Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Развитие законодательной базы инноваций за рубежом



Страна Законодательные акты Целевые параметры
США 1.Закон «О государственной научно-технологической политике, организации и приоритетах». Определяет цели, задачи и основные приоритеты научно-технологической политики США, а также правовые принципы создания и организации финансово-хозяйственной деятельности основных органов государственной власти, участвующих в реализации научно-технической политики государства.
2. Закон о технологических инновациях Стивенсона-Уайдлера Содержит широкий комплекс административно-управленческих и иных мер по реализации долгосрочной программы развития инновационно – технологической деятельности и создания благоприятной среды для развития взаимовыгодной кооперации между частным и государственным секторами. Его основной целью является стимулирование более эффективного использования финансируемых федеральным правительством и осуществляемых частным сектором технологических разработок, включая изобретения, программное обеспечение, учебные технологии.
3. Закон Бэя-Доула Предоставляет университетам, некоммерческим организациям и малым предприятиям права собственности на объекты интеллектуальной собственности, созданные за счет бюджетного финансирования, при условии, что такие организации содействовали процессу коммерциализации путем предоставления лицензии на использование инноваций коммерческим предприятиям.
4. Закон. «О развитии инновационной деятельности в малом бизнесе» Основными целями являются: 1.Стимулирование технологических инноваций; 2.Использование потенциала МСП для реализации федеральных заказов на выполнение НИОКР; 3.Содействие в привлечении талантливых людей к занятию технологическими инновациями; 4.Помощь частному сектору в коммерциализации научно технических достижений, по результатам НИОКР, выполненных по федеральным заказам; 5.Вовлечение малых предприятий в квалификационный перечень фирм США работающих в инновационной сфере для удовлетворения национальных потребностей в специальных исследованиях и разработках.
Япония 1. Закон «О поддержке инновационной деятельности в МСП» В рамках закона оказывается финансовая, техническая, аутсорсинговая, консультационная помощь венчурным и инновационным МСП, намеренным использовать новые методы производства или управления, либо производить новые продукты или услуги, а также осуществляющим НИОКР в соответствии с национальными приоритетами экономического развития.
2. Закон «О поддержке инновационного бизнеса в МСП» В соответствии с данным законом местная кредитная организация предоставляет МСП долгосрочные займы сроком до 20 лет по льготным процентным ставкам.
Франция 1. Закон «О научных исследованиях» Устанавливает законодательные основы взаимоотношений между государством и гражданами при проведении исследований.

 

В настоящее время многие европейский страны – Австрия, Бельгия, Дания, Франция, Германия, Португалия, Испания и Великобритания – закрепили правовую модель, в соответствии с которой исключительные права на объекты интеллектуальной собственности принадлежат организации-работодателю, что обусловлено, во-первых, необходимостью стимулирования процессов передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные за счет или с привлечением бюджетных средств, от научных организаций и университетов в промышленность для цели ускорения коммерциализации таких результатов, а во-вторых – большими профессиональными возможностями исследовательских организаций для коммерциализации инновационных разработок.

С. 22. Приложение 10.

Такие регионы, как Силиконовая долина и Бостон (США), Линкопинг (Швеция), в качестве стратегии развития выбрали создание высокотехнологичных предприятий, а не перемещение существующих предприятий в другое место. Для этих регионов характерен непрерывно возобновляющийся процесс создания предприятий, который выходит за рамки ориентации на его базовую технологию. Действительно, критерием успешного развития региона, выделившегося на основе наукоемких технологий, является его способность плавно перейти от одной технологической парадигмы к какой-либо другой. Экосистема, благоприятствующая инновациям и созданию предприятий, становится движущей силой, способной создавать новые технологии и бизнес-концепции, овладевать ими и реализовывать их в регионе.

