Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Промежуточно-процессуальном, судебном, карательном)



 

Уголовно-процессуальный закон гласит: "Задача следственных ведомств заключается в быстром и всестороннем расследовании действий, противоречащих закону, а также в проведении подготовительных мероприятий, необходимых для привлечения к ответственности лиц, совершивших преступления" (ч. 1 _ 16). Требование быстроты и всесторонности появляется и среди криминалистических критериев (тактика во время расследования), которые наполняют практическим содержанием уголовно-процессуальное право. Первостепенное значение придается так называемому erster Angriff - "первому удару"*(3), от которого зависит успех всего уголовного процесса. Достаточно вспомнить хотя бы задержание на месте преступления, привод, первичный сбор данных или неотложные действия по расследованию, как, например, осмотр места события, обыск в квартире, личный обыск, наложение ареста, взятие под стражу. Почти все из вышеупомянутых мер содержат в себе какой-то аспект, нарушающий право личности, а именно - применение в случае сопротивления ведомственного насилия или же ограничение в правах.

Среди этих мер, связанных с расследованием, задержание является той специальной формой, которая применима по отношению к любому гражданину, и в этом качестве утверждается общественной волей. Здесь опять играют свою роль необходимость и соразмерность. Злоупотреблять этим легальным насилием нельзя, после задержания нужно немедленно известить соответствующие органы и передать им задержанного. На практике в связи с этим возникает немало конфликтов, поскольку в большинстве случаев переполненный эмоциями, раздраженный потерпевший выступает в отношении виновного лица (нападавшего на него самого, родственников, имущество этих людей) в качестве судьи и исполнителя "приговора". В такой ситуации он склонен к применению чрезмерного насилия, в неоправданной мере оскорбляя действием виновного.

Применение чрезмерного насилия проявляется иногда и у членов ведомства, ведущего расследование. Пренебрегая двухсотлетней традицией презумпции невиновности, подсудимого порой подвергают огульному, нелегальному насилию. Работники органов судопроизводства объясняют это прежде всего "скрытой презумпцией виновности"*(4), "охотничьей страстью" и не в последнюю очередь наличием у них какого-то искаженного статистического взгляда на результативность своего труда.

Поскольку расследование характеризуется в первую очередь секретностью (непубличностью), ограниченностью использования защиты, множеством принудительных мер (среди них резко ограничивающее личную свободу взятие под стражу, предварительное заключение, временное принудительное лечение), этот процессуальный этап соблазнителен для тех, кто намерен злоупотреблять правом или имеет власть для этого*(5). Просматривая материалы дел о преступлениях, совершенных в Венгрии в форме оскорбления действием в официальном процессе, мы обнаруживаем, что почти все преступления по времени происходят на этапе, непосредственно предшествующем возбуждению уголовного процесса, или на начальной стадии предварительного следствия (чаще всего на милицейской). Из этого вытекает, что нелегальное насилие применяется ради достижения криминалистического и уголовно-процессуального успеха, из-за стремления раскрыть обстоятельства дела, используя отсутствие защиты*(6).

Для второго, промежуточного этапа венгерского уголовного процесса, когда прокурор, уже имея весь материал расследования, решает вопрос о дальнейшем ходе дела, и для подготовительного этапа судебного заседания, когда суд проверяет присланные ему документы, иллегальные формы насилия, наряду с легальными формами насильственных принудительных мер, нехарактерны. В этой фазе исключительно редко производятся следственные действия, а также встречи с участниками процесса, и прежде всего лично с подсудимым*(7).

На третьем этапе уголовного процесса, в фазе судебной (первая, вторая инстанция, пересмотр приговора, обжалование), совет суда и сами судьи располагают законным правом применения принудительных мер (взятие под стражу, удаление из зала заседания, привод в зал и т.п.). К кругу нелегального насилия может относиться и чересчур авторитарное судейское ведение заседания, и с большим пристрастием проведенный допрос. Здесь же стоит упомянуть о таком навязчивом, напористом поведении судьи, когда он начинает допрашивать подсудимого о причинах отказа от признания, после чего "бомбит" его вопросами по существу дела. Любая открытая и скрытая судейская инициатива, направленная на это, считается незаконным давлением на "подсудимого, находящегося в чрезвычайно невыгодном положении"*(8).

Четвертым, самостоятельным, урегулированным этапом уголовного процесса является исполнение наказания (карательный этап). Здесь уже речь идет не о подсудимом, потому что он находится в статусе приговоренного, что еще в большей степени делает его беззащитным и подчиненным. В карательном учреждении он живет по строгому режиму, изредка общаясь со своим адвокатом, если он у него есть. Презумпция невиновности в данном случае уже не функционирует, ведь приговор по отношению к нему имеет законную силу и возможность его пересмотра почти нереальна, перед судьей, исполняющим наказание, состязательный принцип тоже не осуществляется в полной мере. В роли "защитника" прав заключенного, как ни парадоксально, может выступать страж законности - прокурор, выдвинувший предложение о его наказании. В ежедневной, извне никем не контролируемой практике карательного учреждения поэтому встречается бесчисленное количество форм легального и нелегального насилия, применяемого в ущерб заключенному*(9).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.