Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Идея правового государства



«Государство есть совершенный союз свободных людей, который заключён ради выполнения прав и общей пользы», - писал голландский юрист Гроций в книге «О праве войны и мира» (1625 г.). Такое представление дало начало правовому государству.

Концепция современного правового государства сложилась на основе осмысления и восприятия идей знаменитых мыслителей прошедших эпох-верховенства закона (Сократ, Платон, Аристотель), разделения властей (Д. Локк, Ш. Монтескьё), неотчуждаемости природных прав человека (Ж. Руссо, Т. Пейн, Дж. Лильберн).

Понятие прав человека стало реальностью политической теории и практики в Европе в XVII в. Теория природных прав человека была разработана в труде Дж. Локка «Второй доклад о государстве», изданном в 1688 г. в Англии. Теория Локка исходила из того, что на ранней стадии развития все люди были равными и от природы имели права на жизнь, свободу, имущество. Но эти права мало что давали им при отсутствии государства. В одиночку практически невозможно было защитить свои права, а споры о правах являлись причиной больших конфликтов. Люди создали общество, общество создало государство именно для того, чтобы пользоваться своими природными правами. Государство, по мысли Дж. Локка, основано на общественном договоре между руководителями и руководимыми. Граждане должны подчиняться государству только тогда, когда государство защищает их человеческие права. Человеческие права с моральной точки зрения находятся выше интересов и требований государства, они возникли раньше, чем государство. Государство является легитимным, пока оно систематически защищает интересы своих граждан. Если государство - общественная договорённость, то люди имеют право оказывать сопротивление властям, если те нарушают условия договорённости, ибо лишение людей их прав ведёт к установлению тирании.

В XVIII в. согласно идее общественного договора определяется цель государства - обеспечение естественных и неотчуждаемых прав человека, к которым относятся свобода, собственность, безопасность, сопротивление эксплуатации. В качестве неотчуждаемого права признаётся также право свободного высказывания мыслей, взглядов, в том числе и по религиозным вопросам.

Практическое юридическое оформление теории прав и свобод человека произошло в разных юридических документах ещё в XII - XIII вв. Первый из них - английская Великая хартия вольностей. Наиболее важными для развития современных представлений о правах человека являются следующие документы: английские Петиция о праве (1628 г.) и Билль о правах (1689 г.), американская Декларация прав, принятая в штате Виргиния (1776 г.), Декларация независимости США (1776 г.) и Конституция США (1777 г.), французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.).

В английских документах впервые была сформулирована мысль о том, что само существование людей зависит от уважения и защиты их прав. Эта мысль прозвучала также в американской Декларации независимости, хотя основной её идеей была национальная независимость.

Наиболее универсальной явилась французская Декларация прав человека и гражданина. Она призывала к освобождению от эксплуатации, в том числе к освобождению французского гражданина от абсолютизма. В ст. 2 Декларации определялось, что «цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека». Реализация прав человека осуществляется только через закон. Закон, согласно ст. 16, есть высказывание общей воли. Все граждане имеют право лично или через своих представителей участвовать в его реализации. В этой же статье определялось, что без разделения властей (исполнительной, законодательной, судебной) невозможно пользование правами. Суть этого утверждения заключается не только в наличии независимых ветвей власти, сколько в недопустимости концентрации власти в руках одного человека или органа. «Каждый считается невиновным, пока не установлено обратное» - так фактически была сформулирована презумпция невиновности.

Французская Декларация прав человека и гражданина утвердила основные особенности правового государства: верховенство закона, необходимость общественного контроля власти и администрации. Она также сформулировала основные характеристики закона. Первая звучит следующим образом: закон устанавливает границы свободы. Свобода - это возможность делать всё, что не приносит вреда другому. Вторая характеристика закона определяет возможность воздействия государства через закон: вмешательство государства в дела гражданина должно быть ограничено строгой необдуманностью. Иными словами, закон имеет право запрещать только вредные для государства действия человека. Всё, что не запрещено законом, не может быть запрещено, и никто не может принудить человека делать то, что законом не определено. Третья характеристика закона состоит в том, что закон должен быть одинаковым для всех: и для тех, кого он защищает, и для тех, кого наказывает.

Французская Декларация прав человека и гражданина имела мировое значение. Развитием заложенных в ней идей и взглядов в новых исторических условиях явилась Всеобщая декларация прав человека.

Утверждение прав человека как проблемы международного значения произошло после Первой мировой войны. В 1919 г. была создана первая международная организация - Лига Наций, которая теоретически была выше государственной власти. В задачу этой организации входило развитие сотрудничества между нациями с целью гарантии их прав и безопасности. В 1924 г. Лига наций приняла Женевскую декларацию прав ребёнка - первый международный документ в защиту прав человека.

 

В 1945 г. вместо Лиги наций страны мира создали Организацию Объединённых Наций (ООН). В ст. 1 Устава ООН определено, что одной из её целей является осуществление международного сотрудничества «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без отличия расы, языка, пола, религии».

 

Литература

1. «Общая теория права: учебное пособие для вузов. МО РБ», С.Г. Дробязко, В.С. Козлов

2. «Наука о правах человека», Глушенко В.В.

3. «Права и свободы человека, теория и практика», Д.З.Мутагиров

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.