Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБКИ КАЗАХСТАН



КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. АЛЬ-ФАРАБИ

 

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА

 

 

АЛМАТЫ, 2013

 

 

ТИПОВАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

Объем 3 кредита (135 часов)

Авторы: академик HAH РК, доктор исторических наук, профессор Кумеков Б.Е. доктор исторических наук Абылхожин Ж.Б. кандидат исторических наук Жумабекова Ж.Ж. доктор исторических наук, профессор Кан Г.В. кандидат исторических наук, доцент Мажитов С.Ф. . v доктор исторических наук, профессор Таймагамбетов Ж.К. доктор педагогических наук, профессор Турлугул Т.Т. кандидат исторических наук, доцент Ускембаев К.С.

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Главная проблема в данном разделе программы - это методология изучения истории и периодизации истории Казахстана. Прежняя система подачи исторического материала нарушала целостное восприятие исторического процесса, особенно общей динамики развития государственности на территории Казахстана.

Первостепенную важность в истории имеет процесс появления собственно человека. Появление, формирование, развитие человека в различных частях света имеет много специфических черт и сходств. Первое, что отличало человека от остальной природы, - его трудовая деятельность. История человечества делится на два больших периода: первобытный мир и период функционирования сложно организованных, социально дифференцированных обществ. Первобытными называются сообщества людей, для которых характерны небольшая численность, простая организация социума, примитивный быт и культура. Условия естественной среды обитания и необходимость в самосохранении породили у первобытных людей собирательство и охоту - простейшие виды хозяйствования, основу которого составлял коллективный труд. Основным средством, обеспечивавшим такую форму трудовой деятельности людей, были каменные орудия. Они же и предоставляют базовую информацию о жизни далеких предков человечества, где Казахстан не является исключением.

Согласно тому, из чего изготавливались орудия труда, в археологии принято делить историю на три больших периода, условно называемых «веками»: каменный, бронзовый и железный. Наиболее длинный по своей временной протяженности - каменный век (2,6 млн. лет назад - 3 тыс. лет до н.э.). Бронзовый век длился 2,5 тысяч лет (3 тыс. лет до н.э. - 7 - 5 вв-.-до н.э.). Главной хозяйственной деятельностью носителей андроновской культуры стало пастушеское скотоводство. Истоки этногенеза казахского народа связаны с племенными союзами туров и ариев, первых древних насельников известных по письменным источникам на территории Казахстана. Переход к кочевому образу жизни произошел в конце II тыс. до н. э.

Эпоха раннего железа привела к повсеместному переходу к кочевому скотоводству. Великая степь Евразии была освоена скифо-сакской общностью. Преемниками историко-культурного наследия саков стали усуни и канпои, а савраматов - сарматы. Гуннская держава стала первой кочевой империей в Центральной Азии.

Тюркский каганат - первая Евразийская кочевая империя. История тюрков связана с распадом государства гуннов. Тюрки продолжили развитие гуннской государственной и культурной традиции. Казахстан находился в составе Тюркского каганата, границы которого расширились до Ирана, Северного Кавказа и Причерноморья. С этого момента вплоть до монгольского завоевания казахская государственность развивалась в лоне учитывая ее специфику, в этом направлении она решила не «прорубить окно», а найти «ключ к вратам» Азии. В свете сказанного проясняются некоторые детали внешнеполитических причин разразившейся войны между казахами и джунгарами в первой четверти ХУ1П в.

Аныракайская битва является символом окончательного наступления для Казахстана эпохи нового времени. Это была последняя яркая страница в истории двух кочевых народов Евразии перед наступательными действиями колониализма. Казахи, будучи более приспособленными к происходившим в мире новым общественно-экономическим условиям и геополитической ситуации, обратили свои взоры на будущее в сторону обновляющейся России. Для джунгаров, стремившихся сохранить единство своего государства и его политическую независимость в надежде на реванш над такими же, как и они, кочевыми казахами, история обернулась закатом. На роль реальных же устроителей и наблюдателей за последней корридой кочевников на евразийском материке история выбрала их великих соседей, которым было суждено стать могущественными империями. Дух Аныракая будет не раз обнаруживать себя в процессе противостояния казахского народа завоевателям земли предков и освободительной борьбе за сохранение ее территориальной целостности, государственности и суверенитета.

Одной из приоритетных в отечественной истории нового времени является проблема казахско-русских отношений с середины XVI в. до начала XX столетия. Предшествующая историография этой проблемы претерпела различного рода оценки, начиная со ставшего классическим в советское время определения «присоединение» и завершая термином «вхождение». Историческим фактом является то, что Казахстан в результате сложнейших коллизий в международных отношениях потерял свою политическую независимость и государственный суверенитет.

Всемирная история распорядилась так, что начавшиеся складываться мирохозяйственные связи и расширяющийся мировой рынок поставили человечество перед фактом стремления отдельных мировых государств держать пульс торговых путей, что в свою очередь вызвало их соперничество за торговое, военное и промышленное преобладание в мире. В этих условиях по- иному складывается судьба стран Центральной Азии. Казахстан с его цветущей степной цивилизацией, истоки которой восходят к колыбели общего прошлого человечества, становится объектом внешней политики сопредельных великих соседей. Россия, ставшая централизованным государством с утвердившейся абсолютной монархией, имея опыт дипломатического подчинения азиатских народов и военных экспедиций, направляет свои взоры на казахские земли, которые должны будут стать «ключом и вратами ко всем азиатским странам и землям».

Приоритетным для 4-го блока «Казахстан в новое время» является следующий круг проблем:

- Периодизация истории Казахстана в новое время.

- Эволюция теоретико-методологических подходов в изучении истории Казахстана нового времени.

Историография узловых проблем истории Казахстана в новое время.

Основные источники по новой истории Казахстана, их специфика.

Особенности социально-экономического и политического развития Казахстана.

Трансформация казахской кочевой общины и менталитета казахов в новое время. Казахстан в системе международных отношений в Центральной Азии в новое время. Казахстан и Россия в условиях единого потока колониализма. Казахстан - колония Российской империи. Народно-освободительное движение казахского народа в новое время как единый процесс.

Эволюция идеи суверенитета и государственной независимости Казахстана в условиях нового времени. Этнические процессы и демографическая ситуация в Казахстане в XVIII-начале XX вв. Религиозный фактор в общественной жизни Казахстана в XVIII-начале XX вв. Конфессиональная политика царизма в Казахстане.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.