Автор
Профессор Стэндфордского университета Генри Ицковиц (Henry Etzkowitz) является ученым с международной репутацией в области исследований инноваций. В соавторстве с Лойетом Лейдесдорфом он создал концепцию «Предпринимательский университет» и концепцию «Тройная спираль», которая описывает инновационное развитие через динамику отношений университета, промышленности и правительства на национальном и региональном уровнях. Модель тройной спирали (Triple Helix) основана на перспективной роли университета как лидера отношений с предприятиями и государством. Профессор Ицковиц регулярно публикуется в известных изданиях «Research Policy», «Science and Public Policy», «R&D Management», «European Planning Studies» и «Minerva».

Особенности региона изменяются по мере того, как традиционные факторы производства - земля, труд и капитал - уступают дорогу знаниям и в сфере высоких технологий, и в более старой сфере обрабатывающей промышленности. Регионом мы зачастую называем район неопределённых размеров, который необязательно является единицей административного или политического деления и тип политической организации которого может быть разным.

Межгосударственные субъекты, такие как Европейский Союз, способствуют сотрудничеству в триаде наука-бизнес-государство как источнику обновления региона и методу преодоления барьеров на пути его развития в рамках государственных границ. А такие трансграничные регионы, как Эре-сунн, объединяющий южную Швецию и Копенгаген, Ботническая Дуга, где сотрудничают г. Лулея (Швеция) и г. Оулу (Финляндия), Каскадия, объединяющая штат Вашингтон и Британскую Колумбию, образовались в результате выхода за пределы унаследованных границ. Конструктивными элементами при формировании новых регионов подобного типа являются источник знаний, механизм выработки согласованных действий и проект развития инноваций.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОСТРАНСТВА ТРОЙНОЙ СПИРАЛИ

Региональная тройная спираль вырастает из пространства знаний, консенсуса и инноваций. Пространство знаний создаёт строительные блоки для регионального роста в виде «критической массы», концентрации научных и исследовательских ресурсов на отдельной теме, которая может породить технологические идеи. Эти ресурсы, достигнув определенного уровня, могут оказывать влияние на региональное развитие.
Инновационное пространство означает создание в принципе новых организаций или адаптацию старых с целью заполнить пробелы в региональном развитии, которые часто можно определить только в фазе достижения согласия. Усилия по созданию новой гибридной организации похожи на общественное движение, которое объединяет ресурсы и людей и действует в рамках тройной спирали.

ПРОСТРАНСТВО ЗНАНИЙ

Начальная стадия - это чаще всего создание пространства знаний - концентрация соответствующей деятельности по выполнению НИОКР. Действительно, наличие «критической массы» исследований на какой-то ограниченной территории, как было доказано, является необходимым условием для экономического развития региона, опирающегося на научные знания. Это есть необходимое, но, безусловно, недостаточное условие.

Концепция пространства знаний была впервые использована для описания децентрализации государственных исследовательских лабораторий после землетрясения в Мексике в середине 80-х гг. прошлого века. Лаборатории, ранее находившиеся в Мехико, были рассредоточены по другим регионам; оказавшись в новом окружении, они получили новые возможности. Исследователи стали думать о том, как они смогут использовать свои знания, опыт и ресурсы организации для решения проблем нового региона. Например, сельскохозяйственный институт, переехав на новое место, стал заниматься проблемами выращивания клубники на новых участках земли. Передислокация и других исследовательских институтов дала возможность создать пространства знаний в провинциях. Децентрализация лабораторий позволила провинциям Мексики вести научные исследования, которых у них до той поры не было, и если будут предприняты дальнейшие шаги в данном направлении, то этот потенциал может быть реализован более полно.

ПРОСТРАНСТВО ДОСТИЖЕНИЯ СОГЛАСИЯ

Пространство согласия - это нейтральная территория в регионе, где представители разных организаций с разными исходными позициями и перспективами могут собраться вместе, чтобы разработать способы поддержки новых идей ускорения экономического и социального развития. Возможности такого развития определяются с помощью анализа интеллектуальных ресурсов региона. Сам процесс включения представителей разных институциональных сфер в качестве участников в дискуссию по разработке стратегий и планов развития уже дает доступ к ресурсам, необходимым для выполнения конечного плана.

