Инициативная, самостоятельная деятельность, направленная на получение прибыли в условиях рыночной экономики
Процесс поиска новых возможностей для бизнеса, использование новых технологий и новых сфер вложения капитала, преодоление старых стереотипов и границ
Ст. 2 ГК РФ «Предпринимательство – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельности, направленная на систематическое получение прибыли… лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке»
Классификация предпринимательской деятельности:
По субъектам хозяйственной деятельности
Юридические лица
Физические лица
По целям деятельности
Коммерческая
Некоммерческая
По назначению (вид деятельности)
Производственная, торговая, посредническая, финансовая, информационная и т. д.
По количеству собственников
Индивидуальная
Коллективная
По числу занятых, по объёму продаж
Малая (до 100 чел.)
Средняя (от 100 до 500 чел.)
Крупная (более 500 чел.)
Финансирование – это обеспечение финансовыми ресурсами (денежными средствами).
Амортизация – это стоимость замены изношенного оборудования.
Коммерческая организация
Фирма (это хозяйственная характеристика)
Предприятие (это производственно-технологическая характеристика)
Юридическая форма (это правовая характеристика)
Основные и оборотные средства;
Баланс;
Платежеспособность
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности:
Индивидуальное предпринимательство (ИЧП) с 16 лет
Предприниматель без образования юридического лица (ПБОЮЛ)
Хозяйственное общество с единственным участником (в форме общества с ограниченной ответственности)
Коллективное предпринимательство
Хозяйственные товарищества
Полное товарищество
Командное товарищество (товарищество на вере)
Общество с ограниченной ответственностью (ООО)
Общество с дополнительной ответственностью (ОДО)
Акционерное общество (АО)
Открытое акционерное общество (ОАО)
Закрытое акционерное общество (ЗАО)
Производственные кооперативы (артель), объединение граждан (физических лиц)
Государственное и муниципальное предпринимательство
Унитарные (неделимые на доли) предприятия – государственные (ГУП) и муниципальные (МУП)
Малый бизнес – это область деятельности предпринимателя
Признаки малого предприятия
Определённое количество работников
Обычно безцеховая структура
Доля участия государственных, общественных и религиозных организаций, а также крупных предприятий в уставном капитале не превышает 25%
Ограниченное разделение труда: владелец, работник и управляющий – одно лицо, работники многопрофильные, профессии совмещенные
Малое предпринимательство:
Достоинства
Недостатки
-Более мобильны;
-Не требуются крупные инвестиции;
-Низкая себестоимость продукции;
-Небольшой аппарат управления;
-При единоличном владении собственник сам себе хозяин и владелец прибыли
-Большая вероятность риска, неудач, банкротство;
-Ограниченность капитала и возможностей привлечения дополнительных средств;
-Очень зависит от колебаний рынка;
-Отсутствие квалифицированных управляющих;
-При единоличном владении все долги и проблемы ложатся на плечи собственника
Фермерство – это высокоэффективная модель агробизнеса.
Крестьянское (фермерское) хозяйство – это объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность, основанную на их личном участии.
Выручка – Затраты (издержки) = прибыль;
Выручка от продаж – это объём продаж произведенной продукции (т. е. реализованная продукция).
Затраты фирмы по видам ресурсов
Бухгалтерские, т. е. явные затраты
Экономические (общие), т. е. явные и неявные затраты (явные + неявные)
Рассчитываются как стоимость внешних (покупаемых у других предприятий и граждан) ресурсов:
-Материальные затраты (топливо, сырьё, энергия, материал);
-Оплаты труда;
-Социальные нужды;
-Амортизация;
Рассчитывается как стоимость внутренних (принадлежащих самой фирме) ресурсов, не отражаемых в бухгалтерских книгах:
-Время собственника;
-Капитал собственника (помещение, оборудование);
-Зарплата собственника;
-Нормальная прибыль собственника
Несёт фирма
Несёт владелец фирмы
Показывают себестоимость продукции. Отражаются в бухгалтерском учёте фирмы
Показывает упущенную выгоду, т. е. средний доход, недополученный из-за недостаточно выгодного использования ресурсов предприятия
Основа для расчётов с государством и кредиторами
Основа для анализа состояния дел фирмы и перспектив её развития
Фондовый рынок (или рынок ценных бумаг) – это рынок, на котором проводятся операции с ценными бумагами.
Функция: мобилизация временно свободных средств предприятий и сбережений граждан для инвестирования их в экономику.
Номинал (номинальная стоимость) ценной бумаги – это величина реального вложенного капитала.
Курс – это рыночная цена ценной бумаги.
Акция и облигация – это специфический товар фондового рынка.
Акция – это ценная бумага, удостоверяющая участие её владельца в формировании средств акционерных обществ, дающая право на дивиденд (доход)
Виды акций
Обыкновеннее акции
Привилегированные акции
«Золотая акция»
-Дают право голоса в управлении АО;
-Не гарантируют фиксированный дивиденд;
-Не ограничивает уровень дивиденда
-Не дают право голоса;
-Гарантирую фиксированный минимальный доход;
-При банкротстве дают право на первоочерёдное получение доли
-Даёт обыкновенное акции право вето на общем собрании акционеров по ряду вопросов;
-Внесение изменений и дополнений в устав АО
-Ликвидация АО
Из-за значительного колебания цены акций их покупка – наиболее прибыльное и одновременно самое рискованное вложение капитала.
Облигация – это долговое обязательство с фиксированным доходом и подтверждением погашения (выкупа) в определённый срок.
Виды облигации
Корпоративные:
-Более высокий номинал;
-Надёжность разная;
-Чем ниже надёжность, тем выше доходность (и наоборот)
Государственные:
-Обычно имеют низкий номинал;
-Высоконадёжны, т. к. гарантированы государством;
-Не всегда высокодоходны
Маркетинг – это комплексная организация производственно-сбытовой деятельности фирмы, направленная на реализацию продукции с целью максимализации прибыли.
Главная задача: максимальное удовлетворение потребностей конкретных потребителей.
Рыночные исследования
Создание товаров
Формирование цены
Реклама
Сбыт товара
Сбор информации
Постановка конкретных задач
Оперативная деятельность
Успешный маркетинг: качество товара, цена товара, реклама товара.
Менеджмент – это система управления производственно-коммерческой деятельностью в целях повышения эффективности производства т увеличения прибыли.
Менеджер – это высокопрофессиональный наёмный управляющий, организатор производства.
Основные функции менеджмента:
-Принятие и реализация решений;
-Планирование производства;
-Организация рабочего процесса;
-Контроль и учёт материальных и финансовых ресурсов.
Главная задача менеджера – это обеспечить практическую реализацию идей предпринимателя.
С эффективностью менеджмента тесно связаны успехи и неудачи фирмы. Если предприятие работает плохо и нерентабельно, его хозяин меняет не рабочих, а менеджеров.
Предприниматель
Менеджер
Источник идей и финансов, хозяин дела
Повторяет известное, принимает новые решения в неожиданных ситуациях, по-новому решает возникшую проблему
Принимает принципиальные решения по всем основным направлениям деятельности фирмы, рисует, т. е. берёт на себя экономическую и правовую ответственность за принятие решений и результаты деятельности
Организатор бизнеса, организатор-исполнитель, организует процесс производства и деятельность персонала, направленная на достижение высоких результатов и максимальное получение прибыли
Независим, имеет широкое поле деятельности
Ориентирован на фирму, её стратегию, планы, основные цели, миссию
Строит деятельность на основе ноу-хау и личном предпринимательском таланте
Строит деятельность, используя личною квалификацию, знания, умения