Существует несколько вариантов построения библиографического списка (списка использованной литературы) в учебных работах.
При нумерационном построении списка описания располагаются в порядке появления к ним отсылок в основном тексте, первые строки печатают без абзаца, а последующие строки выравнивают по первой букве первой строки. Все позиции в таком списке пронумерованы.
При алфавитном построении списка все описания располагаются по алфавиту, сначала описывается русскоязычная литература, а затем – иностранная. Алфавитный список не нумеруется, в описаниях соблюдается абзацный отступ 4 знака. Использование алфавитного построения списка в большей степени соответствует международным стандартам.
Библиографические ссылки обязательны при цитировании или анализе текстового и цифрового материала, первичных источников по теме работы, а также при необходимости отсылки (без цитирования текста) к другому изданию.
Ссылки бывают:
· внутритекстовые;
· подстрочные;
· затекстовые.
Внутритекстовыессылки размещаются непосредственно после текста, к которому относятся. Например:
Их наглядные образцы собраны в книгах «Увлекательный мир московской рекламы XIX – начала XX века» (М., 1996) и каталоге выставки «Торговая реклама и упаковка в России XIX-XX вв.» (М., 1993).
Подстрочныессылки размещаются внизу страницы. В тексте:
...С чувством профессионального достоинства автор заявляет: «Писание вывесок составляет особый специально художественный раздел малярного дела»1
В подстрочнике:
1. Семенюк А. И. Живописец вывесок. – Пг., 1916. – С. 43.
При использовании внутритекстовых и подстрочных библиографических ссылок приводимые источники подлежат внесению в библиографический список (список литературы).
Затекстовые ссылки размещаются после основного текста и в совокупности представляют собой список использованной литературы. При использовании нумерационного построения списка отсылки представляют собой порядковый номер библиографического описания, заключенный в квадратные скобки. В тексте:
Известный маркетолог Филипп Котлер так определяет рекламу: «Реклама – любая платная форма неличного представления и продвижения идей, товаров и услуг конкретного заказчика» [12, с. 699].
В библиографическом списке после основного текста:
12. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2000. – 896 с.
Комплексные ссылки (когда необходимо одновременно сослаться на ряд работ) при нумерационном построении списка оформляют следующим образом:
Теме достижения консенсуса посвящен целый ряд работ, выполненных в духе ситуационных исследований [23; 49; 55; 78; 107].
При использовании алфавитногопостроения списка отсылки представляют собой фамилии авторов или первые слова заглавия и год издания, заключенные в круглые или квадратные скобки. В тексте:
На основании других исследований выявлено: чем выше заработок жены по сравнению с доходом мужа, тем большую власть она приобретает в семье, возрастает ее роль в принятии решений, касающихся семейных дел (Epstein, 1974).
В библиографическом списке после основного текста:
Epstein С. F. Conflict and contradiction in women's roles // The family: Its structure and function. Ed. by R. L. Coser. N. Y.: St. Martin's Press, 1974.
Комплексные ссылки при алфавитном построении списка оформляют следующим образом:
Одним из наиболее ярких примеров использования техники СД отнюдь не для поиска семантического пространства является ее применение в так называемых методиках ГОЛ (групповой оценки личности) [Авраменко, Багаева, 1990; Методы социальной..., 1977; Хорошилов, Шевченко, 1991].
Отсылки следует оформлять единообразново всем тексте. Ссылки, воспроизведенные из других изданий, следует начинать словами «Цит. по:» или «Приводится по:». Например:
Ролью называется ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека (Линтон, цит. по: Мертон, 1957).
В зависимости от ситуации могут использоваться следующие отсылки: "См.:", "См. об этом:", "Подробнее см.:", "См. также:", "См., например:" и т. п.