Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Примеры конфликтов затрат в функциональных подсистемах



Учебное пособие

 

 

Волгоград 2012

УДК (075,8)33

Рецензенты: Хoлопенкова Т.Я., Беляев М.К.

 

Молодоженова В.Н., Остапенко Т.П.

Основы логистики и управления цепями поставок: Учеб. пособие / ВолгГТУ, Волгoград, 2012. - 70 с.

JSBN

 

Изложены современная концепция и задачи логистики и управления

цепями поставок. Описаны методы, обеспечивающие повышение эффективности хозяйственной деятельности за счет рациональной организации материальных потоков. Подробно рассматриваются основные логистические системы – информационная, закупочная, производственная, распределительная, транспортная, запасов, складирования.

Предназначено для студентов с целью изучения курса "Основы логистики и управления цепями поставок", а также для выполнения курсовых и дипломных работ.

 

 

Ил. 16 Табл. 6 Библиогр.: 16 назв.

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Волгоградского государственного технического университета

 

 

ã Волгоградский

государственный

JSBN
технический

университет, 2012

 

     
Оглавление

Введение

I. Концепция логистики

II. Методы и модели управления логистическими процессами

III. Закупочная логистика

3.1 Анализ, определение потребности и расчета количества заказываемых материалов

3.2 Выбор метода закупок

3.3 Закупки и организация собственного производства

3.4 Выбор поставщика

3.5 Служба закупки на предприятии

IV. Производственная логистика

4.1. Толкающие системы управления материальными потоками

4.2. Тянущие системы управления материальными потоками

V. Распределительная логистика

5.1. Логистические каналы и логистические цепи

5.2. Выбор канала распределения

VI. Транспортная логистика

6.1. Выбор вида и типа транспортного средства

6.2. План перевозок

VII. Логистика запасов

7.1. Новые методы управления запасами

7.2. Нормирование запасов

7.3. Система управления запасами

7.3.1. Система с фиксированным размером заказа

7.3.2. Система с фиксированной периодичностью заказа

7.3.3. Прочие системы управления запасами

7.3.3.1. Система с установленной периодичностью пополнения запасов до установленного уровня

7.3.3.2. Система "минимум-максимум"

7.3.3.3. Модель производственного заказа

7.3.3.4. Модели с дисконтируемым количеством

7.3.3.5. Вероятностная модель с постоянным текущим временем

7.3.3.6. Предельный анализ

VIII. Логистика складирования

8.1. Выбор способа владения складом

8.2. Определение оптимального количества складов

8.3. Логистический процесс на складе

8.4. Выбор системы складирования

Библиографический список

RE@CTOR hACkeD:)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Интерес к логистике в промышленно развитых странах связан с причиной экономического характера. В условиях, когда рост объемов производства и расширение внутринациональных и мирохозяйственных связей привели к увеличению издержек сферы обращения, внимание предпринимателей сконцентрировалось на поиске новых форм оптимизации рыночной деятельности и сокращения затрат в данной сфере. Кроме того, развитие логистики помимо стремления фирм к сокращению временных и денежных затрат, связанных с товародвижением, определили и следующие два фактора: усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качественным характеристикам процесса распределения; создание гибких производственных систем.

Объектом изучения новой научной и учебной дисциплины «Основы логистики и управления цепями поставок» являются материальные и связанные с ними информационные потоки. Актуальность дисциплины и резко возрастающий интерес к ее изучению обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материала проводящих систем, которые открывает использование логистического подхода. Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальных запасов, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.

 

I. КОНЦЕПЦИЯ ЛОГИСТИКИ

 

Развитие рыночных экономических отношений вызвало к жизни новое научное направление – логистику. В общем виде логистика есть наука о потоках в "больших" системах. Деятельность в области логистики многогранна. Она включает управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое. Каждая из перечисленных функций глубоко изучена и описана в соответствующей отраслевой дисциплине. Принципиальная новизна логистического подхода – органичная взаимная связь, интеграция вышеперечисленных областей в единую материалопроводящую систему. Цель логистического подхода – сквозное управление материальными потоками.

Однако в экономике логистика – это не только управление материальными потоками. Логистика обладает большими возможностями и высокой эффективностью в осуществлении предпринимательской деятельности. Поэтому определение логистики включает все многообразие ее возможных проявлений.

Логистика – это:

современная конкурентная стратегия субъектов рынка, обеспечивающая ресурсосбережение при максимизации полезности;

наука о движении материальных, информационных, финансовых, трудовых потоков в рыночной экономике;

методология управления процессом перемещения и хранения сырья и материалов, доведения их до производственного потребления и доставки готовой продукции покупателю;

организация рационального движения материальных потоков, сопутствующих информационных и финансовых потоков на всех стадиях воспроизводства (материально-техническое снабжение, производство и сбыт);

функциональный менеджмент в предпринимательской деятельности;

вид предпринимательской деятельности, специализирующейся на закупке, хранении и доставке материальных ресурсов (товаров).

Логистическая деятельность базируется на трех основах:

техника как совокупность всех технических средств, сопровождающих материальные потоки;

информация о движении материальных и нематериальных потоках в системах;

экономика предприятия и инфраструктуры.

