Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методические рекомендации к написанию рефератов



Предлагаемые методические рекомендации предназначены для преподавателей и студентов с целью дать им практические и методические советы по подготовке реферата и указать основные требования, предъявляемые к работе.

Важной формой приобщения студентов к самостоятельной творческой работе является написание ими рефератов.

Реферат – это краткое изложение основных положений книги, учения, научной проблемы в письменном виде или в форме публичного доклада, написанное по определённым источникам.
Наиболее существенным в подготовке реферата представляется самостоятельность работы студентов с определённым кругом источников, возможность выбора ими одной из альтернативных точек зрения по рассматриваемому вопросу.

Этапы подготовки и написания реферата

1 Выбор темы. В начале учебного года или семестра преподаватель проводит среди студентов распределение тем рефератов и определяет сроки их защиты. У каждого студента должно быть достаточно времени, чтобы собрать литературу, продумать план, написать, а затем усовершенствовать первоначальный вариант работы.
Тематика реферата определяется в соответствии с учебной программой, с учётом интересов и склонностей студентов. Так создаётся возможность расширить материал важнейших тем курса и увязать его с современными потребностями.
Выбор одинаковых тем рефератов двумя или несколькими студентами одной и той же группы не рекомендуется.

2 Составление библиографии и изучение литературы. Чтобы отобрать необходимую для написания реферата литературу, студенту нужно самостоятельно или вместе с преподавателем составить предварительный план реферата. В плане определяются основные направления развития поставленной проблемы и структура будущей работы. План способствует целенаправленной деятельности, защищает от нерациональной траты времени.
Затем студент вместе с преподавателем начинает работать над каталогомдля получения представления о предметном и систематическом каталогах и подбора библиографии к теме. Можно также пользоваться помещенной в книгах библиографией.
После этого студент приступает к изучению подобранной литературы. Это могут быть монография, статьи, брошюры, материалы периодической печати.

Изучая литературу, студент должен усвоить научные понятия, термины, научиться отбирать нужные тезисы, факты, цифры и другие материалы. Для удобства в работе они записываются на отдельных карточках.

Обычно достаточно познакомиться с 2-3 работами, чтобы составить своё мнение по выбранной теме, составить план и приступить к написанию реферата.

Написание реферата

Структура реферата включает в себя вводную часть, основную часть, заключение, приложения и список использованной литературы.

В вводной части следует раскрыть цели и задачи, стоящие перед автором, дать общую характеристику использованным источникам.

В основной части рассматриваются вопросы, раскрывающие поставленную проблему. Если при подборе материала студент сталкивается с тем, что в литературе нет единой точки зрения на рассматриваемую проблему, то нужно привести основные, наиболее интересные точки зрения разных авторов и дать им свою оценку, что повышает ценность реферата.

Статистический, цифровой материал должен обосновывать и иллюстрировать мнения и выводы автора. Не следует перегружать реферат цифрами, статистическими выкладками (при необходимости их можно поместить в приложении), так как это отвлекает от возможности понять основные узлы темы и связь между ними.
В заключении должны быть аргументированные, т.е. обоснованные выводы, а также показано, насколько решены поставленные задачи.

При написании реферата и оформлении его необходимо знать ряд обязательных требований:
-объём- 6-12 страниц

-ясность и грамотность изложения

-логичность в подаче материала

-соблюдение абзацев

-цитатный материал имеет точные указания на источник в подстрочных сносках (фамилия, инициалы автора, название работы, место и год издания; для журнала – номер и год издания)
-точное цитирование, все цитаты заключаются в кавычки, при цитировании можно опустить одно или несколько слов, заменив их многоточием, если при этом не нарушается общий смысл высказывания

-соблюдение единства условных обозначений и допускаемых сокращений слов

-список использованной литературы приводится в следующей последовательности:

*специальная литература (список располагается в алфавитном порядке, по фамилиям авторов)

*учебная литература

*периодическая печать.

 

Методические рекомендации по написанию эссе


Построение эссе - это ответ на вопрос или раскрытие темы, которое основано на

классической системе доказательств.

Структура эссе.

1.Титульный лист (заполняется по единой форме, см. приложение 1);

2.Введение - суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования.

При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?»,«Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?»,« Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?». Например, при работе над темой «Экономика России времен Петра I: традиционная или командная» в качестве подтемы можно сформулировать следующий вопрос: «Какие признаки были характерны для экономики того периода?».
3. Основная часть - теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса.

Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность. Поэтому важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необходимо обосновать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую аргументацию/анализ. Там, где это необходимо, в качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы.

В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий:
Причина — следствие, общее — особенное, форма — содержание, часть — целое, Постоянство — изменчивость.

В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным материалом. Следовательно, наполняя содержанием разделы аргументацией (соответствующей подзаголовкам), необходимо в пределах параграфа ограничить себя рассмотрением одной главной мысли.
Хорошо проверенный (и для большинства — совершено необходимый) способ построения любого эссе — использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения: это помогает посмотреть на то, что предполагается сделать (и ответить на вопрос, хорош ли замысел). Такой подход поможет следовать точно определенной цели в данном исследовании. Эффективное использование подзаголовков - не только обозначение основных пунктов, которые необходимо осветить. Их последовательность может также свидетельствовать о наличии или отсутствии логичности в освещении темы.

4. Заключение - обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение. Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение (импликацию) исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.