Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос № 4. Невербальный способ общения



Невербальная коммуникация:

- оптико-кинетическая система знаков, которая включает жесты, мимику, пантомимику. В целом эта оптико-кинетическая система предстает как более или менее выразительно воспринимаемое свойство общей моторики, разных частей тела (руки – жестикуляция, лицо – мимика, поза, походка – пантомимика). Эта общая моторика разных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, благодаря чему общение приобретает различные нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при применении, например, одних и тех же жестов в разных национальных культурах;

- паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков являются также "приложениями" к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система – тембр голоса и его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система – включение в речь пауз, а также других средств (покашливание, плач, смех, темп речи);

- визуальное общение ("контакт глаз") новая область исследований. Доказано, что, как и все невербальные средства, контакт глаз имеет значение дополнения к вербальной коммуникации;

- проксемика – это специальная область, которая занимается нормами пространственной и временной организации общения. Основатель проксемики – Э.Холл предложил особую методику оценки интимности общения на основе изучения организации его пространства.

Исследование дистанции между общающимися получило название проксемика (от англ. proximity – "близость"). Автор учения о проксемике – американский антрополог Э. Холл - в 1969 году издал книгу "Молчаливый язык", в котором указал, что каждый человек воспринимает пространство вокруг своего тела как какую-то личную территорию. Он пришел к выводу, что человек владеет своей пространственной зоной ("воздушной оболочкой"), размеры которой зависят от плотности проживания населения в соответствующем месте.

Выделяют четыре четких пространственных зоны:

1. Интимная зона (от 0 до 46см). Из всех зон эта – самая главная, поскольку именно эту зону человек оберегает, как свою собственность. В эту зону разрешено проникать только лицам, которые находятся в тесном эмоциональном контакте. Это – супруги, дети, родители, близкие друзья.

2. Личностная зона (от 46см до 1,2м). Это расстояние, которое обычно разделяет нас, когда мы присутствуем на официальных приемах, дружеских вечеринках.

3. Социальная зона (от 1,2 до 3,6м). На таком расстоянии мы держимся от посторонних людей – например, слесаря-сантехника, электрика, нового сотрудника на работе и людей, которых мы не очень хорошо знаем.

4. Публичная зона (более 3,6м). Когда мы обращаемся к большой группе людей, то удобно находиться именно на таком расстоянии от аудитории. Проксемическое поведение включает взаимную ориентацию людей в пространстве. Друзья – рядом, участники конструктивной деловой беседы – через угол стола, конкуренты – через стол.

А. Пиз (председатель компании "Пиз Трейнинг Корпорейшн") замечает, что каждый человек требует от других уважения его личностного пространства и готов защищать его. Массовое скопление людей в больших городах, на концертах, в транспорте, приводит к неминуемому вторжению в интимные зоны друг друга и, соответственно, вызывает агрессию. Для избежания этого, по мне нию А.Пиза, существуют неписанные правила поведения людей в условиях массового скопления, например, в транспорте, лифте:

· ни с кем не следует разговаривать, даже со знакомыми;

· нельзя пристально смотреть на других;

· лицо должно быть полностью бесстрастным – никакой демонстрации эмоций;

· если у Вас в руках книга или газета, Вы должны быть погружены в чтение;

· чем теснее в транспорте, тем более сдержанны должны быть ваши движения.

Как уже было сказано, для обеспечения понимания информации во время общения участники должны использовать одну и ту же знаковую систему. Особенность передачи информации между людьми заключается в том, что она формируется, уточняется и развивается. При этом в сознание партнера по общению попадает не вся информация, которая передается. В результате исследований установлено: если всю задуманную человеком информацию принять за 100%, то вербализуется ее прблизительно 89%. Одновременно другой человек слышит приблизительно 70%, а понимает – 60-50%. В памяти же остается приблизительно 24% полученной информации. По мнению доктора социологических наук, профессора, академика Международной академии информационных технологий В.П. Шейнова, люди очень часто не понимают друг друга потому, что у них не совпадают репрезентативные системы. До пяти – семи лет ребенок воспринимает мир с помощью визуальной (зрительный анализатор), аудиальной (слуховой анализатор), кинестетической систем. Именно поэтому детские воспоминания остаются на всю жизнь. В дальнейшем развитии для личности становится подавляющим тот или иной канал восприятия (визуальный, аудиальной или кинестетической). Спектр физического мира, который является доступным человеку для восприятия с помощью какого-то органа чувств, называют модальностью.

Для эффективного процесса трансляции и ретрансляции информации в ходе общения выступает потребность научиться распознавать модальность партнера. Умения дифференцировать внешнюю информацию развиваются с практикой. Как отмечает Шейнов, 35% людей являются визуалами. Они часто жестикулируют при разговоре, взгляд направлен собеседнику в глаза и вверх, речь быстрая и громкая. При попытке вспомнить что-то они расскажут, как это выглядело. Слушают собеседника на дистанции.

Аудиалы вспоминают слова, характеристики голоса, звуки. В глаза собеседнику смотрят редко. Их взгляд направлен в одну сторону и вниз. Они не смотрят на партнера, а, чтобы лучше слушать, подставляют ухо. Их речь выразительна, темп ее ровный, голос мелодичный. По мнению специалистов, носителей репрезентативной аудиальной системы приблизительно 20%. Более 45% людей являются кинестетиками. Для восприятия внешней информации для них важны тактильные ощущения. Внутренняя кинестетика представляет чувства, эмоции, внутренние ощущения и т.д. Когда кинестетики слушают партнера, они садятся рядом, при этом взгляд направлен вниз. Кроме названных систем, В.П. Шейнов выделяет еще такой тип репрезентативной системы, как дигиталы. Он называет их "рационалистами", потому что левое полушарие мозга у них является доминантным при мышлении и восприятии. Благодаря аналитическому типу мышления много дигиталов среди таких профессий, как программисты, юристы, шахматисты и т.д. Внутренний диалог при общении создает им имидж отстраненности. Дигиталы углублены в свои мысли. Им нужно много времени для принятия решения в сравнении с визуалами, которым для этого хватает несколько секунд. При общении дигитал смотрит "сквозь" собеседника, голос у него при этом монотонен. Западные ученые Р. Бендлер и Д. Гриндер в книге "Структура магии" утверждают, что к репрезентативной системе принадлежат как сенсорная система, так и языковая. То есть определить модальность системы вашего партнера можно и с помощью тех слов, которыми он пользуется. Например, визуалы часто употребляют такие слова: смотреть, наблюдать, предусматривать, представлять, разглядывать, зрение, глаз, взгляд и тому подобное. Слова, характерные аудиалам: говорить, звучать, спрашивать, заявлять, слушать, акцентировать, кричать, молчать, звонить, глухой, звонкий, голос и тому подобное. Кинестетики больше используют такие слова: чувствовать, контактировать, держать, толкать, напрягаться, теплый, холодный, легкий и т.д. Нужно заметить, что слова, которые используют дигиталы, являются полимодальными или нейтральными. Для них характерны такие слова: понимать, думать, помнить, знать, демонстрировать, воспринимать, ссылаться, игнорировать, решать, мотивировать, сознательный, интересно, логично, процесс и тому подобное. Следовательно, знать языковую систему своего партнера по общению необходимо для построения конструктивной коммуникации. Это важно как для личностных, так и для деловых контактов.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.