Логистический процесс нельзя отождествлять с чисто физическим преодолением пространства. Решающее значение в логистике придается упорядоченности со временем всего производственно–распределительного цикла для обеспечения продукцией требуемого ассортимента в соответствующем количестве и соответствующего качества в тот момент, когда в ней возникает потребность. Анализируя традиционный способ управления движением ресурсов производства и потребительских благ в сфере "производство-потребление", можно легко заметить недостаток координации действий на различных его этапах. Фактически очень трудно говорить даже о последовательности этого процесса, поскольку он распадается на ряд не связанных между собой подсистем. Так, сложившийся на практике подход к организации закупок, производства и распределения является причиной несогласованности в действиях, высоких затрат и ведет к разбалансированности в системе из-за стремления к достижению частных целей отдельными подсистемами. Например, в подсистеме производства усилия традиционно направляются на минимизацию затрат изготовления единицы продукции, в подсистеме материально-технического снабжения – на минимизацию затрат торгово-закупочных операций, в подсистеме транспорта – на повышение степени использования транспортных средств и выбор наиболее экономичной транспортной технологии. Попытки стыковки этих несовпадающих целей в большинстве случаев приводят к увеличению общих издержек в процессе движения материальных потоков.

Предметом логистики является комплексное управление всеми материальными потоками в системах.

В логистике управление потоками осуществляется как на макро- , так и на микроуровне. На макроуровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, состоит из нескольких самостоятельных предприятий. Традиционно управление каждый из этих предприятий осуществляется собственником обособленно. При этом задача управления сквозным материальным потоком не ставится и не решается. Не выделяется также категория "сквозной материальный поток". В результате такие показатели этого потока, как его себестоимость, надежность поступления, качество и другие, на выходе из цепи складываются в значительной степени случайно и, как правило, далеки от оптимальных. При логистическом подходе объектом управления выступает сквозной материальный поток. При этом обособленность предприятий – звеньев материалопроводящей цепи в значительной степени преодолевается с целью согласованного управления сквозным материальным потоком. Продвижение материального потока по всей цепи начинает осуществляться с минимальными затратами.

На микроуровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, чаще всего состоит из различных служб одного предприятия. При традиционном подходе задача совершенствования сквозного материального потока внутри предприятия, как правило, не имеет приоритетного значения ни для одного из подразделений. При логистическом подходе на предприятии выделяется и получает существенные права служба, приоритетной задачей которой является управление сквозными материальными потоками, то есть потоками, которые поступают извне, проходят склады службы снабжения, производственные цеха, склады готовой продукции и затем уходят к потребителю. В результате показатели материального потока на выходе из предприятия становятся управляемыми.

Как свидетельствует мировой опыт лидерство в конкурентной борьбе приобретает сегодня тот, кто компетентен в области логистики, владеет ее методами.

Деятельность в области логистики охватывает оперативное управление и логистическую координацию.

Оперативное управление включает:

управление в подсистеме материально-технического снабжения;

управление запасами в ходе производства;

управление распределением продукции.

Логистическая координация заключается в том, что она охватывает все формы и виды деятельности предприятия.

Функциями логистической координации являются также анализ потребностей в материальных ресурсах производства, прогнозирование потребительского спроса, обработка информации о заказах и уровне потребительского спроса.

Оперативно-функциональный характер логистической деятельности предприятия представлен на рис. 1.1

Следует обратить внимание, что в сфере реальной логистики (движение готовой продукции в направлении рынка сбыта) движение готовой продукции осуществляется в одном направлении, а в сфере "логистического регулирования" (связь "производство – рынок снабжения") – в двух направлениях. Информация поступает как с рынка сбыта, так и с рынка снабжения. На основе этой информации в первую очередь формируется план логистической деятельности предприятия.

Анализируя деятельность логистических систем на предприятиях Запада и Америки, можно сделать заключение о том, что рост заинтересованности в совершенствовании процессов распределения связан, прежде всего, с причинами экономического характера. Прогресс в сфере производства, рост конкуренции на внутренних и внешних рынках – все это сказывается на сокращении прибылей предприятия.

 

 

 


Рис. 1.1 Оперативно-функциональная схема логистики

 

В условиях, когда возможности рационализации производства исчерпываются, внимание руководителей предприятий сконцентрировалось на подсистемах сбыта и материально-технического снабжения. Отечественные предприятия оказываются сейчас в несколько ином положении: возможности и резервы для рационализации производственных логистических процессов у них еще слишком велики. Поэтому при разработке логистической системы промышленных предприятий центральное место у нас занимает логистическая подсистема производства. Тем не менее, нельзя забывать о важности других подсистем, поскольку лишь оптимальное размещение партий готовой продукции в регионах сбыта, доступность ее в тот момент, когда она необходима потребителю, а также все ее компоненты, которые способствуют этому, могут дать ожидаемый результат. Из этого следует, что для предприятия-производителя комплексная организация сбыта представляет собой одну из важнейших сторон деятельности. А это, в свою очередь, является началом создания эффективных специализированных систем, обеспечивающих единство времени и места для готовой продукции и ее потенциального потребителя. Поставка готовой продукции потребителю в требуемое время, в требуемом количестве и ассортименте – это вторая сторона деятельности предприятия после непосредственно производственного процесса, причем очень важная с точки зрения совокупной деятельности предприятия и обеспечения ее устойчивости.

Следует также отметить, что затраты, возникающие в сфере снабжения и распределения, весьма велики и в некоторых случаях сравнимы с затратами в производственной сфере.

