«Государство есть совершенный союз свободных людей, который заключён ради выполнения прав и общей пользы», - писал голландский юрист Гроций в книге «О праве войны и мира» (1625 г.). Такое представление дало начало правовому государству.
Концепция современного правового государства сложилась на основе осмысления и восприятия идей знаменитых мыслителей прошедших эпох-верховенства закона (Сократ, Платон, Аристотель), разделения властей (Д. Локк, Ш. Монтескьё), неотчуждаемости природных прав человека (Ж. Руссо, Т. Пейн, Дж. Лильберн).
Понятие прав человека стало реальностью политической теории и практики в Европе в XVII в. Теория природных прав человека была разработана в труде Дж. Локка «Второй доклад о государстве», изданном в 1688 г. в Англии. Теория Локка исходила из того, что на ранней стадии развития все люди были равными и от природы имели права на жизнь, свободу, имущество. Но эти права мало что давали им при отсутствии государства. В одиночку практически невозможно было защитить свои права, а споры о правах являлись причиной больших конфликтов. Люди создали общество, общество создало государство именно для того, чтобы пользоваться своими природными правами. Государство, по мысли Дж. Локка, основано на общественном договоре между руководителями и руководимыми. Граждане должны подчиняться государству только тогда, когда государство защищает их человеческие права. Человеческие права с моральной точки зрения находятся выше интересов и требований государства, они возникли раньше, чем государство. Государство является легитимным, пока оно систематически защищает интересы своих граждан. Если государство - общественная договорённость, то люди имеют право оказывать сопротивление властям, если те нарушают условия договорённости, ибо лишение людей их прав ведёт к установлению тирании.
В XVIII в. согласно идее общественного договора определяется цель государства - обеспечение естественных и неотчуждаемых прав человека, к которым относятся свобода, собственность, безопасность, сопротивление эксплуатации. В качестве неотчуждаемого права признаётся также право свободного высказывания мыслей, взглядов, в том числе и по религиозным вопросам.
Практическое юридическое оформление теории прав и свобод человека произошло в разных юридических документах ещё в XII - XIII вв. Первый из них - английская Великая хартия вольностей. Наиболее важными для развития современных представлений о правах человека являются следующие документы: английские Петиция о праве (1628 г.) и Билль о правах (1689 г.), американская Декларация прав, принятая в штате Виргиния (1776 г.), Декларация независимости США (1776 г.) и Конституция США (1777 г.), французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.).
В английских документах впервые была сформулирована мысль о том, что само существование людей зависит от уважения и защиты их прав. Эта мысль прозвучала также в американской Декларации независимости, хотя основной её идеей была национальная независимость.
Наиболее универсальной явилась французская Декларация прав человека и гражданина. Она призывала к освобождению от эксплуатации, в том числе к освобождению французского гражданина от абсолютизма. В ст. 2 Декларации определялось, что «цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека». Реализация прав человека осуществляется только через закон. Закон, согласно ст. 16, есть высказывание общей воли. Все граждане имеют право лично или через своих представителей участвовать в его реализации. В этой же статье определялось, что без разделения властей (исполнительной, законодательной, судебной) невозможно пользование правами. Суть этого утверждения заключается не только в наличии независимых ветвей власти, сколько в недопустимости концентрации власти в руках одного человека или органа. «Каждый считается невиновным, пока не установлено обратное» - так фактически была сформулирована презумпция невиновности.
Французская Декларация прав человека и гражданина утвердила основные особенности правового государства: верховенство закона, необходимость общественного контроля власти и администрации. Она также сформулировала основные характеристики закона. Первая звучит следующим образом: закон устанавливает границы свободы. Свобода - это возможность делать всё, что не приносит вреда другому. Вторая характеристика закона определяет возможность воздействия государства через закон: вмешательство государства в дела гражданина должно быть ограничено строгой необдуманностью. Иными словами, закон имеет право запрещать только вредные для государства действия человека. Всё, что не запрещено законом, не может быть запрещено, и никто не может принудить человека делать то, что законом не определено. Третья характеристика закона состоит в том, что закон должен быть одинаковым для всех: и для тех, кого он защищает, и для тех, кого наказывает.
Французская Декларация прав человека и гражданина имела мировое значение. Развитием заложенных в ней идей и взглядов в новых исторических условиях явилась Всеобщая декларация прав человека.
Утверждение прав человека как проблемы международного значения произошло после Первой мировой войны. В 1919 г. была создана первая международная организация - Лига Наций, которая теоретически была выше государственной власти. В задачу этой организации входило развитие сотрудничества между нациями с целью гарантии их прав и безопасности. В 1924 г. Лига наций приняла Женевскую декларацию прав ребёнка - первый международный документ в защиту прав человека.
В 1945 г. вместо Лиги наций страны мира создали Организацию Объединённых Наций (ООН). В ст. 1 Устава ООН определено, что одной из её целей является осуществление международного сотрудничества «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без отличия расы, языка, пола, религии».
Литература
1. «Общая теория права: учебное пособие для вузов. МО РБ», С.Г. Дробязко, В.С. Козлов
2. «Наука о правах человека», Глушенко В.В.
3. «Права и свободы человека, теория и практика», Д.З.Мутагиров