Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вторая республика во Франции



Председателем Временного правительства был избран адвокат Дюпон де Л'Эр, участник революций конца XVIII в. и 1830 г., однако фактически его возглавил умеренный либерал Ламартин, занявший пост министра иностранных дел. В состав правительства вошли семь правых республиканцев, два демократа (Ледрю-Роллен и Флокон), а также два социалиста - талантливый журналист Луи Блан и рабочий-механик Александр Альбер.

25 февраля под давлением вооруженного народа Временное правительство провозгласило Францию республикой. Были также отменены дворянские титулы, изданы декреты о свободе политических Г .собраний и печати, декрет о введении всеобщего избирательного права для мужчин, достигших 21 года. Но правительство не тронуло государственную машину, сложившуюся при Июльской монархии. Оно ограничилось лишь чисткой государственного аппарата. Вместе с тем, во Франции установился самый либеральный режим в Европе.

С первых же дней революции, наряду с общедемократическими лозунгами, рабочие выдвигали требование законодательного признания права на труд. 25 февраля был принят декрет, который гарантировал рабочим такое право, провозглашал обязательство государства обеспечить всех граждан работой, и отменял запрет на создание рабочих ассоциаций.

В ответ на требование об организации Министерства труда и прогресса, Временное правительство создало «Правительственную комиссию для трудящихся», которая должна была принять меры по улучшению положения рабочих. Председателем ее стал Луи Блан, заместителем - А. Альбер. Для работы Комиссии предоставили помещение в Люксембургском дворце, не наделив ее при этом ни реальными полномочиями, ни денежными средствами. Однако именно по инициативе Комиссии Временное правительство создало в Париже конторы, которые подыскивали работу безработным. Люксембургская комиссия также пыталась выполнять роль арбитра при разрешении трудовых споров между предпринимателями и рабочими.

Для борьбы с массовой безработицей правительство пошло на организацию общественных работ. В Париже были созданы национальные мастерские, куда вступали разорившиеся предприниматели, мелкие служащие, потерявшие заработок ремесленники и рабочие. Их работа состояла в пересаживании деревьев на парижских бульварах, выполнении земляных работ, мощении улиц. Оплачивался труд одинаково - по 2 франка в день. Но к маю 1848 г., когда в мастерские вступило свыше 100 тыс. чел., работы в городе не хватало на всех, и рабочих стали занимать лишь два дня в неделю (за остальные дни платили по 1 франку).

Созданием национальных мастерских правительство рассчитывало ослабить напряженность в столице и обеспечить поддержку рабочими республиканского строя. С этой же целью были изданы декреты о сокращении рабочего дня в Париже с 11 до 10 часов (в провинции - с 12 до 11 часов), о снижении цен на хлеб, возвращении беднякам недорогих вещей из ломбардов и др.

Опорой новой власти должна была стать и набранная из деклассированных элементов (бродяг, нищих, уголовников) мобильная гвардия -24 батальона по 1 тыс. чел. в каждом. «Мобили» были поставлены в привилегированное положение. Они получали сравнительно высокую плату и хорошее обмундирование.

Содержание национальных мастерских, создание мобильной гвардии и досрочная выплата процентов по государственным займам осложнили финансовое положение страны. Стремясь выйти из кризиса, Временное правительство увеличило прямые налоги на собственников (в том числе на владельцев и арендаторов земли) на 45%, что вызвало сильное недовольство крестьян. Этот налог не только уничтожил надежды крестьян на улучшение своего положения после революции, но и подорвал их доверие к республиканскому строю, чем воспользовались впоследствии монархисты.

В этой обстановке 23 апреля 1848 г. в стране прошли выборы в Учредительное собрание. Большинство мест в нем (500 из 880) получили правые республиканцы. Учредительное собрание подтвердило незыблемость республиканского строя во Франции, но одновременно решительно отклонило предложение о создании Министерства труда. Рабочим депутациям было запрещено появляться в зале заседаний, а принятый новым правительством закон грозил тюремным заключением за организацию на улицах города вооруженных сходок. На пост военного министра был назначен противник демократии генерал Кавеньяк.