Логистическая деятельность предприятия имеет следующие аспекты:

организацию пространственного размещения производственных объектов и материальных потоков;

транспортировку грузов и подготовку к их перевозке;

организацию финансовой деятельности предприятия;

вывоз отходов на переработку;

организацию использования вторичного сырья;

создание систем связи и обработки данных;

управление процессами переработки сырья и материалов;

обеспечение согласованного снабжения;

общий контроль производства;

управление кадрами в производстве;

планирование процессов производства, снабжения и распределения;

управление маркетингом и организацией продажи продукции.

Логистическая система является важнейшей всеохватывающей системой предприятия. Она должна создаваться и управляться с точки зрения максимальной эффективности работы всего предприятия, а не максимальной эффективности отдельных подсистем.

В рамках логистической деятельности решают следующие задачи:

1) формирование оптимальной производственной программы, максимальным образом соответствующей структуре потребительского спроса, а также разработка алгоритма ее изменения при колебаниях потребительского спроса при ресурсных ограничениях;

2) оптимизация запасов на каждом уровне логистической системы;

3) оптимизация времени движения материальных и информационных потоков;

4) оптимизация общих затрат при организации и движении материальных и информационных потоков.

Функциональное деление операций в производстве определяет различные функциональные логистические подсистемы, через которые проходят в процессе движения материальные и информационные потоки с рынка закупок до рынка потребителей готовой продукции.

Первая логистическая подсистема – логистика снабжения, представляет собой процесс движения сырья, производственных и вспомогательных материалов, а также комплектующих изделий и запасных частей с рынка закупок до складов предприятия через сеть промежуточных складов поставщиков, основными задачами которых является подбор и сортировка материалов. Очевидно, что возможно движение материального потока в первой подсистеме непосредственно с рынка закупок на склады предприятия. В этой же подсистеме происходит выбор поставщика и заключение договора на поставку.

Во второй логистической подсистеме происходит движение сырья, материалов, комплектующих изделий и запасных частей со склада предприятия на производство, где они проходят все стадии производственного процесса и процессов промежуточного складирования и транспортировки до получения готовой продукции. Готовая продукция передается на оптовые склады, где завершается вторая подсистема логистического процесса, которая получила название логистики производства.

Третья подсистема представляет собой движение готовой продукции с оптовых складов через систему розничных складов к конечному потребителю. Кроме готовой продукции материальный поток здесь может состоять также из множества запасных частей, в которых у рынка есть потребность. Система логистики этой фазы получила название логистики сбыта.

Четвертая подсистема объединяет всевозможные процессы транспортной сети и включает как внутрипроизводственный, так и внепроизводственный транспорт ­­­­– это транспортная логистика.

Пятая подсистема, которая включает складские процессы, называется логистикой складского хозяйства.

Общая структура системы логистики представлена на рисунке 1.2:

 

  Система логистики  
Рынок закупок Предприятие Рынок сбыта
  Материально-техническое снабжение Производство Сбыт  
Логистика закупок (снабжения) Логистика производства Логистика распределения
    Логистика складского хозяйства    
    Логистика внутрипроизводственного транспорта    
  Логистика внепроизводственного транспорта
         

 

Рис. 1.2 Общая структура системы логистики

 

Таким образом, на основании функционального деления логистического процесса выделяются следующие функциональные логистические подсистемы: закупочная, производственная, распределительная, транспортная, запасов, складирования.


II. МЕТОДЫ И МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ

 

Материальные и соответствующие им финансовые и информационные потоки на своем пути от первичного источника сырья (рынок поставщиков) до конечного потребителя проходят различные этапы снабженческо-производственно-сбытового процесса: производственно–технологические, транспортные, погрузочно-разгрузочные, складские и так далее. Традиционный подход предполагает решение задач по управлению материальными потоками отдельно на каждом уровне. При этом каждый уровень рассматривается как закрытая система, изолированная от всех остальных технически, технологически, экономически и методологически. Управление производственно-хозяйственной и финансовой деятельностью закрытых систем осуществляется с помощью общеизвестных методов планирования и управления производственными и экономическими системами. Переход к интегрированным логистическим системам требует не только расширения методологической базы управления материальными потоками, но и модификации метода планирования и управления.

К основным методам, применяемым для решения научных и практических задач в области логистики следует отнести методы системного анализа, методы теории исследования операций, кибернетический подход и прогностику. Применение этих методов позволяет прогнозировать движение материальных, финансовых и информационных потоков, создавать интегрированные системы их управления и планирования.

В рамках логистической деятельности решаются четыре основные задачи. Специфика каждой из задач требует использования совершенно определенных методов.

В задаче оптимизации сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий связь с внешними структурами осуществляется через показатели поставщиков. Основой для решения этой задачи являются две основные системы управления запасами: система с фиксированным размером заказа и система с фиксированным интервалом между заказами.

Задачи оптимизации времени движения материальных и информационных потоков логистической системы и оптимизации общих затрат при организации и движении материальных и информационных потоков в основе своих постановок имеют транспортную задачу в ее классическом виде, модель назначений, модель выбора кратчайшего пути и другие задачи транспортного типа.

Задачу о формировании оптимальной производственной программы решают методами математического программирования. В качестве целевой функции принимают, как правило, прибыль от реализации продукции или общие суммарные затраты при производстве и реализации продукции. К основному недостатку всех существующих постановок следует отнести их недостаточную приспособленность к динамике изменения потребительского спроса.

На рисунке 2.1 представлена обобщенная классификация методов решения задач логистической деятельности.

