Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Права и свободы человека в Древней Греции



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Основы прав человека»

 

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Выполнил:

Богачёв Александр Сергеевич,

«Психология», Пс-31

 

Руководитель:

Белякова Екатерина Владимировна, кандидат юридических наук,

доцент

Витебск, 2015

Введение

Существует мнение, что понятие «права человека» является относительно новым, вошедшим в повседневную жизнь после Второй Мировой войны и образования в 1945 г. Организации Объединённых Наций. На самом деле современная теория прав человека закладывалась и формировалась одновременно с развитием человеческой цивилизации.

Представления о правах человека на разных этапах человеческой истории, истории цивилизации имели разные формы и содержание. Одним из самых древних является принцип равенства и его применение в отношениях между людьми. Фактически история прав человека - это распространение принципа правового равенства на всё большее количество людей и ситуаций, с которыми человек встречается в жизни.

Первой по времени формой равенства является так называемый «принцип Талиона» - принцип наказания - возмездия: «равным за равное», «око за око, зуб за зуб». Такое равенство заключается в ответственности, в «равновесии» между преступлением и наказанием. Второй формой равенства можно считать жребий - универсальное средство распределения благ, тягот, общественных должностей и др., возникшее и широко распространённое во всех древних обществах. Участники жребия были в равных отношениях перед судьбой и Богом.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Права и свободы человека в Древней Греции

Значительный вклад в формирование представлений о правах человека внесли древние греки. Греческие философы (VI - III вв. до н. э.) уточнили понятие равенства. Равенство, по их мнению, является характеристикой справедливости. Сократ, Платон, Аристотель выделили два вида равенства: равенство меры (цифры, вес) и равенство по достоинству. Именно греки разделили право на природное и установленное людьми по их согласию. Аристотель выделил ещё и политическое право (от названия греческих городов - полисов), которое возможно осуществить в греческом государстве - полисе. Греки рассматривали права человека только как права гражданина - члена полиса. Именно в греческой философии сформировались идеи независимости семьи от государства, равенства мужчины и женщины, хотя и с некоторыми ограничениями. Например, по мысли Платона, женщин нельзя было допускать в круг руководителей, наделять правом частной собственности.

Большое влияние на формирование представлений о правах человека оказала древняя греческая школа софистов. Широко известно знаменитое высказывание софиста Протагора: «Мера всех вещей - человек». Софисты выступали за природное равенство всех людей, равенство по естественному праву. Неравенство между людьми возникало, на их взгляд, от искусственных, придуманных людьми законов.

Истоки политико-правовой мысли древних греков, в том числе и некоторых важнейших принципов в области прав и свобод человека, восходят к мифам. Существенным моментом древнегреческих мифов является борьба богов за власть над миром, в том числе над людьми. Смена верховных языческих богов (Хаос, Уран, Крон, Зевс) означала также смену принципов их власти, что отражалось как на взаимоотношениях самих богов, так и на их отношениях к людям, на всем строе общественной жизни. Утверждение власти богов-олимпийцев во главе с Зевсом представляется как утверждение принципов справедливости, законности и полисной (благоустроенной) жизни. Зевс предстает как верховный защитник всеобщей справедливости, нарушение ко- торой, рассматривается не только как антиобщественный, но и антибожественный поступок.
Начиная с Гомера (VIII в. до н. э.) проводится терминологическое различие между внутренне взаимосвязанными понятиями справедливость и обычай, право, справедливость. Данное обстоятельство имеет весьма важное значение для правильного понимания и оценки правосознания, так называемого гомеровского общества или гомеровской Греции.
Справедливость рассматривается как основа и фундаментальный принцип права как обычая, обычного права, а обычное право (темис) как конкретизация всеобщей и вечной справедливости в сфере межчеловеческих отношений.
Таким образом, уже в гомеровский период древнегреческого общества происходит разграничение двух уровней правосознания уровень вечных принципов всеобщей справедливости и уровень конкретных норм и установлений, регулирующих правоотношения в обществе. Вместе с тем гомеровское общество еще не знает идеи равенства прав и свобод, идеи права как уравнивающего принципа и мерила равенства. Более того, право состояло в притязании на неравенство, но такое неравенство, которое соответствует принципу справедливости и обычаю, обычному праву. Таким образом, справедливость выступала в качестве основания и критерия правового. И только то, что соответствовало тогдашним взглядам на справедливость, воспринималось как право.
В древнегреческом обществе разум человека постепенно освобождался от верховенства власти богов, и в повседневной жизнедеятельности человек стал в основном руководствоваться разумом. Человек стал жить не только согласно природе, но и согласно установленному порядку (согласно разуму). Важнейшим открытием человеческого разума был закон (nomos) разумные установления, порядок, принятый всеми гражданами полиса (города-государства) и обязательные для всех. Согласно этим представлениям человеческая жизнь должна соответствовать существующей в космосе гармонии. Поэтому первоначальные представления древних греков о правах человека исходят из убеждения, что полис и полисные законы имеют божественное происхождение и опираются на божественную справедливость.
Источник права вообще, а также права отдельных граждан восходят к божественному порядку (закону) справедливости. Поэтому только то, что соответствовало справедливости, воспринималось древними греками как право.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.