Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социально-экономическое развитие



В период Реставрации политическое господство в стране принадлежало дворянству и духовенству; как писал Маркс, «при Бурбонах властвовала крупная земельная собственность со своими попами и лакеями...». Однако экономика Франции, ее сельское хозяйство и ее промышленность продолжала развиваться по капиталистическому пути. Полностью осталось в силе буржуазное законодательство. Сохранилась и созданная Наполеоном система административного управления. Монархия Бурбонов при всех своих реакционных поползновениях и связях со старым дворянством и католической церковью все же была не прежней абсолютистской монархией.

Режим Реставрации вынужден был примириться с основными изменениями в характере и распределении собственности, происшедшими во Франции во время революции и при Наполеоне. Земельная собственность, перешедшая в руки буржуазии и крестьянства, осталась в руках новых собственников. Удельный вес дворянского землевладения, как старого дворянства, так и нового, созданного Наполеоном, был относительно невелик. К тому же само дворянское землевладение уже перестраивалось на капиталистических началах.

В результате дальнейшего развития капитализма в сельском хозяйстве крестьянские участки дробились; усиливалась дифференциация внутри крестьянства. Расширялось применение наемного труда батраков.

В период Реставрации значительно выросли посевные площади, увеличилась урожайность отдельных культур. В крупных хозяйствах, развивавшихся уже на сравнительно высокой технической базе, стали применяться различные сельскохозяйственные машины. Для мелких, раздробленных крестьянских хозяйств были, однако, характерны трехпольная система и отсталая техника.

Во Франции продолжался промышленный переворот. После наполеоновских войн и континентальной блокады в новых, мирных условиях промышленность развивалась более нормально, бесперебойно и более быстрыми темпами. Машины внедрялись в самые различные отрасли производства, в первую очередь в текстильную. Нарождалось собственное машиностроение. Быстро увеличивали свою продукцию шерстяная, шелковая, металлургическая и некоторые другие отрасли промышленности.

Рабочее движение

Промышленный переворот и развитие капитализма во Франции вели к усилению эксплуатации пролетариата, обнищанию и разорению мелких ремесленников и кустарей, к обострению классовой борьбы. Французские рабочие, как и рабочие в других странах, начинали свою борьбу со стихийных выступлений. Они ломали машины, появлением которых объясняли ухудшение условий своей жизни. Такие выступления рабочих имели место в Вьенне, Алансоне, Руане и в некоторых других местах. Постепенно рабочие стали переходить к более организованным формам классовой борьбы.

 

В 20-х годах были сделаны попытки объединения старых товариществ подматерьев, так называемых «компаньонажей», прежде враждовавших между собой. Тогда же возникли общества взаимопомощи рабочих и подмастерьев («Общество взаимопомощи каменотесов города Парижа» в 1820 г., «Общество взаимопомощи парижских плотников» в 1823 г. и т. п.), а также рабочие ссудо-сберегательные кассы.

Все эти рабочие организации были еще очень далеки от понимания задач классовой борьбы пролетариата. Но они тем не менее имели важное значение, так как давали рабочим возможность уяснить преимущества коллективной борьбы для защиты своих интересов.

Рабочие все чаще стали прибегать к стачкам. В 1824 г. в Нанте бастовали рабочие, вырабатывавшие саржу, в Суз-ан-Тарбе - рабочие бумажных фабрик. В 1825 - 1827 гг. происходили стачки жестянщиков и оцинковщиков в Париже, каменщиков в Париже и в Булони, стекольщиков в Комментри.

Утопический социализм

Отталкивающие черты капиталистического строя - эксплуатация человека человеком, власть денег, - составлявшие резкий контраст с провозглашенными в период революции принципами свободы, равенства и братства, заставляли передовых мыслителей задумываться над тем, как изменить существующий общественный строй.

Разочарованные результатами буржуазной революции, они приходили к выводу, что революция оказалась способной лишь разрушить старое общество, но не смогла построить новое, так как нельзя было признать разумным и нормальным строем возникшее после революции буржуазное общество с его индивидуализмом, культом наживы, преклонением перед золотым тельцом, с его социальными несправедливостями. Искренне сочувствуя невзгодам и страданиям трудящихся масс, эти мыслители гневно клеймили капитализм, разоблачали его язвы и пороки, противопоставляя ему идеал нового общественного строя, без эксплуатации и социальных противоречий.

Социалистические учения того времени неизбежно носили утопический характер. В начале XIX столетия не было еще общественных предпосылок для возникновения научного социализма.

«... В это время, - писал Энгельс, - капиталистический способ производства, а вместе с ним и противоположность между буржуазией и пролетариатом были еще очень неразвиты... Это историческое положение определило взгляды и основателей социализма. Незрелому состоянию капиталистического производства, незрелым классовым отношениям соответствовали и незрелые теории».

Социалисты-утописты не были способны раскрыть законы развития капиталистического общества, историческую роль пролетариата. В статье «Три источника и три составных части марксизма» Ленин, характеризуя утопический социализм начала XIX в., писал: «Он критиковал капиталистическое общество, осуждал, проклинал его, мечтал об уничтожении его, фантазировал о лучшем строе, убеждал богатых в безнравственности эксплуатации.

Но утопический социализм не мог указать действительного выхода. Он не умел ни разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти ту общественную силу, которая способна стать творцом нового общества».

Наибольшее распространение во Франции в период Реставрации получили два учения утопического социализма - сен-симонизм и фурьеризм.

Англия в 1815-1830 гг.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.