История Казахстана XX столетия по насыщенности событийным материалом, а главное по брутальности идеологического насилия и попыткам освободиться от него, представляет собой один из основных разделов отечественного летописания. В историческом плане - это, прежде всего, описание невиданного по долговременности эксперимента над человеческим естеством, а также оптимальной казахстанской модели выхода из этого состояния на уровень национально-государственного суверенитета. С другой стороны, отечественная историография (советского времени), строго детерминированная в советско-марксистских схемах, не в состоянии дать адекватной мировоззренческой картины в соответствии с уровнем развития науки, поскольку она сама по себе являлась особым научно-политическим феноменом, вписанным в систему тоталитарного государства и приспособленным к обслуживанию его идейно-политических потребностей. В первую очередь, это касается методологических подходов в толковании этапов советизации и модернизации на фоне возникших за последние десятилетия историософских направлений («информационного» (А.Тоффлер), «технотронного» (З.Бжезинский), «научно-рационалистического» (Ю.Хабермас), «технико-информационного» (Дж.Мартин, Т.Сувер), «цивилизационно конфликтного» (С.Хантингтон) и т. д.).
Магистральными линиями в подготовке учебного материала по истории Казахстана в XX веке могли бы послужить следующие последовательные этапы развития республики:
1. Национальная политика большевизма.
2. Казахская национальная идея и рост национального самосознания в условиях тоталитаризма.
Процессы деэтнизации в условиях социализма.
Попытки создания советской цивилизации. Распад СССР: новые альтернативы. В целом, за 70-летний период развития народы СССР приобрели трагическое знание тоталитарного опыта. В этом отношении как для России и других республик важно понять не только сущность большевизма, но и глубинные источники угнетения как гарантии того, что развивающиеся ныне суверенные государства в своем развитии пойдет по пути реальной демократии.
Одной из актуальных проблем фундаментальной исторической науки выступают теоретико-методологические проблемы исторического познания становления и развития государственной независимости Казахстана. В данном аспекте задача состоит не в том, чтобы дать простой фактологический анализ распада империи и возникновения на ее месте малых государств с идентичной предопределенностью судеб. Феномен Казахстана в том и состоит, что вопреки ожиданиям глубокого экономического коллапса и, как следствие, внутренней детонации полиэтнического социума, страна сумела бескровно и почти без всплесков гражданского неповиновения пройти труднопреодолимый путь признания государства в международном сообществе как равноправного члена. Даже тот короткий отрезок времени, за который республика состоялась как суверенное государство, лишний раз свидетельствует о том, что, c одной стороны, происходит осмысление истории как единого всемирного процесса, а с другой - все более подчеркивается локальность всякого исторического знания.
К настоящему времени остро назрела необходимость наполнения содержания казахстанской модели развития в период независимости реальным научно-историческим знанием, которое состояло бы в установлении главных причин и факторов успешности преодоления постимперского этапа и выхода Казахстана на магистраль хозяйственной и идейно-культурной самодостаточности. В ряду приоритетных задач можно выделить следующие:
- унитарный характер государственного строительства как гаранта целостности страны;
- формирование казахстанского социума не как новой этнической общности, а как общности граждан разных национальностей на основе их гражданского самоопределения;
- модернизация народнохозяйственного и социокультурного комплексов;
- обусловленность проведения поэтапных политических реформ по фарватеру экономического благоприятствования;
- становление Казахстана как реально действующего фактора на международной арене.
Не секрет, что по данным направлениям, равно как и по другим аспектам новейшей истории отечества ведется ожесточенная борьба мировоззрений не только среди радетелей и недоброжелателей, но и между настоящими патриотами страны. Во многом это обусловлено фрагментированным историческим знанием о недавнем прошлом. Поэтому задача официальной исторической науки видится в создании целостной картины отечественной истории во всем ее многообразии. При этом необходимо выявление структурных моментов развития казахстанского общества. Это позволит представить историю как особую сферу, наделенную своей бытийной спецификой, а с другой - показать ее упорядоченность и, соответственно, изобразить ее как нечто понятное и рациональное.