Классическим примером успешного пространства достижения согласия является Совет Новой Англии 1920-30-х гг., когда в ходе ряда исследований и дискуссий фокус региональных инноваций сдвинулся с разработки новых продуктов уже существующими предприятиями к стратегии образования новых предприятий. В Совет Новой Англии входила только элита, а собрания организации СП «Силиконовая долина» (JVSV) в начале 1990-х гг. были открыты для всех. Но эти две группы объединяло одно общее умение - претворять идеи в жизнь.

Часто возникает искушение действовать быстро, адаптируя хорошо известный механизм, например технопарк или венчурное предприятие, вместо того чтобы потратить больше времени и тщательно проанализировать, что именно подходит для данного региона и будет способствовать его развитию. Например, Аккра, столица республики Ганы, находится на самой ранней стадии развития бизнеса, работающего в области информационных технологий. Один предприниматель просто предложил создать венчурное предприятие для поддержки нового технологического бизнеса. Другой же высказал мнение, что вместо создания венчурного фонда, государственным властям целесообразнее «собрать вместе людей, занимающихся информационными технологиями в Гане, опыт и квалификация которых пока невелики, и позволить им высказать свои соображения по этому поводу. В ходе разговоров могут возникнуть peaлизуемые идеи, которые кто-нибудь подхватит и начнет развивать». Вот для этого и нужно пространство достижения согласия.

ИННОВАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Инновационное пространство можно рассматривать как сдвоенную стремянку с перекладинами между двумя её частями. Одна часть - это линейная модель инноваций, начинающаяся с исследования, а другая - это обратная линейная модель инноваций, начинающаяся с потребностей общества. Перекладины, соединяющие две части, - это специфические инновационные механизмы: инкубаторы, офисы трансфера технологий, исследовательские центры, технопарки и т.д.

Инновационное пространство может начинаться с создания нового организационного механизма для старта регионального развития, основанного на знаниях, или исходить из целей, сформулированных в пространстве достижения согласия. Одного-единственного подхода для всех ситуаций не существует. Элемент, который есть в одном регионе, может отсутствовать в другом, и наоборот. Можно достаточно легко обобщить само явление экономического развития на основе научных знаний, но механизм, весьма успешно работавший в одной области и просто перенесенный в другую, может там не сработать.

Такие примеры, как технопарк в Стэндфорде или кольцевая дорога вокруг Бостона, - это, скорее, вторичные признаки уже происходящего развития, а не первопричина развития экономики с опорой на высокие технологии. Регионы, образованные с опорой на знания, такие как Силиконовая долина или Шоссе 128, - это совокупный результат взаимодействия органов государственной власти (разных уровней), науки и бизнеса. Сеть связей возникает из множества источников. Например, они могут появиться в результате сотрудничества крупных предприятий и ученых-исследователей.

ПРОСТРАНСТВА ТРОЙНОЙ СПИРАЛИ И РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ НА ОСНОВЕ НАУКИ

Пространства тройной спирали нелинейны, теоретически они могут быть созданы в любом порядке, и любое из них может быть использовано, как база для создания остальных. Процесс усиления инновационного компонента развития региона может начаться с пространства знаний и линейно продвинуться к пространству достижения согласия, а затем к пространству инноваций или начаться с пространства достижения согласия или инноваций и далее. С другой стороны, процесс может начаться прямо в инновационном пространстве с разработки проекта или поддержки инициативы.

