Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

III Духовная жизнь общества



Культура духовная и материальная

Культура
Широкое значение Узкое значение
Это всё, что создано человеком (обществом) в результате физического и умственного труда Это нравственное состояние человека (общества), определяемое материальными условиями жизни и выражаемое в его быте, воспитание, в достижениях науки, искусства, литературы

Культура – это духовные и материальные ценности, созданные человеком.

Культура
Духовная Материальная
Это духовная деятельность и её результаты Это материальное производство и его результаты
Связаны
Ценностный подход Деятельный подход
Культура как итог всего многообразия деятельности человека, как мир ценностей человека (т. е. совокупность материальных и духовных ценностей, значимых для конкретного общества) Культура как специфический способ жизнедеятельности человека (т. е. способ бытия человека в мире)
     

Формы культуры:

Элитарная (высокая) Народная Массовая (популярная)
Сложная по содержанию и трудная для восприятия; адресована узкому кругу профессионалов и привилегированной части общества Создаётся неизвестными творцами – непрофессионалами; адресована народу Адресована всем, без различия классов, наций, пола, т. е. массам в обществе потребителя
Картина Пикассо, фильмы Тарковского Частушки, танцы, сказки Телевиденье, поп-музыка

Духовная культура:

-Результат духовной деятельности (духовного творчества) людей;

-Существует в сознании человека;

-Связана с материальной культурой.

Духовная деятельность – это сочетание производства и потребления духовных ценностей.

Духовные ценности: картины, музыка, научные открытия, учения, церемонии, ритуалы, мифы, идеи, знания, обычаи, традиции, язык, навыки, нормы и идеалы, образцы деятельности и поведения, гипотезы, верования, социальные идеи, ценностные ориентации.

Духовные ценности производиться для потребления, т. е. удовлетворения духовных потребностей.

Сохранение духовных ценностей
музей Библиотека Архив Образование СМИ Интернет

Искусство

Искусство
Узкое значение Широкое значение
Это одна из форм общественного сознания и специфическая духовно-практическая деятельность по освоению мира Это высокий уровень мастерства в любой сфере деятельности, указывает на красоту и совершенство её продукта

Главная задача искусства не в создании красоты ради эстетического удовольствия, а в образном освоение деятельности.

Функции искусства
Повествовательная, познавательно-эвристическая Это знание и просвещение
Информационно-коммуникативная Это общение, обобщение, сообщение
Концептуально-рефлекторная Это философско-эстетический и художественно-эстетический анализ и диагноз состояния мира
Прогностическая, футурологическая Это предвосхищение, предсказание
Общественно-преобразующая Это духовно-практическая деятельность
Интеллектуально-нравственная Это фактор развития личности, её ценностно-смысловых ориентиров
Эстетическая Это развитие способностей художественного восприятие и творчества
Гедонистическая Это наслаждение
Психологическое воздействие на подсознание человека Это воображение, внушение, гипноз

В отличие от науки отражает действительность не в понятиях, а в художественных образцах.

Художественные образцы
Пространственные (что видим) Временные (что слышим) Пространственно-временные
-Архитектура; -Скульптура; -Живопись, графика; -Фотографии; -Устное творчество; -Музыка.   -Литература; -Театр; -Кино; -Цирк;
Различные виды искусства взаимосвязаны между собой

Стили в искусства Запада:

Романский X - XIII В архитектуре простота, строгость и массивность. Находилось под влиянием античного, сирийского и арабского искусства.
Готический XIII - XVI Зодчество характеризуется стрельчатыми сводами на рёбрах, обилием каменной резьбы и скульптурных украшений.
Барокко XVI – XVIII В архитектуре роскошная причудливая пластика, динамизм и слитность текучих, криволинейных форм.
Рококо XVIII В архитектуре преимущественно орнаментальная, декоративная направленность – пышно оформленные интерьеры с относительной строгостью внешнего облика.
Классицизм XVII - XIX Обращение к образам и формам античной литературы и искусства как к эталону.
Сентиментализм XVIII - XIX В литературе, музыке, живописи главное познание и творчество.
Романтизм XIII - XIX Характеризуется возвышенными устремлениями и идеалами, мечтательностью.
Реализм XIX – XX Достоверность в воспроизведении действительности без искажения и приукрашивания.
Импрессионизм XIX Стремление передать непосредственное впечатление от окружающей среды живописными средствами.
Модерн XIX – XX Стремление к внешней декоративности с обилием кривых линий и нагромождением декоративных элементов.
Авангард XX Художественное направление, объединяющее все новейшие, экспериментальные взгляды, концепции, течения, школы.

«Искусство есть такая же потребность для человека, как есть и пить» (Ф. И. Достоевский);

«Искусство – это мышление в образах» (В. Г. Белинский).