15 мая в Париже состоялась 150-тысячная демонстрация, требовала от депутатов Учредительного собрания поддержки национально-освободительного восстания в Польше. Однако правительственные войска разогнали парижан. Революционные клубы были закрыты, их лидеры - Альбер, Распайль, Бланки - арестованы. Официально была закрыта и Люксембургская комиссия. Кавеньяк усиливал парижский гарнизон, стягивая в город новые войска.

Политическая обстановка все более обострялась, весь ход событий вел к неминуемому взрыву. 22 июня правительство издало распоряжение о роспуске национальных мастерских. Работавшим в них I-холостым мужчинам в возрасте от 18 до 25 лет предлагалось вступить Цв армию, остальных должны были отправить в провинцию, на земельные работы в болотистых местностях с нездоровым климатом. Указ о роспуске мастерских вызвал стихийное восстание в городе. Восстание началось 23 июня, охватив рабочие кварталы и предместья Парижа. В нем приняло участие 40 тыс. человек. Восстание вспыхнуло стихийно и не имело единого руководства. Боями руководили члены революционных обществ, бригадиры национальных мастерских. На следующий день Учредительное собрание, объявив осадное р положение в Париже, передало всю полноту власти генералу Кавеньяку. Правительство имело огромный перевес в силах, против восставших были стянуты 150 тыс. регулярных войск, мобильной и национальной гвардий. Для подавления восстания была использована артиллерия, уничтожавшая целые кварталы. Сопротивление рабочих доилось четыре дня, но к вечеру 26 июня восстание было подавлено. В городе начались расправы. 11 тыс. чел. было расстреляно без суда и следствия. Более 4,5 тыс. рабочих за участие в восстании были сосланы на каторжные работы в заморские колонии.

Июньское восстание парижских рабочих стало переломным моментом в ходе революции 1848г. во Франции, после чего она резко пошла на спад. После подавления восстания Учредительное собрание избрало главой правительства генерала Кавеньяка. В Париже сохранялось осадное положение, революционные клубы были закрыты. По требованию предпринимателей Учредительное собрание отменило декрет о сокращении рабочего дня на 1 час, распустило национальные мастерские в провинции. В то же время декрет о 45-сантимном налоге на собственников и арендаторов земли оставался в силе.

В ноябре 1848г. Учредительное собрание приняло Конституцию Второй республики. Конституция не гарантировала право на труд, обещанное после Февральской революции, но провозглашала основные гражданские права и свободы. После подавления Июньского восстания французская буржуазия нуждалась в сильной власти, способной противостоять революционному движению. С этой целью была введена должность президента, наделенного чрезвычайно широкими полномочиями. Президент избирался на 4 года и был полностью независим от парламента: он сам назначал и снимал министров, высших чиновников и офицеров, командовал вооруженными силами и руководил внешней политикой.

Законодательная власть предоставлялась однопалатному парламенту - Законодательному собранию, которое избиралось на три года и не подлежало досрочному роспуску. Делая независимыми друг от друга президента и парламент, конституция порождала неминуемый конфликт между ними, а наделяя президента сильной властью, давала ему возможность расправиться с парламентом.

В декабре 1848г. президентом Франции был избран Луи Наполеон Бонапарт, племянник Наполеона I. На выборах он набрал 80% голосов, заручившись поддержкой не только буржуазии, стремившейся к сильной власти, но и части рабочих, которые голосовали за него, чтобы не прошла кандидатура генерала Кавеньяка. За Бонапарта проголосовали и крестьяне (самый многочисленный слой населения), верившие; что племянник Наполеона I будет так же защищать интересы мелких землевладельцев.

Став президентом, Бонапарт ужесточил политический режим. Республиканцы были изгнаны из государственного аппарата, а большинство мест в избранном в мае 1849 г. Законодательном собрании получили монархисты, объединенные в «Партию порядка». Спустя год Законодательное собрание приняло новый избирательный закон, который устанавливал трехлетний ценз оседлости. Около 3 млн. человек было лишено избирательных прав.

Бонапартистский переворот 1851 г. Установление Второй Империи.

