Возраст с 12 до 18 лет называют старшим школьным, а период от 12 до 16 лет периодом полового развития ребенка или пубертатным периодом. Это очень важный этап в развитии человека и формировании его репродуктивной функции. Часто его называют переходным возрастом, и это справедливо, т.к. ребенок находится в промежуточном состоянии между детством и взрослой жизнью, как с физиологической, так и с психологической точки зрения (еще не взрослый, но уже не ребенок). Естественно, что проблем у детей подросткового возраста больше, чем в любом другом, за исключением, пожалуй, периода новорожденности.
Надо сказать, что сроки наступления пубертатного периода очень вариабельны и зависят:
Наследственных особенностей (сроки полового развития у однополого родителя)
Национальности ребенка и климатической зоны проживания (у представителей южных народов сроки полового развития наступают раньше, кроме того, на них влияет солнечная активность)
Состояние здоровья и условия жизни (соответствие характера питания, физической и умственной нагрузки на организм его потребностям и возможностям, наличие хронических заболеваний, значимо отражающихся на физическом и нервно-психическом развитии ребенка)
В Северо-Западном регионе РФ периодом полового развития ребенка считается у девочек возраст 12-15 лет, у мальчиков – 13-16 лет (у девочек начало полового развития наступает раньше, чем у мальчиков). Следует отметить, что у 2/3 детей подросткового возраста их паспортный возраст не соответствует биологическому. Это является особенностью развития организма в данном возрастном периоде (вспомните юношу из романа Л.Н.Толстого «Юность», которому 15 лет и подростка из романа Ф.М.Достоевского «Подросток», которому 20 лет).
Для физического развития детей подросткового возраста характерны большие ростовые прибавки (скачек в росте), причем вначале активно растут дистальные отделы, а затем проксимальные (стопы, голень, бедро), поэтому визуально ребенок подросткового возраста (чаще мальчики) может выглядеть неуклюже.
У детей меняется фигура: у девочек идет отложение подкожно-жировой клетчатки по женскому типу – бедра, живот, у мальчиков – прирост мышечный массы спины и плечевого пояса.
Многие дети испытывают психологические проблемы, связанные с изменением своей внешности и фигуры («синдром гадкого утенка», дисморфофобия, неврогенная анорексия).
В старшем школьном возрасте анаболические процессы значимо преобладают над катаболическими, идет активный синтез белка, окончательное строительство организма.
Половое развитие ребенка связано с перестройкой в деятельности эндокринной системы. До 9-10 лет у ребенка количество женских и мужских половых гормонов в крови примерно одинаково.
После 9 лет у девочек и 10 лет у мальчиков постепенно женские и мужские половые железы начинают вырабатывать все большее количество эстрогенов и тестостерона, что и обуславливает половое развитие ребенка. Очень степень его развития и соответствие по срокам с возрастными нормами мы может по вторичным половым признакам:
Вторичный половой признак
Девочки
Мальчики
Оволосение лобка P
12-13 лет
13-14 лет
Оволосение подмышечных впадин Ax
13-14 лет
14-15 лет
Увеличение молочных желез Ma
С 12 лет
Становление менструальной функции Me
С 13 лет
Мутация голоса V
С 12 лет
Рост надгортанника («кадык»)L
12-13 лет
Под влиянием выработки половых гормонов активизируется деятельности потовых и сальных желез (повышенная потливость, угревая сыпь, перхоть).
сроки полового развития ребенка очень индивидуальны, но мы будет говорить о необходимости консультации у эндокринолога и о задержке полового развития, если при осмотре ребенка не обнаруживаем, ни одного вторичного полового признака у девочки старше 13 лет, у мальчика старше 14 лет и о преждевременном половом развитии, если при осмотре обнаруживаем, хотя бы один вторичный половой признак у девочки моложе 8 лет и у мальчика младше 9 лет.
физиологические пограничные состояния подросткового периода:
- нарушение овариально-менструального цикла у девочек
- латентная дефицитная анемия
- нарушения осанки, сна и прочее
У детей подросткового возраста снижена работоспособность, (быстрая утомляемость, дневная сонливость), они с трудом выдерживают длительные физические и умственные нагрузки. Об этом необходимо помнить всем, кто работает и общается с детьми старшего школьного возраста: родители, учителя, медицинские работники (они не ленятся, они устают).