Широкое применение в логистике находят различные методы моделирования. Моделирование основывается на подобии систем и процессов, которое может быть полным или частичным. Степень подобия логистических моделей производственно-хозяйственной деятельности является существенной характеристикой любой модели и выступает первым признаком классификации: модели делятся на изоморфные и гомоморфные (рис. 2.2)

 

 

Рис. 2.1 Классификация методов решения задач логистической деятельности

 

Изоморфные модели предполагают построение структуры, абсолютно тождественной исследуемому объекту, то есть элементам и отношениям между ними одного объекта точно соответствуют элементы и их взаимосвязи другого объекта, и наоборот.

 
 

 

 


Рис. 2.2 Классификация моделей логистической деятельности ПСС

 

Гомоморфные модели строятся на следующих предположениях:

а) каждому элементу и каждому отношению между элементами одной системы соответствуют один элемент и одно отношение другой, но не на оборот;

б) если для ряда элементов одной системы выполняется некоторое соотношение, то и для соответствующих элементов другой системы выполняется соответствующее отношение.

Можно утверждать, что практически все модели производственно-финансовой деятельности являются гомоморфными.

С точки зрения материальности модели могут быть материальными и абстрактными.

Материальные модели представляют собой воспроизведение основных геометрических, физических, динамических и функциональных характеристик изучаемого объекта.

Абстрактные модели наиболее часто используются в логистике. Они подразделяются на символические и математические. Следует отметить, что логистические системы функционируют в условиях нестабильности и неопределенности внешней инфраструктуры. При управлении материальными, финансовыми и информационными потоками должно учитываться большое количество факторов, многие из которых носят случайный характер. В этом случае очень удобно использовать имитационное моделирование, тем более что компьютеризация охватывает на сегодняшний день практически все отрасли производства и процессы управления. Однако имитационное моделирование имеет ряд существенных недостатков, которые необходимо учитывать:

1. Исследования с помощью этого метода обходятся дорого, так как для построения модели и экспериментирования на ней необходим высококвалифицированный специалист-программист; необходимо большое количество машинного времени, поскольку метод основывается на статистических испытаниях и требует многочисленных прогонов программ; модели разрабатываются для конкретных условий и, как правило, не тиражируются.

2. Велика возможность ложной имитации. Процессы в логистических системах носят вероятностный характер и поддаются моделированию только при введении определенного рода допущений. Например, разрабатывая имитационную модель товароснабжения района и принимая среднюю скорость движения автомобиля на маршруте, равную 40 км/ч, мы исходим из допущения, что дорожные условия хорошие. В действительности погода может испортиться и, в результате наступившего гололеда, скорость на маршруте упадет до 25 км/ч. Реальный процесс пойдет иначе.

Поэтому необходимы методы, которые, с одной стороны, позволят объединить все составляющие процесса в единое целое, а с другой – учесть постоянные изменения, то есть неопределенность любой снабженческо-производственно-сбытовой системы. К таким методам относятся экспертные системы.

Под экспертными системами в логистике понимают специальные компьютерные программы, помогающие специалистам принимать решения, связанные с управлением материальными потоками. Экспертная система может аккумулировать знания и опыт нескольких специалистов-экспертов, работающих в разных областях. Возможность получить совет экспертов по разным вопросам посредством обращения к компьютеру позволяет квалифицированно решать сложные задачи, повышает производительность труда персонала и в то же время не требует затрат на содержание штата высокооплачиваемых специалистов. К недостаткам экспертных систем следует отнести ограниченную возможность использования "здравого смысла".

Экспертные системы применяются на различных стадиях логистического процесса, облегчая решение проблем, требующих значительного опыта и затрат времени. Например, на складе, при принятии решения о пополнении запасов, когда менеджеру необходимо оценить большой объем разнообразной информации: ожидаемые цены в разрезе закупаемых товаров, тарифы на доставку, необходимость одновременного пополнения запасов по разным позициям ассортимента и т.д. Использование здесь экспертных систем позволяет принимать не только правильные, но и быстрые решения, что зачастую не менее важно.

В качестве примера использования экспертных систем в складском хозяйстве приведем систему Inventory Management Assistant, IMA ("помощник в складском менеджменте"), разработанную для логистического отдела Военно-воздушных сил США. Отдел обслуживает свыше 19000 самолетов по всему миру. Складская система отдела содержит 916000 наименований запасных частей для самолетов. Цель создания IMA – помощь персоналу складов при решении задач, связанных с управлением запасами. Использование названной экспертной системы позволило на 8-10% повысить эффективность решения обычных проблем. Эффективность решения вопросов в сложных ситуациях выросла на 15-18%.

Методологической основой сквозного управления материальным потоком является системный подход, принцип реализации которого в концепции логистики поставлен на первое место.

Системный подход – это направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, что позволяет исследовать наблюдаемые свойства и отношения в объектах.

Системный подход означает, что каждая система является интегрированным целым даже тогда, когда она состоит из отдельных, разобщенных подсистем. Системный подход позволяет увидеть изучаемый объект как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи.

Функционирование реальных логистических систем характеризуется наличием сложных схоластических связей как внутри этих систем, так и в их отношениях с окружающей средой. В этих условиях принятие частных решений, без учета общих целей функционирования системы и предъявляемых к ней требований может оказаться недостаточным, а возможно и ошибочным.