В правящих кругах Франции росло разочарование парламентской системой, усиливалось стремление к твердой власти, которая оградила бы буржуазию от новых революционных потрясений. Прибрав к рукам полицию и армию, 2 декабря 1851 г. Луи Наполеон Бонапарт совершил государственный переворот. Законодательное собрание было распущено, а политические деятели, враждебные президенту, арестованы. Сопротивление республиканцев в Париже и других городах было подавлено войсками. Одновременно, чтобы успокоить общественное мнение, президент восстановил всеобщее избирательное право.

Государственный переворот позволил Луи Бонапарту полностью захватить власть в стране. После проведенного плебисцита 2 декабря 1852 г. президент провозгласил себя императором Наполеоном III.

За восстановление империи проголосовало 8 млн. французов.

В стране был установлен режим личной власти императора.

Парламент, состоящий из Законодательного корпуса, не имевшего права законодательной инициативы, и Сената, назначавшегося императором, не обладал реальными полномочиями. На основе предложений императора законы разрабатывал Государственный совет. Заседания палат парламента проходили негласно, отчеты о них не публиковались. Министры назначались лично императором и были ответственны только перед ним.

Печать находилась под контролем цензуры, газеты закрывались за малейшую провинность. Республиканцы, даже умеренные, были вынуждены эмигрировать из Франции. Для защиты интересов крупных собственников Наполеон III усиливал чиновничество, армию, полицию. Возросло влияние католической церкви.

Бонапартистский режим опирался на крупную промышленно-финансовую буржуазию и пользовался поддержкой значительной части крестьянства. Особенность бонапартизма как формы правления состоит в сочетании методов военно-полицейского террора с политическим лавированием между различными социальными*Группами. Опираясь в идеологическом отношении на церковь, бонапартистский режим пытался выдавать себя за общенациональную: власть.

Правительство поощряло предпринимателей, и в годы Второй империи (1852-1870) во Франции завершился промышленный переворот.

Прийдя к власти, Наполеон III заявил, что Вторая империя будет мирным государством, но на деле все 18 лет своего правления проводил завоевательную внешнюю политику. В эти годы Франция участвовала в Крымской войне с Россией, в союзе с Сардинским королевством - в войне против Австрии, вела захватнические колониальные войны в Мексике, Китае и Вьетнаме.

Революция в Германии и ее поражение.

Социально-экономическое и политическое развитие Германии в 30-40-е годы XIX в. показало, что без устранения унаследованных от средневековья остатков феодализма, без ликвидации политической раздробленности страны дальнейший ее прогресс невозможен.

Либеральная буржуазия германских государств требовала созыва общегерманского парламента и уничтожения юнкерских привилегий. Левое, радикальное крыло оппозиции призывало к уничтожению сословных различий, провозглашению республики и улучшению материального положения неимущих слоев населения.

Усиление оппозиционности буржуазии и одновременный рост активности трудящихся в конце 40-х годов свидетельствовали о быстром обострении политического положения. Известие о том, что во Франции провозглашена республика, только ускорило неминуемый революционный взрыв.

В соседнем с Францией Бадене демонстрации начались уже 27 февраля. В петиции, поданной либералами и демократами в парламент, говорилось о свободе печати, собраний, введении суда присяжных, создании народной милиции и о созыве общегерманского национального парламента. Герцог Леопольд был вынужден принять большинство этих требований и ввести в правительство либеральных министров. Приблизительно так же развивались события в марте 1848 г. и в других небольших государствах Западной и Юго-Западной Германии. Всюду напуганные монархи вынуждены были идти на уступки и допускать к власти деятелей оппозиции.

Вскоре народные волнения охватили и Пруссию. 3 марта рабочие и ремесленники, вышедшие на улицы Кельна, окружили ратушу и потребовали немедленного проведения демократических реформ. Из Кёльна движение быстро распространилось на восток и 7 марта достигло прусской столицы. С этого дня на улицах и площадях Берлина не прекращались демонстрации, перешедшие с 13 марта в кровавые столкновения демонстрантов с войсками и полицией.

18 марта прусский король Фридрих Вильгельм IV дал обещание ввести конституцию, объявил об отмене цензуры и созыве парламента. Но столкновения демонстрантов с войсками продолжались и 18 -19 марта переросли в баррикадные бои по всему Берлину. Повстанцы - рабочие, ремесленники, студенты заняли часть города и 19 марта король был вынужден отдать приказ о выводе войск из столицы.

