Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Концепция модели «Тройная спираль»



Модель инновационного развития по «Тройной спирали» включает в себя три основных элемента: (1) в обществе, основанном на научном знании характерно усиление роли университетов во взаимодействии с промышленностью и правительством; (2) три института (Университет, Бизнес, Власть) стремятся к сотрудничеству, при этом, инновационная составляющая происходит из данного взаимодействия, а не по инициативе государства; (3) в дополнение к традиционным функциям, каждый их трех институтов «частично берет на себя роль другого». Институты, способные выполнять нетрадиционные функции считаются наиважнейшим источником инноваций.

Изначально, роли каждого института были строго определены: роль промышленности в модели «Тройной спирали» заключалась в производстве, правительство было источником контрактных отношений, гарантирующих стабильное взаимодействие, а университет – источником знаний и технологий, таким образом, формируя экономику, основанную на знаниях. Усиление важности «знания» и роли университетов в инкубировании наукоёмких компаний позволило Университетам получить больший удельный вес на арене взаимодействия. Раньше университеты рассматривались только как источник кадров и знаний, теперь присутствует также и предпринимательская составляющая. Сегодня многие университеты имеют собственные каналы для трансфера технологий и предлагают образовательные программы по созданию предприятий, инкубированию программ и другим предпринимательским навыкам. Вместо того, чтоб как раньше служить лишь источником новых идей для уже существующих фирм, современные университеты стараются объединить свои исследовательские и образовательные возможности для создания фирм новой формации, особенно в продвинутых областях науки и технологии. Следуя этой инновационной стратегии, многие прогрессивные вузы переориентируют свою деятельность, и в данном случае, Университеты все чаще становятся залогом успешного экономического развития региона. Новые организационные механизмы, такие как бизнес-инкубаторы, научные парки, и различные объединения становятся источником экономической активности и международного обмена. Модель инновационного развития «Тройная спираль» вдохновляет своих последователей на разработку новых междисциплинарных знаний, на сотрудничество в сфере науки и создание совместных предприятий.

Предпринимательский университет занимает активную позицию, применяя знания на практике и вкладывая результаты в новые образовательные дисциплины. Таким образом, он следует интерактивной, а не линейной инновационной модели. Совершенствуя свои технологии и делясь своими знаниями, компании участвуют в образовательном процессе. Правительство выступает как общественный предприниматель и венчурный инвестор в дополнении к своей традиционной законодательной и регулирующей роли. Взаимодействие между линейной и нелинейной динамиками порождает интерактивную инновационную модель. Глобализация приобретает все более децентрализованный характер и распространяется через региональные сети университетов, а также через мульти-национальные корпорации и международные организации. Располагая обширными связями, университеты способны совмещать и использовать различные виды интеллектуальной собственности. В условиях современной конкурентной среды, инновация является слишком значимым фактором, чтоб оставлять её частным предприятиям или группам компаний и даже транснациональным научным объединениям. Инновационная деятельность разрослась из процесса внутри компаний в деятельность, которая вовлекает многие институты.

Модель тройной спирали (Triple Helix), разработанная Генри Ицковицем и Лойетом Лейдесдорфом, основана на перспективной роли университета как лидера отношений с бизнесом и государством. Эти отношения строятся для получения новых знаний, инноваций и экономического развития. По мнению авторов модели, сегодня происходит вторая академическая революция. Помимо образования и проведения научных исследований университеты провозгласили третью миссию — быть активным игроком в экономическом развитии через создание научных и технологических знаний и, как следствие, инноваций.

Модель тройной спирали показывает включение во взаимодействие определённых институтов на каждом этапе создания инновационного продукта. На начальном этапе генерации знаний взаимодействуют власть и университет, затем в ходе трансфера технологий университет сотрудничает с бизнесом, а на рынок результат выводится совместно властью и бизнесом.

Тройная спираль В обществе, функционирование которого основано на знаниях, ключевую роль в инновационном развитии играет так называемая модель тройной спирали. Она заключается в тесном взаимодействии университетов, власти и бизнеса. По мере продвижения процессов создания, распространения и применения знаний от периферии к центру промышленного производства и управления само понятие инновации (и как продукта, и как процесса) претерпевает видоизменение. Рождается новое понятие "инновация в инновации", суть которого состоит в реструктуризации и оптимизации инновационного процесса и создании среды, стимулирующей его продвижение.

Переплетение относительно независимых сфер деятельности приводит к появлению таких гибридных организаций, как офисы трансфера технологий при университетах, фирмах, госбюджетных исследовательских лабораториях и организациях в комбинации с ростом сети их финансовой поддержки: в мире появляется все больше венчурных фондов и объединений бизнес-ангелов для финансирования высокотехнологичных компаний.