Религия

Первоначальные формы религии
Фетишизм Магия Анимизм Тотемизм Шаманизм Спиритизм
Поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъест. свойства Действия и обряды для сверхъест. воздействия на окружающий мир Вера в душу и в духов и их влияние на людей Вера в таинственную связь (родство) между человеческими группами и животными и растениями Вера в способность особых людей быть посредниками между людьми и духами Вера в посмертное существ. душ умерших и контакт с ними

Религия – это определённые взгляды и представления людей, соответствующие обряды и культы.

Ядром религии является вера.

Религия
Родоплеменные Национальные Мировые
  -Иудаизм; -Конфуцианство; -Синтоизм; -Буддизм; -Христианство; -Ислам;

Буддизм с VI – V вв. до н. э. в Индии:

«Будда» - просвещённый (с санскрита)

Основы вероучения: «четыре благородные истины» Будды
1.Сущность бытия (жизнь) – страдания (зло); 2.Причина страданий – желание человека (жажда жизни, удовольствий, наслаждений, счастья, власти, богатства и т. д.; 3.Для прекращения страдания надо отказаться от желаний (от всех); 4.Путь избавления от страдания: следование учению Будды о восьмеричном пути («праведное воззрение, праведное учение, праведное стремление, праведная речь, праведное поведение, праведная жизнь, праведное созерцание, праведное погружение»). Цель жизни верующего: достижение нирваны, т. е. небытия, блаженства, покоя.

Типитака (Типитака) – священная книга буддистов.

 

С I в. направления (ветви) в буддизме
Хинаяна («узкий путь спасения») Махаяна («широкий путь спасения»)
Признаёт Будду человеком, нашедший путь спасению, большое значение имеет личные усилия, упор на личное спасение через уход от мира в монашество Спастись может не только монах, но и любой мирянин; необходимость спасать других, активная проповедническая деятельность, превращение Будды в божество, усложнение обрядности
Шри-Ланка, Юго-восточная Азия Средняя Азия, Дальний восток

Ислам с VII в. в Аравии:

Ислам – покорность (с арабского);

Мусульмане – последователи ислама;

Муслим – верный (с арабского);

Магометанство – устаревшее название мусульманства;

Коран – главная священная книга мусульман;

Города Мекка и Медина – самые святые места.

Бог – аллах;

Пророк – Мухаммед (Магомет);

Основные вероучения: «пять столпов культа»
Вера в единство Бога и пророчество «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник его» Обязательная молитва (салам, намаз), совершаемая пять раз в день в определённое время Пост (саум, ураза) в течение месяца по лунному календарю (рамадан) Налог в пользу бедных и неимущих (закят) Паломничество в Мекку (хадж) к храму Кааба

Наиболее тяжкие грехи: ростовщичество, пьянство, азартные игры, супружеская неверность.

Основные течения ислама: Сунниты (суннизм), Шииты (шиизм), Хариджиты, имамиты, исмаилиты, друзы, алавиты, исамиты, зейдиты, суфиты, ваххабиты.

Христианство с I в. в Палестине и др. восточных провинциях Римской империи:

Триединый Бог (один в трёх лицах): Бог-отец, Бог-сын, Бог-Святой Дух .

Библия – свод книг священного писания;

Ветхий Завет – первая часть библии (39 книг);

Новый завет – вторая часть библии (27 книг);

Евангелие – главные книги Нового Завета, ранние христианские писания о жизни Иисуса Христа и его учении (от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна);

Нравственные заповеди христианства:

-«Почитай отца и мать»

-«Не убивай»

-«Не прелюбодействуй»

-«Не кради»

-«Не произноси ложного свидетельства»

-«Не желай ничего, что у ближнего твоего»

Основные аспекты Православие Католичество
Организация церковь Автокефальная (самовозглавляемая, самостоятельная) Централизованная
Глава Патриарх (у каждой церкви свой) Папа Римский (единый для всех католиков)
Отношение с государством Цезарпапизм (государь выше патриарха, т. е. свыше светская власть выше) Папоцецаризм (Папа Римский выше государя, т. е. духовная власть выше)
Богопознания (ощущение Бога) Бог отделён от мира, непознаваем и неописуем; он и конечен, и бесконечен, он таинственен Бог познаваем (т.е. сошёл на землю); Бога можно описать словами
Главный праздник Пасха (конец земной жизни и начало небесной) Рождество (начало земной жизни)

Атеизм – это система взглядов и убеждений, отрицающая существование Бога, каких-либо сверхъестественных сил, существования религии вообще.