Региональное пространство состоит из совокупности государственных организаций, промышленных предприятий и научных учреждений, которые работают вместе, чтобы улучшить условия для инноваций, и образуют региональную тройную спираль. Эти три ключевых элемента в региональном пространстве играют свои особые роли в процессе развития бизнеса в регионе. А если один элемент отсутствует или устраняется от участия, то его роль берут на себя другие.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (РИО) (Regional innovation organizer - RII)

Часто возникает вопрос о том, кто возьмет на себя роль лидера в разрешении инновационных кризисов на региональном уровне. Он актуален даже для страны с сильной государственной властью. Во многих странах на региональном уровне может не быть государственного деятеля, способного стать лидером, так как региональной власти либо вообще нет, либо она очень слаба. Организация, которая формулирует цель развития и координирует сотрудничество в группе организаций, является региональным организатором инноваций. Поскольку государственные границы часто не совпадают с экономическими округами, то может образоваться вакуум лидерства.

Компания или университет, руководящие привлечением партнеров и курирующие взаимодействия в группе предприятий в регионе, могут с успехом восполнить этот пробел. Стэндфордскому университету пришлось взять на себя роль организатора инновационной деятельности, чтобы создать вокруг себя техническое производство. Этот процесс занял несколько десятилетий.

УНИВЕРСИТЕТ КАК РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

В экс-урбанистическом Лонг-Айленде не было промышленной базы, а местное самоуправление было относительно слабым. Наиболее значительным учреждением в этом удаленном районе Нью-Йорка, не считая ближайшей федеральной исследовательской лаборатории, была исследовательская площадка Государственного университета Нью-Йорка (the State University of New York, SUNY). Развиваясь единственно в режиме трансфера технологий, патентования и лицензирования интеллектуальной собственности. Государственный университет Нью-Йорка в Стоуни Брук (SUNY Stony Brook) на протяжении двух последних десятилетий возглавлял разработку стратегии экономического развития региона с опорой на научные знания и использование местных возможностей, а также ресурсов штата и федеральный потенциал.

Политика штата Нью-Йорк в области науки и техники заключалась в содействии развитию местной промышленности через центры передовых технологий и местные университеты.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ КАК РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

В регионе Линкопинг, Швеция, инициатива его развития, исходящая от бизнеса, перешла к университету. В противоположность Лонг-Айленду, где научное учреждение было единственным имеющимся в наличии источником инициативы, в Линкопинге была также и инициатива от бизнеса. Группа предпринимателей, прямо и косвенно поощряемая «Сааб Аэроспейс» (Saab Aerospace), создала несколько хай-тек предприятий в этом регионе. Эта группа предпринимателей выступила с предложением использовать ресурсы, существующие в университете, для создания новых предприятий.

На следующем этапе был учрежден Центр инноваций и предпринимательства (Center for Innovation and Entrepreneurship) как организация, обучающая студентов предпринимательству, чтобы стимулировать процесс создания предприятий на базе университета в дополнение к инициативе создания новых предприятий, исходящей от работающего бизнеса.

Студенческое предпринимательство, поддерживаемое инкубаторами, было одобрено региональной властью, которая восприняла его как стратегию экономического развития. Крупные предприятия, сократившие свою деятельность, также заключили с Центром инноваций и предпринимательства договоры на обучение своих сокращенных служащих предпринимательству и образованию новых предприятий. Эта модель была подхвачена другими шведскими и зарубежными университетами, которые могли быстро внедрить ее, используя уже имеющийся успешный опыт и не разрабатывая своих курсов.

ГОСУДАРСТВО КАК РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Создание научно-исследовательского парка «Треугольник науки» (Research Triangle Park) в Северной Каролине было инициировано в 50-х гг. прошлого столетия губернатором Лютером Ходгесом в сотрудничестве с тремя местными университетами и деловыми кругами Северной Каролины. Этот типичный пример развития региона на основе высоких технологий с помощью использования региональной государственной инициативы на национальном уровне выразился в перенаправлении значительных национальных ресурсов финансирования исследований в регионы с менее интенсивным проведением НИОКР.
Научно-исследовательский парк «Треугольник науки» стал реальной манифестацией успешной стратегии по привлечению отраслевых лабораторий федеральных организаций в регион.