Настоящее издание описывает эту инновационную модель, предлагая всем - от студентов и ученых до политиков - помощь в поиске ответов на следующие вопросы.

Как увеличить роль университетов в экономике регионов и их социальном развитии?

Как может власть на всех уровнях сделать так, чтобы граждане активно участвовали в продвижении "инноваций в инновациях"? И наоборот, как граждане в этом вопросе должны влиять на власть?

Как производители должны взаимодействовать друг с другом, с властью, с университетами, чтобы стать .более инновационными?

Какие проблемы стоят на этом пути и какие факторы здесь имеют решающее значение?

Доктор Г. Ицковиц является сотрудником Института технологических, гуманитарных наук и передовых технологий (H-STAR) Стэнфордского университета и Бизнес-школы Эдинбургского университета (Центр исследований в области предпринимательства).

Книга Генри Ицковица "Тройная спираль. Университеты - предприятия - государство. Инновации в действии" издается на русском языке впервые. Российскому читателю предоставляется возможность познакомиться с мейнстримом мировой инновационной мысли. Тройная спираль представляется исключительно удачной находкой, поскольку становится очевидной параллель инновационной системы с живым организмом и экосистемой, необходимость гармонизации взаимоотношений отдельных ветвей спирали и их совместных устремлений к единой цели.

Сегодня главным вызовом для многих экономик мира является процесс построения эффективных национальных инновационных систем. Создание первых таких систем стало огромной социально-экономической инновацией, реализуя которую, авторы совершили столь же огромное количество проб и ошибок. В результате человечеством в конце прошлого тысячелетия успешно поставлен интереснейший эксперимент построения различных инновационных систем. События развивались и продолжают развиваться во всем мире: от экваториального Сингапура до арктической Норвегии и Финляндии, от Силиконовой долины в Западном полушарии до Японии и Тайваня на Востоке. Везде, где удалось понять и применить закономерности создания инновационных систем, достигнуты успехи и в экономике.

Для стран, в том числе и России, заявляющих о своем желании присоединиться к инновационному клубу, открыты все данные по историям успехов и неудач, произошедших в ходе этого глобального эксперимента. В начале XXI века строить (ориентировочно десятую по счету) национальную инновационную систему гораздо проще, поскольку первопроходцы уже подарили миру свой опыт покорения инновационных вершин: Однако это строительство окажется проще только в том случае, если мировой опыт, накопленный человечеством, будет принят во внимание и использован.

Несомненно, ввиду уникальности каждой инновационной системы, адекватной социокультурным, климатическим, геополитическим, ресурсным и другим особенностям стран и регионов, исчерпывающего перечня достаточных условий для обеспечения успеха не существует. Каждая страна должна сама найти те индивидуальные черты, которые будут соответствовать традициям общения, управления и ведения дел на своей земле. Шанс, конечно же, есть у всех, и, когда говорят, что у той или иной страны имеются некие загадочные национальные особенности, не позволяющие идти по инновационному пути, хочется привести в пример опыт Южной и Северной Кореи. Две страны в части инновационного развития движутся в противоположных направлениях, имея общие корни, культуру и историю.

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦ, СИСТЕМЫ

В ходе многолетней эволюции совершенно определенно выяснены необходимые условия создания эффективно действующей национальной инновационной системы. К их числу относятся осознание обществом необходимости инновационного развития, консенсус в приоритетах, высокое качество всех ступеней образования, высокий уровень финансирования науки (3-5 % от ВВП), отсутствие административных барьеров для ведения бизнеса и трансфера технологий, обеспеченность экономики финансами, дружественность к инновациям правовой, финансовой и налоговой систем.

С институциональной точки зрения для построения национальной инновационной системы совершенно необходимым условием является соответствие отношений основных участников инновационного развития принципам тройной спирали (ТС).

Модель тройной спирали адекватно определяет и измеряет взаимоотношения участников инновационной системы, а именно власти, бизнеса и университета. Не существует ни одного примера в мире, где бы национальная инновационная система эффективно действовала вне принципов тройной спирали, где бы университеты находились .не в центре этих событий.

Логика опоры на университеты проста - ведь только усилиями молодых людей можно построить новую экономику. Эти люди есть только в одном месте - в университетах, следовательно, именно в них прежде всего и следует концентрировать ресурсы, необходимые для развития инновационных процессов.

Для России изучение идеи и эволюции тройной спирали исключительно актуально ввиду нерешенности даже первого вопроса теории - о ведущих участниках инновационного процесса.

