2. Место дисциплины в структуре образовательной программы 5
3. Объем и содержание дисциплины 6
4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся 8
5. Фонд оценочных средств для проведения текущей и промежуточной аттестации по дисциплине 10
6. Учебно-методическое и ресурсное обеспечение дисциплины 28
7. Методические указания по освоению дисциплины 29
8. Информационные технологии для осуществления образовательного процесса по дисциплине 31
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины 32
10. Аннотация 33
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ.
Цель и задачи дисциплины.
Цель освоения дисциплины:
содействие формированию всесторонне образованного, методологически грамотного исследователя и преподавателя; углубленное изучение философии и методологии науки, а также истории и методологии конкретной дисциплины, по которой специализируется аспирант, что обеспечивает подготовку научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации для науки и образования; формирование умений и навыков научно-исследовательской работы и научно-педагогической деятельности; оказание помощи аспирантам и соискателям в подготовке к сдаче кандидатского экзамена по истории и философии науки.
Задачи дисциплины:
1. дать представление об эволюции науки как самостоятельного вида духовной деятельности, как способа существования знания и как социального института;
2. охарактеризовать основные исторические периоды развития науки, показать современное состояние науки в неразрывном единстве с ее историей;
3. выявить место науки в культуре и показать специфику философского осмысления науки в социокультурном аспекте;
4. ознакомить с современными методологическими концепциями в области философии науки;
5. дать представление о научной рациональности, структуре и методах научного познания, идеалах и критериях научности, нормах и ценностях научного сообщества;
6. ознакомить с обязательным для каждого соискателя ученой степени кандидата наук единым минимумом требований к уровню знаний по истории избранной отрасли науки, а также основными философско-методологическими подходами, существующими на современном уровне развития данной дисциплины.
Планируемые результаты обучения.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- предмет и структуру современной философии науки;
- историю философии науки и ее главные направления;
- основные концепции взаимосвязи философии и науки;
- современную научную картину мира;
- структуру науки и научного знания;
- закономерности развития науки;
- современные концепции структуры и динамики науки;
- структуру и закономерности научно-инновационной деятельности.
Уметь:
- рефлексировать над содержанием философских проблем и философских оснований науки;
- критически осмысливать различные философские интерпретации науки;
- четко формулировать и решать философские проблемы науки;
- строить дидактические схемы различных философских проблем науки и их решений.
Владеть
· способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
· способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
· способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Дисциплина «История и философия науки» относится к базовой части программы и является дисциплиной обязательной для изучения.
Дисциплина направлена на формирование у аспирантов знания философских и методологических проблем науки и техники в социально-исторической динамике; помощь в философском осмыслении истории науки и техники в различные исторические эпохи: от античности до начала ХХI века; помочь в подготовке специалистов, способных к глубокому теоретическому анализу науки и техники как единой противоречивой системы познания и преобразования мира.
Курс дисциплины «История и философия науки» имеет практико-ориентированный характер и построен с учетом междисциплинарных связей, в первую очередь, знаний, навыков и умений, приобретенных аспирантами в процессе изучения естественно-научных, гуманитарных, социально-экономических дисциплин и дисциплин профессионального цикла.
Дисциплина «История и философия науки» базируется на знаниях философии, социологии, истории и теории культуры, концепций современного естествознания, отечественной истории. Он входит в цикл обязательных дисциплин образовательного цикла.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшей образовательной и профессиональной деятельности будущего ученого с опытом учета соотношения традиций и инноваций в развитии различных образовательных и научно-исследовательских систем.
ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.
Объем дисциплины
Показатель объема дисциплины
Форма обучения
Очная
Заочная
Объем дисциплины в зачетных единицах
Объем дисциплины в часах
Аудиторная работа:
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа
Формой текущего контроля реферат и итоговой аттестации для очной формы обучения является экзамен кандидатского минимума.
Наименование разделов (тем) дисциплины
Количество часов
Лекции
Семинарские занятия
Тема 1. Предмет и задачи изучения дисциплины «История и философия науки»
Тема 2. Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции
Тема 3. Основания науки. Система научного знания
Тема 4. Динамика науки. Проблема роста научного знания
Тема 5. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности
Тема 6. Особенности современного этапа развития наук. Перспективы научно-технического прогресса