В качестве примера обратимся к схеме движения сахарного песка от завода – изготовителя до магазинов. Допустим, что руководство завода без согласования с оптовым и розничным звеном приняло решение о внедрении мощного оборудования для фасовки сахарного песка в бумажные пакеты. Возникает вопрос: как воспримет это нововведение вся товаропроводящая система, приспособленная к транспортированию, хранению и выполнению остальных технологических операций с сахарным песком, упакованным именно в мешки? Не исключено, что в ее работе произойдет сбой.

В соответствии с требованиями системного подхода решение о фасовке сахарного песка на заводе-изготовителе должно приниматься во взаимной связи с остальными решениями, общей целью которых является оптимизация совокупного материального потока.

При формировании логистических систем должны учитываться следующие принципы системного подхода:

принцип последовательного продвижения по этапам создания системы. Соблюдение этого принципа означает, что система сначала должна исследоваться на макроуровне, то есть во взаимоотношении с окружающей средой, а затем на микроуровне, то есть внутри своей структуры;

принцип согласования информационных, надежностных, ресурсных и других характеристик проектируемых систем;

принцип отсутствия конфликтов между целями отдельных подсистем и целями всей системы.

Последовательность формирования системы при системном подходе также включает в себя несколько этапов.

Первый этап. Определяются и формулируются цели функционирования системы.

Второй этап. На основании анализа цели функционирования системы и ограничений внешней среды определяются требования, которым должна удовлетворять система.

Третий этап. На базе этих требований ориентировано формируются некоторые подсистемы.

Четвертый этап. Наиболее сложный этап синтеза системы: анализ различных вариантов, выбор подсистем, организация их в единую систему. При этом используются критерии выбора. В логистике один из основных методов синтеза систем – моделирование.

Различные подходы к организации материального потока проиллюстрируем на примере снабжения магазинов бакалейными товарами со складов оптовой базы. Участники этого процесса: оптовая база, транспортное предприятие и сеть обслуживаемых продовольственных магазинов.

Рассмотрим два варианта организации материального потока, имеющие принципиальное отличие друг от друга. Первый вариант носит традиционное название "самовывоз", второй – "централизованная доставка".

Вариант 1 (самовывоз) характеризуется следующими признаками:

отсутствует единый орган, обеспечивающий оптимальное использование транспорта. Магазины самостоятельно договариваются с транспортными организациями и, получив машину, приезжают по мере необходимости на базу за товаром;

на складах базы, на транспорте и в магазинах применяются исторически сложившиеся технологические процессы грузопереработки, не согласованные между собой. Некоторое согласование имеет место лишь в местах передачи груза;

ни оптовая база, ни магазины не предъявляют жестких требований к типам используемого транспорта – главное вывезти товар;

отсутствует необходимость использования строго определенных видов тары;

возможно, что в ряде магазинов не созданы условия для беспрепятственного подъезда транспорта, быстрой разгрузки и приемки товара.

Анализ характерных признаков "самовывоза" показывает, что у участников логистического процесса отсутствует единая цель – рациональная организация совокупного материального потока. Каждый из участников организует материальный поток лишь в пределах участка своей непосредственной деятельности.

Очевидно, что здесь имеет место классический способ формирования системы, обеспечивающей прохождение совокупного материального потока. Действительно, мы видим здесь три, самостоятельно сформированные подсистемы: обеспечивающую прохождение материального потока на складах оптовой базы, обеспечивающую его обработку на транспорте, обеспечивающую его обработку в магазинах.

Эти подсистемы соединены между собой в значительной степени механически. Несмотря на это, в целом они образуют работоспособную систему, обеспечивающую прохождение совокупного материального потока по всей цепи.

Вариант 2 (централизованная доставка) характеризуется следующими признаками:

участники логистического процесса создают единый орган, цель которого – оптимизация именно совокупного материального потока. Например, в потребительском союзе для организации централизованной доставки создается рабочая группа, в состав которой входят директора автотранспортных, оптовых и розничных предприятий. Организационное руководство рабочей группой возлагается на заместителя председателя правления потребсоюза;

исторически сложившиеся технологические процессы на предприятиях участниках логистического процесса корректируются в соответствии с требованиями оптимальной организации именно совокупного материального потока;

разрабатываются схемы завоза товаров в магазин, определяются рациональные размеры партий поставок и частота завоза;

разрабатываются оптимальные маршруты и графики завоза товаров в магазины;

создается парк специализированных автомобилей, а также выполняется ряд других мероприятий, позволяющих оптимизировать совокупный материальный поток.

Анализ характерных признаков второго варианта организации материального потока показывает, что для централизованной доставки товаров участники логистического процесса задаются общей целью формирования логистической системы, обеспечивающей рациональную организацию совокупного материального потока. Изучаются требования, которым система должна удовлетворять. Формируются варианты ее организации, из которых по специальным критериям отбирается лучший. Таким образом, второй вариант является примером системного подхода к формированию логистической системы, обеспечивающей прохождение совокупного материального потока по цепи.

Не останавливаясь на доказательстве, отметим, что второй вариант организации материального потока, то есть системный подход к товароснабжению розничной торговой сети, позволяет:

повысить степень использования материально-технической базы, в том числе транспорта, складских и торговых площадей;

оптимизировать товарные запасы у всех участников логистического процесса;

повысить качество и уровень логистического сервиса;

оптимизировать размеры партий товаров.

Итак, концепция построения логистических систем включает в себя четыре ключевых направления исследования при создании систем подобного рода:

1) создание логистических систем на основе системного подхода;

2) учет общих затрат при создании логистических систем;

3) обеспечение необходимого уровня сервиса потребительского спроса в рамках логистической системы;

4) определение эффективности логистической системы.