Традиционно практически во всех странах (в том числе и в России) действуют три кластера, генерирующие интеллектуальную собственность:
государственные исследовательские центры, лаборатории, общественные академии; в России это Академия наук с ее фундаментальной направленностью и горизонтом планирования исследований на десятки лет;
o исследовательские центры корпораций; в России это отраслевая прикладная наука с хорошей связью с производством;

o университеты, наполненные молодежью.

В СССР целесообразность отделения широких слоев молодежи от научной работы оправдывалась тем, что практически все сколько-нибудь значимые исследования велись в закрытом режиме и были ориентированы не на рыночного потребителя, а на военных заказчиков.

В настоящий момент отсутствие определения ведущей интеллектуальной силы стало очевидным тормозом. В открытой экономической системе, ориентированной на рынок, в глобальной конкурентной среде необходимо достигать максимально возможной скорости распространения всех видов информации, и наоборот, недопустима закрытость и слабость междисциплинарных, межотраслевых и иных взаимодействий. Все более очевидным становится тезис Билла Гейтса о связи эффективности бизнеса со скоростью мысли. Любые потери времени, связанные с переходом знания из одних стен в другие, от одного возраста к другому, непременно снижают конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность системы.

До сих пор не удается достучаться до власти с тезисом о необходимости привлечения ресурсов в сферу, где находится молодежь. Решение такого уровня еще не принято, и делаются ущербные попытки реформировать одновременно три отечественных инновационных кластера со всеми их недостатками, что, естественно, воспринимается каждым кластером в отдельности как отсутствие его в приоритетах государственной политики. Таким образом, отечественная теория инноваций и практика реализации инновационной политики еще не доросли до понимания значения университета при построении национальной инновационной системы.

Тем временем модель ТС на основе многолетнего изучения мирового опыта идет гораздо дальше признания за университетом необходимости равноправного с бизнесом и властью участия в инновационной системе.

В модели ТС обосновывается тезис о его главенстве в триаде, т.е. университет становится главной движущей силой инновационного развития.
Безусловно, университеты не должны быть противопоставлены другим действующим лицам, создателям и обладателям интеллектуальной собственности. В ходе становления национальной инновационной системы обязательно должны получить дополнительный импульс к развитию и Академия наук России, и отечественная отраслевая наука. Однако основной объем ресурсов должен быть направлен в университеты для массовой генерации молодых инно-ваторов и принадлежащих им высокотехнологичных предприятий.

Идея построить инновационное общество в выбранных заранее резервациях, обнести их высоким забором и оттуда обеспечить значимую часть мировой высокотехнологичной продукции обречена на провал с самого начала. Невозможно оторвать экспорт высоких технологий не только от общего уровня университетского образования, но даже от школьного. Значимый сегмент ВВП в сфере высоких технологий можно создать лишь силами большого количества организаций и их сотрудников. Инноватика - командный "вид спорта", с этой истиной бессмысленно спорить, это утверждение справедливо не только по отношению к отдельному проекту, но и к системе в целом.

В открытой глобальным ветрам экономике не получится сэкономить и на финансировании науки. Россия стоит перед выбором: финансировать национальные школы через организацию исследований в своей стране либо развивать весь мир за свой счет, приобретая у него готовую наукоемкую продукцию.

Для российского читателя бесценным в книге является обоснование приоритета институциональной составляющей в инновационном процессе, которая напрямую вступает в противоречие с управляющей вертикалью. Вертикализация экономики России является фундаментальным тормозом инновационного развития. Модель тройной спирали противопоставляет вертикальным механизмам управления инновационным развитием установление и совершенствование горизонтальных связей между действующими лицами. Именно динамика их взаимодействия, качество взаимопонимания и являются ключевыми параметрами тройной спирали. Для обеспечения необходимой динамики следует создавать коллегиальные органы, общественные организации, отраслевые союзы и планомерно децентра-лизовывать процессы принятия решений, превращая их из приказов сверху в совместные инициативы.

Несомненно, построение национальной инновационной системы России - это долгий путь, который составляет в среднем четверть века. И этот путь нам предстоит пройти. Впереди неизбежные институциональные преобразования, коррекция бюджетной и финансовой политики, организация взаимодействия с имеющимися инновационными кластерами и формирование новых. Книга профессора Генри Ицковица в этом контексте предоставляет российскому читателю прекрасный материал для размышлений. Книга крайне полезна как для тех, кто принимает решения о моделях построения национальных, региональных, локальных, корпоративных инновационных систем, так и для тех, чьи предложения были бы очень полезны, но пока не принимаются в расчет действующей системой.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.