В подростковом возрасте так же резко снижается иммунитет, дети чаще болеют инфекционными заболеваниями (многие хронические инфекционные заболевания взрослого уходят своими корнями в частые рецидивирующие инфекции подросткового периода).
Старший школьный возраст – период социализации личности ребенка, формирования собственных моральных принципов и нравственных убеждений, определение жизненных целей и поиск своего места в обществе
Период полового развития – это и период психосексуального развития подростка, т.е. окончательного восприятия себя в роли мужчины или женщины
Частыми проблемами пубертатного периода являются
Ø нарушения сна (бессонница),
Ø аппетита (анорексия),
Ø депрессивные состояния (30% причин смерти лиц 16-19 лет – это суицид),
Ø формирование вредных привычек (табакокурение, прием алкоголя, наркотиков) – «за кампанию».
Обычно сексуальная активность подростков носит еще игровой характер, но может завершиться
Ø нежелательной беременностью,
Ø абортом,
Ø заболеванием половой сферы,
Рекомендации детям подросткового возраста для сохранения и укрепления здоровья и нормального развития:
Рациональный распорядок дня: сон не менее 10 часов в сутки (желателен дневной сон 1-2 часа), смена физических и умственных нагрузок, ежедневное пребывание на свежем воздухе, занятие физкультурой не менее 1 часа
Калорийность суточного рациона подростка должна быть выше, чем у взрослого, который занимается умственным трудом (50-52 ккал/кг/сут), белок должен составлять 50-60% от общей калорийности, пища разнообразная, богатая витаминами, 4-х разовое питание
Тщательное соблюдение личной гигиены – ежедневный душ, смена нижнего белья, использование дезодорантов, специальной косметики для ухода за кожей лица (профилактика угревой сыпи)
Закаливание
Благоприятная психологическая среда обитания подростка, активный и интеллектуально и эмоционально насыщенный досуг, профилактика формирования вредных привычек
Регулярные профилактические осмотры и обследования для оценки развития и выявления отклонений в состоянии здоровья на ранних стадиях
Витаминопрофилактика
Контроль за графиком спортивных тренировок и условиями работы подростков
Возможные проблемы ребенка и его родственников:
1. Отставание в физическом развитии или избыток веса из-за нерационального питания
2. Дефицит двигательной активности
3. Чрезмерная двигательная активность
4. Дефицит знаний у ребенка и его родственников о рациональной организации физических и умственных занятий ребенка, правильной организации распорядка дня, рациональном питании
5. Отставание в половом развитии
6. Задержка полового развития
7. Дефицит знаний у ребенка и его родственников о темпах полового развития подростка
8. Нарушение осанки
9. Снижение остроты зрения
10. Проблемы, обусловленные развитием пограничных состояний: сердцебиения, боли в животе, запор и т.п.
11. Проблемы общения с родственниками, сверстниками, внутренние конфликты
12. Формирование вредных привычек
13. Дефицит знаний у ребенка и его родственников об особенностях развития организма и личности подростка
Сестринские вмешательства:
1. Информировать ребенка и его родственников о рациональном питании, организации правильного распорядка дня (смена двигательной активности и умственного труда), организации досуга, правилах проведения закаливающих мероприятий
2. Информировать родственников ребенка об анатомо-физиологических и психологических особенностях детей школьного возраста, сроках появления вторичных половых признаков
3. Рекомендации родителям ребенка по созданию в семье психоэмоционально комфортных условий для подростка
4. Организация и проведение регулярных профилактических осмотров и вакцинаций ребенка
5. Информировать ребенка и его родственников о целях проведения вакцинаций
6. Контроль за соблюдением ребенком диеты, режима, обеспечением безопасной для него внешней среды
7. Информировать родственников ребенка о признаках формирования вредных привычек и мерах по профилактики их формирования
8. Информировать ребенка о неблагоприятных для его жизни последствиях формирования вредных привычек
Контрольные вопросы по теме:
1. Расскажите об анатомо-физиологических и психологических особенностях детей младшего и старшего школьного возраста
2. Перечислите вторичные половые признаки и сроки их появления
3. Назовите наиболее актуальные психологические проблемы подросткового периода
4. Расскажите о роли медсестры в организации рационального питания, распорядка дня, профилактике формирования вредных привычек и развития заболеваний у детей школьного возраста.