывает сложности не только у школьников, но и у взрослых, часто хорошо образованных людей. Это происходит потому, что знать все правила написания корней с чередующимися гласными е/и, о/аили ин, им/а, я,а также все исключения практически невозможно. Однако наиболее часто встречающиеся слова можно и нужно запомнить. Эти слова создадут основу для самостоятельного воспроизведения правила при выборе буквы в корнях с чередованием. Напомним, что правильно выделить корень слова можно подбором пяти-шести родственных (близких по смыслу и звучанию) слов и/или форм слова.
ЗАДАНИЯ
1. Выделив корни во всех словах, сформулируйте правила, объясняющие написание чередующихся гласных е/ии о/а в каждой группе.
2. По аналогии сформулируйте правило написания букв а/о в корне -кас-/-кос-: касаться, прикосновение. Запомните ещё два корня, в которых зависимость написания о/аот ударения обратная предшествующему правилу: -зор-/-зар-; -скок-/-скак-.
В корнях с чередующимися гласными е и и(-бер-/-бир-; -блест-/-блист-; -стел-/-стил-; -дер-/-дир-; -мер-/-мир-; -жег-/-жиг-; -пер-/пир-; -чет-/-чит)без ударения пишется и, если после корня следует суффикс -а.
В корне с чередующимися гласными о и а(-кос-/-кас-)пишется а, если после корня следует суффикс -а-.
В корнях с чередующимися гласными о и а(-гор-/-гар-; -клон-/-клан, -лов-/-лав-; -лом-/-лам-; -мот-/-мат-; -моч-/-мач-; -позд-/-пазд-и др.) без ударения пишется о.
В корнях с чередующимися гласными о и а(-лож-/-лаг-; -рос-/-раст-/-ращ-; -скак-/-скоч-)написание в безударной позиции зависит от следующих за гласным согласных. Исключениями являются слова росток, ростовщик, скачок, скачу; иначе могут писаться слова, исторически родственные (отрасль, Ростов, Ростислав).
Чередование -ин-/-я-; -им-/-а-в безударном положении зависит от следующего за корнем суффикса -а-.
Правописание слов с чередующимися гласными е и и в корнях (-сед-/ -сид-),о и а в корнях (-плов-/ -плав-)следует запомнить: сидение, сиделка, седок, седло, плавучий, поплавок, пловец, пловчиха.
Корни (-равн-/-ровн-; -мак-/-мок-)могут рассматриваться как омонимы, так как они разошлись по значению. Корень -равн-имеет значение одинаковый, сходный; -ровн- гладкий, плоский, прямой: равняться – 1. Сравнивая себя с кем-л., признавать равным. Где тебе равняться со мной! 2. Представлять собой какую-н. величину. Дважды два равняется катастрофе; ровняться– 1. Становиться ровным, гладким; 2. Выстраиваться ровной прямой линией (воен.). Ровняться по правофланговому. Корень -мак- обозначает опускать, погружать во что-н., а -мок- -впитывать жидкость: промакать – осушать жидкость с поверхности; промокать – подвергнуться действию чего-л. мокрого, стать насквозь мокрым. Однако мотивация многих слов, содержащих эти корни, затруднительна (поровну, уровень, равнина, равномерный, равнение; промокательная, промокашка), в некоторых изменился состав слова (ровесник).
4. Запомните слова, часто вызывающие затруднения при написании, запишите их под диктовку или по памяти.
К буквам, обозначающим согласные шипящие звуки, относятся ж, ч, ш, щ.В зависимости от тенденций написания гласных после шипящих в русской орфографии гласные можно разделить на три группы. В первую входят гласные, которые нельзя писать после шипящих: ы, э, ю, я.Во вторую входят те, которые часто встречаются после шипящих: а, е, и, у.И третью группу составляют буквы, конкурирующие между собой за право писаться после шипящих, особенно под ударением – это буквы ои ё.
Написание буквы юпосле шипящих в нарицательных существительных знает исключения: жюри, жюльен, парашют, буквы юи ямогут писаться в заимствованных именах собственных и производных от них: Цюрих, Жюль, Мкртчян, Шяуляй. Буквы ыи эникогда не встречаются после шипящих.