Формы атеизма (формы критики религии)
Межконфессиональная Свободомыслие
Это в рамках своей религии критикуется «чужая», «неправильная» религия Это свободная критика религии на основе человеческого разума

Свобода совести – это право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (т. е. быть атеистом)

Основа философии

Философия (с греч. любовь к мудрости) – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Философия как наука зародилась в Древней Греции, этому способствовало:

-Личная свобода граждан;

-Свобода от физического труда;

-Свобода от власти аристократии.

Основной вопрос философии: отношение сознания к материи, духа к природе, мышление к бытию.

Материальными называют те явления, которые существует объективно, т. е. независимо от человека.

Бытие – это философское понятие, которое употребляют для обозначения природы, материи, внешнего мира, в отличие от сознания и мышления.

Идеальное, духовное – это то, что существует в сознании человека, составляет область его психической деятельности (мысли, чувства).

Название направления Учёные-философы Что первично Решение основного вопроса философии. Познаваем ли мир?
Материализм – это учение, рассматривающее мир как материальное целое, видящее основу всего в материи Фалес, Гераклит, Демокрит, Эпикур, Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Д. Локк, Д. Дидро, Л. Фейербах, К. Маркс Материя, природа Мир познаваем
Идеализм – это учение, рассматривающее, что сознание, мышление, психическое, духовное первично и лежит в основе сущего Д. Беркли, Д. Юм, И. Фихте, Ф. Ницше Дух, идея, сознание Нет, мир не познаваем
Объективный Платон, Ф. Аквинский, Г. Лейбниц, Г. Гегель, Ф. Шеллинг Да, мир познаваем через познание абсолютной идеи, мирового разума

Агностицизм – это учение, отрицающее возможность познания мира.

Агностика – это приверженцы агностики.

Содержание любой философии определяется не только решением вопроса «Что первично?», но и методом философии, т. е. способами, приёмами теоретического исследования и практического действия при достижения цели.

Два основных метода мышления и познания:

Метафизика – это особый метод познания, когда отрицаются противоречия, а мир постоянен, устойчив.

Диалектика материалистическая – это учение о всеобщей связи и развитии природы, общества и мышления, а также метод познания и преобразования мира.

Какой метод более правильный?
Метафизика предпочитает количественные характеристики предметов и явлений Диалектика предпочитает качественные характеристики предметов и явлений

Материя – это объективная реальность, данная человеку в ощущениях, существующая бесконечно и вечно. Объективные идеалисты, соглашаясь с этими определением материи, добавляют следующее: материя – это объективная реальность, данная человеку свыше в ощущениях.

Формы существования материи
Движение (способ существования материи) Пространство Время
Это изменение объектов, их свойств и отношений Это протяжность и месторасположенность объектов мира Это длительность и последовательность существования объектов и их свойств
-Абсолютно; -Вечно; -Существует всегда Материя существует только в движении -Трёхмерно (три измерения: длина, ширина, высота); -Одномерно (равноправие всех его точек); -Изотропно (равноправие всех его направлений); -Бесконечно (нет начала и конца) -Одномерно (от прошлого к будущему); -Однородно (равноправие всех моментов времени); -Необратимо (течет только вперёд); -Вечно (нет начала и конца)
Объективны и всеобщи

«Всё течет, всё изменяется» (Гераклит)

Образование

Образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства… (из ФЗ РФ «Об образовании»)

Образование
Как система знаний об основах наук, традициях и навыках, необходимых для их применения в практической деятельности Как система учебных заведений, обеспечивающих допрофессиональное и профессиональное обучение, и воспитание детей, подростков и взрослых, проводящих переобучение и повышение квалификации специалистов

Образование как социальный институт общества оформилось в XII – XV вв.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ.

Концепция непрерывного образования в сложном современном изменяющемся мире: образование следует за человеком всю жизнь, составляет неотъемлемую часть его образа жизни.

Основной путь получения образования – обучение в учебных заведениях.

Функции образования
Профессионально-экономическая -Воспроизводство рабочей силы различной квалификации; -Переподготовка и повышение квалификации кадров; -Участие образовательных учреждений в повышении производительности труда и создании новых технологий
Социальная -Социализация и воспитание личности; -Институт образования – это один из основных каналов социальных перемещений
Культурно-гуманистическая -Обучение новых поколений знаниям, навыкам, умениям, социально-культурному опыту, необходимым для их вступления в жизнь; -Участие института образования в производстве новых знаний; -Использование личностью достижений культуры для формирования и развития своей творческой деятельности
Политико-идеологичес-кая -Государственное регулирование деятельности институтов образования во избежание политических, научных, религиозных и прочих разногласий; -Контроль со стороны государственных институтов; -Формирование в учебных заведениях политической и правовой культуры личности данного общества

Формы образования: очное, очно-заочной (вечернее), заочная, самообразование, экстернат, семейное образование.