Эффективность функционирования логистической системы значительно зависит от возникающих в ней затрат и правильности их планирования.

При определении затрат необходимо учитывать, с одной стороны, движение и взаимовлияние потоков внутри предприятия и, с другой стороны, правила взаимообмена потоками предприятия со структурами, определяемыми как поставщики финансовых ресурсов (банки, рынок ценных бумаг, федеральный и местные бюджеты), а также с поставщиками сырьевых и производственных ресурсов и потребителями готовой продукции.

Основная сложность при планировании затрат по критерию их минимизации заключается в существовании многочисленных затратных конфликтов. В таблице 2.1 показан конфликт целей с точки зрения минимизации затрат. Эти конфликтующие цели необходимо стыковать по каждому параметру.

Таблица 2.1

Примеры конфликтов затрат в функциональных подсистемах

 

Уменьшение затрат в подсистемах по функциям ведет к увеличению затрат в подсистемах по функциям
Удовлетворение изменений потребительского спроса ßà Транспорт
Закупки ßà Состояние складских запасов
Обеспечение сервиса потребительского спроса ßà Количество внешних складов
Складские запасы ßà Производство
Транспорт ßà Складские запасы
Упаковка ßà Транспорт (повреждения продукции при транспортировке)

 

С точки зрения формализованной постановки необходимо найти значение параметра Х, при котором функция суммарных затрат принимала бы минимальное значение; здесь fi – функция затрат i-гo вида; n – количество видов рассматриваемых затрат. Таким образом, решают следущее уравнение относительно Х:

При этом необходимо учитывать параметры финансовых потоков, поступающих от внешних структур.

Эффективность системы зависит от затрат и доходов, возникающих в ней. Поэтому решение задачи минимизации общих затрат и стыковка локальных являются необходимым, но не достаточным условием для определения эффективности функционирования системы и разработки мероприятий по ее увеличению. Следует также решать задачу по увеличению доходов системы.

Реализация цели по увеличению доходов системы может быть осуществлена при постоянном выполнении требований потребительского рынка. Создание такой возможности связано с решением двух комплексов задач в рамках логистической системы:

1) оптимизация уровня сервисного обслуживания продукции;

2) формирование оптимальной производственной программы предприятия, максимальным образом соответствующей структуре потребительского спроса, а также разработка алгоритма ее изменения при колебаниях потребительского спроса.


III. ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА

Закупочная логистика – это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.

Деятельность службы снабжения предприятия может быть рассмотрена на трех уровнях, так как она одновременно является:

элементом, обеспечивающим связи и реализацию целей макрологистической системы, в которую входит предприятие;

элементом микрологистической системы, то есть одним из подразделений предприятия, обеспечивающим реализацию целей этого предприятия;

самостоятельной системой, имеющей элементы, структуру и самостоятельные цели.

Рассмотрим цели функционирования службы снабжения на каждом из выделенных уровней:

1. Как элемент макрологистической системы служба снабжения устанавливает хозяйственные связи с поставщиками, согласовывая технические и экономические вопросы, связанные с поставкой товаров. Работая в контакте со службами сбыта поставщика и транспортными организациями, служба снабжения обеспечивает «ввязывание» предприятия в макрологистическую систему. Идея логистики – получение дополнительной прибыли от согласованности действий всех участников, требует, чтобы персонал службы снабжения добивался реализации целей собственного предприятия не как изолированного объекта, а как звена всей логистической макросистемы. Это означает, что служба снабжения, работая на собственное предприятие, в то же время должна преследовать цель повышения эффективности функционирования всей макрологистической системы. Собственное предприятие при таком подходе рассматривается как элемент всей макрологистической системы: улучшается положение всей системы – улучшается положение предприятия, как ее элемента.

2. Служба снабжения должна органически вписываться в микрологистическую систему, обеспечивающую прохождение материального потока в цепи снабжение – производство – сбыт. Обеспечение высокой степени согласованности действий по управлению материальными потоками между службой снабжения и службами производства и сбыта является задачей логистической организации предприятия в целом. Современные системы организации производства и материально-технического обеспечения обеспечивают возможность согласования и оперативной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев в масштабе предприятия с учетом постоянных изменений в реальном масштабе времени.

Цепь снабжение – производство – сбыт должна строиться на основе современной концепции маркетинга, то есть вначале должна разрабатываться стратегия сбыта, затем, исходя из нее – стратегия развития производства и уже затем – стратегия снабжения производства.

Эффективность функционирования службы снабжения, возможность реализации перечисленных целей как на уровне предприятия, так и на уровне макрологистики в существенной степени зависит от системной организации самой службы снабжения.

В закупочной логистике решаются следующие задачи:

анализ и определение потребности, расчет количества заказываемых материалов;

определение метода закупок;

согласованность цены и заключение договора;

установление наблюдения за количеством, качеством и сроками поставок;

организация размещения товаров на складе.

 

3.1 Анализ, определение потребности и расчеты количества

заказываемых материалов

 

В процессе планирования закупок необходимо определить, какие материалы требуются; количество материалов; время, когда они понадобятся; выбор поставщиков; требуемые площади складских помещений; издержки на закупки; возможности организации производства некоторых деталей на своем предприятии.

При этом стремятся обеспечить точное соответствие между количеством поставок и потребностями в них (избыток или недостаточное количество поставляемых товарно-материальных ресурсов негативно влияет на баланс оборотных фондов и устойчивость выпуска продукции и, кроме того, может вызвать дополнительные расходы при восстановлении балансового оптимума).