В настоящее время подобный концептуальный анализ объективного исторического процесса невозможен без учета общемировой тенденции интернационализации всех сторон жизни. Для Казахстана в данном случае он обуславливается сопряжением двух составляющих: движения в сторону глобализации и приверженности Республики Казахстан идеям нового евразийства. Историческая наука в этом отношении уже сыграла важную роль в качестве мобилизующего общественное сознание фактора. Особенность момента состояла в том, что на вызовы современности по унификации социокультурных процессов она предложила парадигму вхождения в будущее общечеловеческой цивилизации на основе сохранения имманентных черт и национальной самобытности. Одновременно она выступила против цивилизационного противостояния Востока и Запада, континентализма и атлантизма.
В данном контексте задача историков состоит в модернизации этих двух понятий от уровня некоей «мессианской роли» и «особого мироощущения» до понятных всем сентенций полицентрического мира. В пространственно-временном измерении это означает, что глобализация в историческом измерении коррелирует не с новыми империями и мировыми жандармами, а с сухопутными торговыми маршрутами по странам-сателлитам Великого Шелкового пути, не с хронологией и картографией завоевательных походов, а с кросс-культурным взаимообогащением и культивацией общемировых гражданских ценностей. Методологические подходы здесь далеко не беспроблемны, особенно в вопросе о взаимоотношениях между восточной и западной цивилизациями. Роль историков в данном случае - найти точки соприкосновения между социально-культурными реалиями, геополитическими интересами и современными ценностно-нормативными приоритетами на основе истории народов евразийского субконтинента. При этом следует учитывать и тот факт, что эскалация национальных и этнических проблем во многом явилась реакцией на тенденции нарастающей унификации духовной и материальной культуры в условиях глобализации. Историческая наука Казахстана в этом отношении может не противопоставить себя западной техногенной цивилизации, а выступить ее равным партнером, продолжая вносить, но уже в более интенсивном режиме, в копилку мировых ценностей веками копившийся духовно-культурный потенциал общежития и толерантности. Обуславливается это тем, что в глобальном знании не может быть объекта без субъекта познания и что целостность мира, человечества предполагает в своей основе взаимозависимость образов и сущностей этой целостности.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ВВЕДЕНИЕ В «ИСТОРИЮ КАЗАХСТАНА»
Предмет, цели и задачи курса «История Казахстана». Современное понимание учебной дисциплины «История Казахстана». История, личность, государство. История и цивилизация. Функции и принципы Отечественной истории. История Казахстана в контексте всемирной истории. Приоритеты национальной истории. «Концепция становления исторического сознания в РК»(1995 г.).
Периодизация истории Казахстана. Основные методы изучения истории Казахстана. Новые концептуальные подходы в изучении истории Отечества.
Источники и литература по дисциплине «История Казахстана». Особенности изучения Отечественной истории. Актуализация проблем национальной истории Казахстана на современном этапе.
БЛОК 1. КАЗАХСТАН В ЭПОХУ ДРЕВНОСТИ
Древнейшая история Казахстана
Палеолит (древнекаменный век)
Происхождение человека (антропогенез). Основные антропологические находки на территории Африки и Азии. Природные условия Казахстана и среда обитания древних гоминид. Археологическая периодизация и хронология каменного века. История изучения палеолита Казахстана. Работы Каратауского отряда в Южном Казахстане под руководством Х.А. Алпысбаева. Открытие памятников нижнего палеолита. Значение работ А.Г.Медоева в Западном Казахстане и в Северном Прибалхашье. Исследования в Центральном Казахстане М.Н.Клапчука и В.СВолошина. Результаты работ палеолитического отряда Шульбинской археологической экспедиции и экспедиции по изучению памятников каменного века Казахстана под руководством Ж.К.Таймагамбетова.