Принципы образования
Принцип гуманизации Принцип гуманитаризации Принцип интернационализации
Большее внимание общества у личности, её психологии, интересам; сосредоточений усилий на нравственном воспитании человека; изменение отношений между учащимся и преподавателями, переход от объект-субъективных отношений к субъект-объективным Усиление внимания общества к изучению социально-гуманитарных дисциплин, имеющих первостепенное значение в жизни и деятельности современного человека Создание единой системы образования для разных стран, т. е. обеспечение совместимости различных форм и систем обучения, проведение более активного обмена учащихся

Система образования РФ:

Дошкольное   Ясли, детсад
Общее Начальное (1 – 4 класс) Общеобразовательная школа
Основное (5 – 9 класс)
Среднее (10 – 11 класс)
Профессиональное Начальное (НПО) ПТУ, лицей, училище
Среднее (СПО) колледж, техникум
Высшее (ВПО) университет, академия, институт
Послевузовское

Наука и НТР

Признаки науки
Предмет изучения Системность знаний Специфические методы познания, связанные с сущностью предмета изучения

Наука – одна из форм духовной культуры.

Функции современной науки
Культурно-мировоззренческая Определяет мировоззрение, которое превращает в составную часть культуры
Непосредственная производительная сила общества Наука – это мощный катализатор процесса непрерывного совершенствования производства
Начинает выступать в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития и управления обществом Данные науки используются для разработки социально-экономических программ

Классификация наук:

Точные науки Технические науки Естественные науки Гуманитарные науки
Это науки о числах и количественных отношениях Это науки о технике и механизмах Это науки о природе Это науки об обществе
Математика, информатика Техника, металловеденье, физика Химия, биология, география, экология, генетика История, политология, эстетика, этика, экономика, социология

По направленности и по непосредственному отношению к практике:

Фундаментальные науки Прикладные науки
Изучают «в чистом виде» законы, управляющие поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления Служат для непосредственного применения результатов фундаментальных наук, для решения познавательных, производственных и социально-практических задач

Исторически наука возникла из практики и развивается на её основе.

Главный двигатель развития науки – общественные потребности, и прежде всего потребности материального производства.

Возникновение и становление науки
Возникновение элементов научного знания (преднаука) IV тыс. до н. э. Общества Древнего Востока (Шумер, Египет, Китай, Индия)
Возникновение науки (возникновение первых теоретических систем – Фалеса, Демокрит) VI в. до н. э. Античность (Древняя Греция)
Оформление науки как социального института: в Европе первые научные общества и академии, начало издания научных изданий. XVI – XVIII вв. Европа
Новый способ организации науки: в Европе крупные научные институты и лаборатории с мощной технической базой. XIX – XX вв. Европа, США, Япония

Самые глубокие открытия в наше время можно сделать либо на стыке наук, либо на стыке их переплетения.

Дифференциация Интеграция
Это расчленение, дробление традиционных наук на все новые и новые ветви и направления Это объединение наук, возникновение новых научных дисциплин, синтезирующих в себе достижения двух и более наук, ранее не известных
Пример: из биологии выделились генетика, экология, эволюционная теория, микробиология, физиология и т. д. Пример: физическая химия, химическая биология, биологическая механика, кибернетика, бионика и т. д.

Наука и общество:

Наука создаёт картину мира (НКМ)
Представления человека о природе Представление человека об обществе Представления человека о самом человеке и его месте в природе и обществе
Создаёт искусственную природу - техносферу Создаёт и изменяет идеологию, политику, социальный порядок Формирует человека через образование, основанное на науки

Современная наука составляет важнейший компонент научно-технической революции (НТР), её движущую силу.

НТР – это коренные сдвиги в системе научного знания и в технике, неразрывно связанные с историческим процессом развития человечества.

Этапы развития
50-е годы XX в. Начало НТР, появление самого термина
60 – 70-е годы – 1 этап Автоматизация производственных процессов: появление ещё одного звена в машине, осуществляющего непосредственный контроль за её работой
С конца 70-х годов – 2 этап Компьютерная (микропроцессорная, информационная) революция: успехи в электронике (размер, мощность, лёгкость, энергоёмкость, удешевление)

Достижения НТР:

Применение роботов (автоматически управляемых машин)
Использование принципиально новых материалов с заданными свойствами (пластмассы, искусственные волокна)
Внедрение в производство ультразвуковых и других методов обработки
Использование новых видов энергии
Использование лазеров в технике
Освоение космоса

Но: бороться с вредными последствиями НТР можно только с помощью самой НТР.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.