Успешное осуществление закупок предполагает наличие обширной информации о рынках, где они осуществляются. Информация должна отражать современный анализ рынка («моментальный снимок»), динамику изменения конъюнктуры рынка, прогнозы изменения рынка. Количество материалов, дата начала поставок и продолжительность периода их поступления зависят от производственных программ компании, которые, в свою очередь, определяются результатами изучения рынков сбыта.

Существует множество методик определения того, сколько необходимо закупать материалов для производства продукции и с какой периодичностью они должны поступать от поставщиков. Потребность в материалах можно рассчитать, рассматривая определенную программу производства конечного продукта. В этом случае речь идет о зависимом спросе, который рассчитывается при помощи методики MRP-1 (планирование потребности в материалах).

Существуют различные методики определения необходимого для закупки количества материалов и периодичность их поставки.

В настоящее время широко используется методика MRP-1. Исходной позицией данной методики является предсказуемый или известный спрос на конечную продукцию. Сборка конечной продукции из закупаемых и производимых самостоятельно материалов фиксируется в списках. При этом должно быть известно время поставок материалов и время производства их на собственном предприятии.

Исходя из времени поставок конечного продукта потребителю определяют брутто – потребность в поставляемых и производимых самостоятельно материалах.

Брутто–потребность переводится затем в нетто–потребность, при этом учитывают: наличный запас, плюс уже заказанные материалы и запланированное собственное производство, минус уже предназначенный для предшествующей продукции заказ.

На основании данных расчета определяют время выполнения заказа. Это время с момента подачи заказа до момента поставки продукции.

Преимущество применения методики планирования потребности в материалах заключается в том, за закупки и производство планируются исходя из потребностей в конечном продукте.

В логистике используются также другие методы определения потребности в материалах: детерминированный – когда известны период выполнения заказа и потребность в материалах по количеству и срокам; статистический – когда основой для расчета являются математико-статистические методы, дающие ожидаемую потребность; эвристический – когда потребность определяется на основе личного опыта и интуиции работников.

Все применяемые методы имеют преимущества и недостатки с точки зрения стоимости услуг и затрат времени. Выбор конкретного методы зависит от характера заказываемых материалов, наличия и вида складов, системы контроля за состоянием запасов, профиля фирмы.

 

3.2 Выбор метода закупок

 

Наиболее часто используются следующие методы закупок: оптовые закупки, регулярные закупки мелкими партиями, ежедневные (ежемесячные) по котировочным ведомостям, получение товара по мере необходимости, закупка товара с немедленной сдачей.

Рассмотрим эти методы.

Оптовые закупки. Метод предполагает поставку товаров большой партией за один раз. Преимущества: простота оформления документов; гарантия поставки всей партией, повышенные торговые скидки.

Недостатки: большая потребность в складских помещениях; замедление оборачиваемости капитала.

Регулярные закупки мелкими партиями. В этом случае покупатель заказывает необходимое количество товаров, которое поставляется ему партиями в течение определенного периода. Преимущества: ускоряется оборачиваемость капитала; меньше требуется складских помещений; сокращаются затраты на оформление поставок, так оформляется только заказ на всю партию. Недостатки: возможность заказа избыточного количества; необходимость оплаты сразу всего заказа.

Ежедневные (ежемесячные) закупки по котировочным ведомостям. Этот метод широко используется там, где закупаются дешевые и быстро используемые товары. Котировочные ведомости составляются ежедневно (ежемесячно) и включают: полный перечень товаров; количество товара, имеющегося на складе; требуемое количество товара. Преимущества: ускорение оборачиваемости капитала; снижение затрат на складирование и хранение; своевременность поставок.

Получение товара по мере необходимости. Этот метод имеет следующие особенности: количество товара определяется приблизительно; поставщики перед выполнением каждого заказа обязательно связываются с покупателем; оплачивается только поставленное количество товара; по истечению срока контракта заказчик не обязан принимать и оплачивать товары, которые еще только должны быть поставлены. Преимущества: отсутствие твердых обязательств по покупке определенного количества товара, ускорение оборота капитала.

Закупка товара с немедленной сдачей. Метод состоит в том, что товар заказывается тогда, когда он требуется, и выводится сразу же со склада поставщика. Применяется для покупки нечасто используемых товаров.

 

 

3.3 Закупки и организация собственного производства

 

Существует два способа удовлетворения потребности предприятия в материалах, комплектующих изделиях и деталях. Первый – закупка, второй – собственное производство.

Решение задачи "сделать или купить" зависит от ряда внешних факторов и от условий на самом предприятии.

Значимым внешним фактором является степень развития логистики в экономике. Самостоятельное производство полуфабрикатов и комплектующих снижает зависимость от колебаний рыночной конъюнктуры. Предприятие, в известных пределах, может устойчиво работать вне зависимости от складывающейся на рынке ситуации.

В то же время производитель, который специализируется на выпуске комплектующих, обеспечит более высокое их качество и низкую себестоимость. Поэтому, отказываясь от собственного производства и принимая решение "купить", предприятие получает возможность поднять качество и снизить себестоимость, однако попадает при этом в зависимость от окружающей среды. Риск потерь, обусловленных ростом зависимости, будет тем ниже, чем выше надежность поставок и чем более развиты в экономике логистические связи.

Вне зависимости от ситуации во внешней среде, на самих предприятиях могут действовать факторы, обусловливающие отказ от собственного производства.