Новейшие открытия памятников палеолита совместной Казахско-Российской комплексной археологической экспедиции в Казахстане (1992-2002 гг.). Стратифицированные памятники Кошкурган, Шоктас и др.
Мезолит (среднекаменный век)
Переход от плейстоцена к голоцену. Отступление ледников. Мезолитические памятники Южного Казахстана. Характеристика материальной культуры. Подтверждение археологическими источниками изменения хозяйства под влиянием природных условий и орудий труда. Появление лука со стрелами в быту. Каменные орудия труда: микролиты и макролиты. Памятники побережья рек Тобол, Нура, Иртыш. Различия в орудиях труда. Историческое место мезолита.
Неолит (новокаменный век)
Общая характеристика неолита. "Неолитическая революция". Переход от присваивающих к производящим формам хозяйства. Зарождение животноводства и земледелия. Неолитические стоянки Казахстана. Пещерная стоянка Караунгур. Технология обработки камня и изготовления керамики.
Кельтеминарская культура на территории Западного Казахстана. Атбасарская культура Центрального Казахстана. Маханджарская культура Тургайской ложбины.
Многообразие неолитического искусства: орнаменты глиняной посуды, наскальные рисунки и др. Развитие матриархально-родового общества.
Энеолит (медно-каменный век)
Появление медных орудий, существовавших наряду с каменными орудиями труда. Распространение мотыжного земледелия и пастушеского скотоводства. Энеолит Урало-Иртышского междуречья. Ботайская культура. Материальная культура. Характер поселений и жилищ. Хозяйство. Погребальный обряд. Энеолитические" памятники Мангыстау. Способы изготовления глиняной посуды. Взаимодействие культур с культурами сопредельных территорий.
Древность на территории Казахстана
Эпоха бронзы (XVIII-IX вв. до н.э.)
Общая характеристика и периодизация эпохи бронзы. Развитие скотоводства: пастушеское скотоводство, отгонно-пастбищное скотоводство, переход к кочевому скотоводству. Патриархат. Имущественное неравенство, появление отдельной семьи. Развитие этических общностей.
Андроновская и Бегазы-Дандыбаевская культура на территории Казахстана. Домашние промыслы, жилищное хозяйство, религия и искусство. Археологические памятники (поселения, могильники, рудники, петроглифы): Тасты-Булак, Атасу, Таутары, Тамгалы-тас и др. Типология артефактов. Территория распространения памятников. Керамика. Высокий уровень бронзолитейного производства. Выделение специалистов-ремесленников. Появление гончарного круга. Обряд погребения. Протогорода Ботай, Токсамбай.
Ранние государственные образования
Саки. Эпоха раннего железа. Повсеместный переход к кочевому скотоводству. Великая степь Евразии и скифо-сакская общность. Саки и савроматы на территории Казахстана. История казахской государственности и сакское государственное образование. Сакская письменность - важный атрибут государственности. Развитое искусство, мифология и религия. Высокий уровень военной организации. Земледелие, ремесло, торговля. Селения и городища. Связи с Ассирией, Мидией, Парфией, Ираном.
Усуни и кангюи. Преемниками историко-культурного наследия саков стали усуни и кангюи, а савраматов - сарматы. Государство усуней в Жетысу, государство кангюев на Сырдарье. Военная система. Родоплеменная структура - основа военной и государственной организации. Политические и этнокультурные связи усуней и кангюев с Китаем, гуннами, государствами Средней Азии.
Гунны. Первая кочевая империя в Центральной Азии (ІІІ в. до н.э. -1 в. н.э.). Миграция гунских племен на запад. Создание гуннами в Восточном и Центральном Казахстане государства Юебань (ІІ-V вв. н.э.). Правящая династия. Иерархия родов и племен. Сакральная власть правителя. Десятичная система военной организации. Скотоводство, земледелие, ремесло. Письменность и города. Поклонение Тенгри.