Тогда же было сформировано новое правительство, во главе которого были поставлены представители либеральной оппозиции Камгаузен и Ганземан. Берлинские бюргеры создали гражданскую гвардию и взяли на себя охрану порядка в городе. 22 мая в Берлине было созвано Учредительное собрание Пруссии, которое должно было принять Конституцию государства.

В мае 1848 г. во Франкфурте-на-Майне начал работу общегерманский парламент, избранный на основе всеобщего избирательного права населением всех германских государств. Большую часть его депутатов составляла либеральная буржуазия и интеллигенция (в том числе 49 профессоров университетов). На заседаниях парламента обсуждался проект единой для всех германских государств конституции, дискутировался вопрос о будущем Германии, о «великогерманском» (с участием Австрийской империи) или «малогерманском» (без Австрии) вариантах объединения страны.

Но Франкфуртский парламент не стал общегерманской центральной властью. Избранное им правительство не имело ни средств, ни полномочий для проведения какой-либо политики. Реальная власть оставалась в руках отдельных германских монархов, которые отнюдь не собирались отказываться от своих суверенных прав. Стихийные и разрозненные выступления могли напугать правящие классы, но не обеспечить победу революции. Кроме того, угроза растущего рабочего движения все более склоняла бюргеров к компромиссу с дворянством и монархией. В Пруссии после подавления попытки восстания берлинских рабочих король уже в июне 1848 г. отправил в отставку либеральное правительство Кампгаузена, а вскоре пало и следующее - либерала Ганземана. Осенью у власти уже вновь находились реакционеры, подталкивавшие короля к разгону Учредительного собрания.

В декабре 1848г. Собрание было распущено, а вслед за этим введена в действие дарованная королем конституция. Она сохраняла обещанные в марте свободы, но давала право монарху отменять любой закон, принятый ландтагом (парламентом). В мае 1849 г. в Пруссии был принят новый избирательный закон, разделивший избирателей на три класса по размерам уплачиваемых налогов. Причем каждый класс избирал равное число выборщиков, которые, в свою очередь, открытым голосованием избирали депутатов в нижнюю палату парламента. Спустя год этот закон вошел составной частью в новую, дарованную королем, конституцию, сменившую Конституцию 1848 г. Тем временем в марте 1849 г. Франкфуртский парламент принял имперскую Конституцию. Она предусматривала установление в Германии наследственной императорской власти и создание двухпалатного парламента. Особое место в конституции занимали «Основные права немецкого народа». Они устанавливали равенство всех перед законом, отменяли привилегии и титулы дворянства. Одновременно немцам впервые в истории гарантировались основные гражданские права и свободы - неприкосновенность личности и частной собственности, свобода совести, печати, слова и собраний. Отменялись также все «отношения крепостничества», хотя поземельные повинности крестьяне должны были выкупать.

Таким образом, консерваторам при поддержке либералов удалось закрепить в конституции монархический принцип вопреки требованиям немногих демократов, настаивавших на создании единой демократической республики. Франкфуртский парламент, в котором одержала верх «малогерманская ориентация», постановил передать императорскую корону прусскому королю. Но тот решительно отказался принять ее из рук созданного революцией собрания. В свою очередь, монархи германских государств заявили, что отказываются признать власть создаваемых на основе конституции центральных органов.

Республиканцы и демократы предприняли попытку защитить конституцию и воплотить ее в жизнь. В мае - июне 1849 г. они подняли восстания в защиту конституции в Саксонии, Рейнской области, Бадене и Пфальце. Однако, все они были подавлены, причем в Бадене и Пфальце в подавлении восстаний участвовали прусские войска.

Революция в Германии потерпела поражение и не достигла своей основной цели - национального объединения страны. В отличие от Французской революции конца XVIII в., она осталась незавершенной: не привела к ликвидации монархии и других пережитков средневековья. Тем не менее, многие пережитки феодализма были уничтожены. В Пруссии и других германских государствах действовали конституции, обеспечивавшие населению основные гражданские права и свободы.

Национальное объединение Германии демократическим путем не осуществилось. На смену ему выдвигался другой путь объединения, в котором ведущую роль играла прусская монархия.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.