Эта исследовательская база затем была использована для перемещения в парк небольших НИОКР лабораторий предприятий с передовыми технологиями, таких как IBM. Технологические компании, собирающиеся разместить свои филиалы на юге, в первую очередь думают о Северной Каролине, так как «критическая масса» федеральных и корпоративных лабораторий обеспечивает ей конкурентное преимущество в привлечении дополнительных организаций. Повторить стратегию Северной Каролины не так-то легко, шансов передислоцировать ведущие лаборатории мало. Важным уроком, извлеченным из этой инициативы, было то, что на успешное создание научно-исследовательского парка, не разбавленного общими промышленными предприятиями, требуются десятилетия.

РЕГИОН В МОДЕЛИ ТРОЙНОЙ СПИРАЛИ

Шоссе 128 и Силиконовая долина, несмотря на некоторые различия в культуре, дали общую модель экономического развития региона с опорой на науку.
Преемственность в истоках модели развития региона с опорой на науку между Шоссе 128 и Силиконовой долиной (Массачусетский технологический институт и Стэнфордский университет) можно увидеть в деятельности Ванневара Буша и Фредерика Термана. Модель экономического развития региона за счёт поддержки науки через механизм создания венчурного предприятия была перенесена из Массачусетского технологического института в Стэнфорд сразу после войны.

Саксениан (Saxenian, 1994) акцентировал внимание на неоднородности организационного стиля двух ведущих хай-тек-регионов - Силиконовой долины и Шоссе 128. Отличием является приоритет структуры перед сетью связей в одном и вертикальная организация по сравнению с отсутствием иерархии в другом. Более важный вопрос, являются ли эти два региона отдельными историческими случаями или по сути представляют общее явление?
Следствие гипотезы «уникальности» в том, что если Шоссе 128 и Силиконовая долина - явления, возникшие в особых обстоятельствах, то их можно повторить. Возможно, что попытки Соединённого Королевства создать технопарки закончились неудачей, потому что их неправильно реализовали, или, может быть, этот процесс более длителен, чем ожидалось вначале.

СОЗДАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ТРОЙНОЙ СПИРАЛИ

Каковы же необходимые и достаточные условия для создания региональной тройной спирали, городской агломерации на основе знаний, которая обладает способностью самообновляться согласно технологическим парадигмам? Критерии успешности заключаются не только в умении создавать кластер предприятий высоких технологий, но и в способности спустя долгое время порождать новые кластеры, когда старые и успешные устарели и не являются более источником инноваций. Переход от миникомпьютеров к биотехнологиям в Бостоне является примером этого процесса самообновления региона.

Публикации по теме «Тройная спираль»:

  • Генри Ицковиц. Тройная спираль. Университеты - предприятия - государство. Инновации в действии / Генри Ицковиц; пер. с англ. под ред. А.Ф. Уварова. - Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2010. - 238 с.
  • V. V.Pudkova, A. F. Uvarov Elements of success for government, industry and university relations in Siberia // 7th Biennial International conference on University, Industry and Government Linkages.–7-19 June 2009.–G lasgow, UK.–p.48-50.
  • П. Н. Дробот, Д. А. Дробот, Н. Г. Тетеркина. Проблема количественного анализа в модели тройной спирали // Материалы международной конференции «Развитие научно-технического сотрудничества российских научных и научно-образовательных центров с учеными-соотечественниками, работающими за рубежом», 2–4 апреля 2010 г.
  • П. Н. Дробот, Д. А. Дробот, Н. Г. Тетёркина. Превалирующая роль университетов в модели тройной спирали // Труды XIV всероссийской конференции «Наука и образование». – Россия, Томск , 19-23 апреля 2010г.
  • Н. Г. Тетёркина, П. Н. Дробот, Д. А. Дробот. Проблема количественного анализа в модели тройной спирали // Материалы VI всероссийской научно-практической конференции Инноватика-2010. – Россия, Томск, 12–16 апреля 2010 г.–c.305–310. Презентация.

http://komiexpo.com/experts/13/

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.