Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Недостаточные социальные навыки и социально-культурная адаптация



Подход с точки зрения научения культуре предполагает, что проблемы адапта­ции к новой культуре главным образом"связаны с недостатком навыков. Это пред­положение детально проверялось в работе Фернхэма и Бокнера (Furnham & Bochner, 1982) Они обследовали студентов из-за рубежа, обучающихся в Вели­кобритании. Исследование включало разработку Опросника социальных ситуа­ций, инструмента, включавшего 40 позиций, предназначенного для оценки обще­го количества проблем, возникающих в ходе обыденных социальных контактов. Участвовавшие в исследовании иностранные студенты были разделены на три группы, в зависимости от культурной дистанции между их родиной и принима­ющим обществом (Великобритания). В группу, близкую в культурном отноше­нии, вошли студенты из стран Северной Европы (Франция, Нидерланды, Шве­ция), группу, имевшую умеренное культурное сходство, составляли студенты из стран Южной Европы и Южной Америки (Италии, Испании, Венесуэлы и Бра­зилии), а в группу, имевшую минимальное культурное сходство, входили студен­ты с Ближнего Востока и из стран Азии (Египта, Саудовской Аравии, Индоне­зии и Японии). Результаты исследования ясно показывают, что проблемы адап­тации являются функцией культурной дистанции, то есть студенты, которые прибыли из далеких в культурном отношении регионов, испытывали самые боль­шие трудности в процессе адаптации.

На Уорд и ее коллег работа Фернхэма и Бокнера по проблемам социальной адаптации произвела сильное впечатление, дав при этом понять, что теория куль­турного научения может внести значительный вклад в понимание процессов кросс-культурного перемещения и адаптации. Однако названные авторы реши­ли придерживаться несколько более широкого подхода к оценке проблем соци­ально-культурного характера в процессе адаптации и при разработке Шкалы со­циально-культурной адаптации учли такие дополнительные адаптивные навыки, как «адаптация к климатическим условиям», «привыкание к местной кухне» и «использование местной транспортной системы». Данный инструмент системати­чески использовался в ходе реализации программы исследований. Уорд и Кенне­ди (Ward & Kennedy, 1999) недавно подытожили данные, полученные при изуче­нии более чем 20 выборок временных поселенцев. Ниже мы рассматриваем четы­ре конкретных вопроса, касающихся социально-культурной адаптации.

1. Каковы прогностические факторы социально-культурной адаптации? В наи­более общем виде прогнозировать социально-культурную адаптацию мож­но, исходя из уровня информированности о специфике культуры (Ward & Searle, 1991); однако знание в чистом виде не может обеспечить адаптивно-

го поведения. Кроме знания необходимы навыки. Очень важным фактором является владение языком, поскольку это влияет на количество и качество межкультурных контактов. Способность к беглой речи обеспечивает воз­можность интенсивного взаимодействия с представителями местной куль­туры (J. Е. Gullahorn & Gullahorn, 1966) и уменьшает количество проблем, связанных с социально-культурной адаптацией (Ward & Kennedy, 1993с). Эти переменные теснейшим образом связаны с моделью кросс-культурной адаптации с точки зрения культурного научения, поскольку они представ­ляют собой реальные ресурсы адаптации и облегчают усвоение навыков в среде новой культуры.

Уорд и ее коллеги, кроме того, расширили свои исследования социально-культурной адаптации, включив в их сферу в качестве прогностических факторов культурной компетентности переменные, связанные с социальной идентичностью. При изучении идентичности с местной и родной культурами выяснилось, что идентификация с местной культурой связана с более высо­ким уровнем социально-культурной адаптации (Ward & Kennedy, 1993a, 1993b, 1993с). Идентификация с культурой происхождения порой препят­ствует социально-культурной адаптации, но это нельзя считать общей зако­номерностью (Ward, 1999). Имеются также данные о том, что на социально-культурную адаптацию оказывает влияние стратегия усвоения культуры. При исследовании государственных служащих в Новой Зеландии, которые занимались отправкой почты за границу, Уорд и Кеннеди (Ward & Kennedy, 1994) обнаружили, что самое большое количество проблем, связанных с со­циально-культурной адаптацией, возникает у тех, кто избрал сепаратистскую стратегию, а за ними следуют те, кто ориентируется на маргинализацию. Эти группы сталкиваются с гораздо большим количеством трудностей, чем те, кто стремится к интеграции или ассимиляции.

2. Как меняется уровень социально-культурной адаптации с течением времени? Лонгитюдные исследования показали, и это не было неожиданностью, что из­менение показателей социально-культурной адаптации осуществляется в со­ответствии с кривой научения. В ходе исследований малазийских и сингапур­ских студентов в Новой Зеландии уровень социально-культурной адаптации быстро повышался с первого по шестой месяц пребывания в стране, а в тече­ние следующего полугодия рос незначительно (Ward & Kennedy, 1996b). Ис­следование, в котором участвовали японские студенты, дало сходные резуль­таты. Показатели социально-культурной адаптации быстро росли на протя­жении первых четырех месяцев пребывания в Новой Зеландии, однако к первому полугодию и к концу года значительного изменения этих показате­лей не произошло (Ward, Okura, et al., 1998). Эти исследования говорят о том, что уровень социально-культурной адаптации быстро повышается в течение первых 4-6 месяцев, а затем эти темпы постепенно сходят на нет к концу пер­вого года пребывания в стране; такая «кривая научения» согласуется с мо­делью отсутствия/усвоения навыков в процессе кросс-культурной адапта­ции (Ward & Kennedy, 1999).

3. Отличается ли уровень социально-культурной адаптации временных поселен­цев и постоянных жителей? Имеющиеся данные, как и следовало ожидать, говорят о том, что постоянные жители испытывают меньше проблем, связан­ных с социально-культурной адаптацией, чем временные поселенцы. Напри­мер, ученики средних школ Новой Зеландии, которые прибыли из-за рубе­жа, чаще говорят о проблемах социально-культурной адаптации, чем те, кто находится у себя дома (Ward & Kennedy, 1993b). Это соответствует точке зрения Фернхэма и Бокнера (Furnham & Bochner, 1982), которые считают, что временным поселенцам недостает социальных навыков, когда они оказы­ваются в новой культурной среде.

• 4. Одинаков ли уровень социально-культурной адаптации у разных групп вре­менных поселенцев? Имеются свидетельства того, что культурное и этниче­ское сходство снижает количество проблем, связанных с социально-культур­ной адаптацией. Временные поселенцы из Китая и Малайзии, проживающие в Сингапуре, адаптируются легче, чем выходцы из Англии и континен­тальной Европы. Подобным образом малазийские студенты в Сингапуре испытывают меньше трудностей, чем малазийские и сингапурские студенты в Новой Зеландии (Ward & Kennedy, 1999). Это согласуется с данными ори­гинальной работы Фернхэма и Бокнера (Furnham & Bochner, 1982) о куль­турной дистанции и социальных проблемах иностранных студентов в Вели­кобритании.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.