Решение в пользу закупок должно быть принято, если:

потребность в комплектующем изделии невелика;

отсутствуют необходимые для производства комплектующих изделий свободные мощности;

отсутствуют кадры необходимой квалификации.

Решение против закупок принимается, если:

потребность в комплектующих стабильна и достаточно велика;

комплектующее изделие может быть изготовлено на имеющемся оборудовании.

Для принятия окончательного решения необходимо также сопоставить затраты на закупку и на собственное производство.

Затраты на закупку определяются ценой поставщика. При этом также учитываются затраты: на заказ; транспортировку, страховку, упаковку; складирование; обработку (переработку); персонал, связанный с закупками.

Затраты на производство состоят из стоимости сырья, энергии, рабочей силы, хранения и накладных расходов.

Сравнив затраты на закупку с собственными затратами на производство, можно принять решение.

 

3.4 Выбор поставщика

 

После того, как решена задача "делать или покупать", и предприятие определило, какие материалы и комплектующие закупать, осуществляется выбор поставщика.

Процедура получения и оценки предложений от потенциальных поставщиков может быть осуществлена по двум вариантам:

1) конкурсные торги (тендеры);

2) письменные переговоры между поставщиком и потребителем.

Тендеры – распространенная форма поиска потенциальных поставщиков, используемая в случаях, когда предполагается закупить материалы и комплектующие на большую денежную сумму или предполагается наладить долгосрочные связи между поставщиком и потребителем.

Тендеры выгодны как поставщику, так и потребителю. Поставщик получает точное представление об условиях работы с потребителем. Потребитель выбирает наилучшего во всех отношениях поставщика.

Проведение тендера включает следующие этапы:

1) рекламу;

2) разработку тендерной документации;

3) публикацию тендерной документации;

4) приемку и вскрытие тендерных предложений;

5) оценку тендерных предложений;

6) подтверждение квалификации участников торгов;

7) предложение и присуждение контракта.

Тендерная документация имеет большой объем. Она инструктирует участников торгов о процедуре торгов, дает описание закупаемых товаров, устанавливает критерии оценки предложений и определяет условия будущего контракта.

Оценка тендерных предложений ведется в строгом соответствии с разработанными критериями. Члены тендерного комитета, проводящие оценку тендерных предложений, рассматривают только те предложения, которые отвечают требованиям, изложенным в тендерной документации. Они не имеют права вести какие-либо переговоры с участниками торгов.

Тендерный комитет составляет отчет об оценке тендерных предложений, в котором указываются обоснованные причины отклонения предложения и даются рекомендации по присуждению контракта.

Победителем торгов признается участник, представивший отвечающее квалификационным требованиям тендерное предложение, которое является наиболее выгодным для потребителя.

Другой вариант получения предложения от поставщика – письменные переговоры. При этом инициатива вступления в переговоры может исходить либо от продавца товара, либо от покупателя.

В первом случае продавец рассылает потенциальным покупателям своей продукции предложения (или оферты). В отличие от тендеров, где формы предложений строго определены, оферты в случае письменных переговоров могут иметь различную форму и содержание. Обычно они включают следующие реквизиты: наименование, количество и качество товара; цену; условия и срок поставки; условия платежа; характеристику тары и упаковки; порядок приемки – сдачи.

Оферты могут быть твердыми и свободными. Твердая оферта направляется только одному покупателю с указанием срока действия оферты, в течение которого продавец не может изменить свои условия. Неполучение ответа в течение этого срока равноценно отказу покупателя от поставки и освобождает продавца от сделанного предложения. Если покупатель принимает предложение, то он направляет продавцу в пределах срока действия оферты подтверждение о принятии предложения. Продавцу могут быть направлены также и контрусловия Если контрагентам не удается придти к соглашению в течение срока действия предложения, то переговоры продолжаются без учета условий продавца, взятых им по твердой оферте. Твердые оферты высылаются, как правило, традиционным партнерам.

Свободная оферта не включает в себя никаких обязательств продавца по отношению к покупателю. Она может высылаться неограниченному числу потенциальных покупателей.

При втором способе организации письменных переговоров покупатель рассылает потенциальным поставщикам коммерческое письмо, главной целью которого является получение оферты. В этом письме указываются все необходимые реквизиты (наименование, количество, качество, условия и сроки поставки товара и прочее), кроме цены, которая появится в ответном предложении.

Если потенциальный покупатель обращается к своим постоянным партнерам, то вместо коммерческого письма может быть выслан заказ.

Оценка предложений, поступивших к потенциальному потребителю, может вестись разными способами.

Чаще всего основными критериями для отбора предложений является высшее качество в сочетании с минимальной ценой и надежностью поставки.

К другим критериям, принимаемым во внимание при выборе поставщика, относят следующие:

удаленность поставщика от покупателя;

сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

наличие резервных мощностей;

условия платежа;

способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования;

возможность внеплановых поставок;

финансовое состояние поставщика и др.

В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений.

На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам. Для этого разрабатывается специальная шкала оценок, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика.

Пример расчета рейтинга поставщика приведен в таблице 3.1. Перечень и значимость критериев выбора поставщика устанавливается экспертным путем сотрудниками службы снабжения. Например, если нужно закупить товар, дефицит которого недопустим, на первое место будет поставлен критерий надежности. Пример расчета рейтинга поставщика приведен в таблице 3.1.

Таблица 3.1

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.