Изучение экономико-математического моделирования начинается с освоения следующих понятий: цель, управление, показатель, критерий эффективности, ресурсы, план, система, связи, метод, модель, экономико-математическая модель.
Затем переходят к освоению математических средств модельного описания; вариантов изображения экономико-математических моделей.
1. Вопросы для самопроверки:
1. Дайте экономическую формулировку задачи торговой практики?
2. Как формулируется целевая функция задач?
3. Дайте пример проверки модели на соответствие торговой практике - адекватность; необходимость и достаточность (полноту) включение экономических показателей, факторов влияния, оценка модели.
4. Как провести оценку полученных результатов?
2. Решить задачи.
а) Торговое предприятие в течение месяца осуществляет реализацию n товарных групп j= ,каждая из которых включает r видов товара . На реализацию товаров r- го вида каждой товарной j-й группы заданы верхний и нижний пределы товарооборота. Предприятию установлен месячный план товарооборота (тыс.руб.).
Постройте экономико–математическую модель, позволяющую получить оптимальный месячный план продажи товаров ,обеспечивающий максимальную прибыль П при следующих условиях:
- площадь торговых залов на единицу товарооборота в натуральном выражении при реализации r вида товара из j-й группы;
S – производственная площадь торгового предприятия, ;
- месячный фонд времени работы продавцов квалификации l, l= , чел.-ч;
-норматив товарооборота на группы продавцов квалификации l при реализации r- го вида товара из j-й группы в единицу времени;
- торговая прибыль от продажи единицы r- го вида товара из j-й группы, руб.;
- средняя розничная цена r- го вида товара из j-й группы, руб.;
- месячный лимит статьи h издержек обращения, h= , руб.;
- расходы по статье h издержек обращения на 1 тыс. руб. товарооборота по реализации r- го вида товара из j-й группы, руб.;
- плановый объем товарооборота.
б) Постройте экономико-математическую модель оптимизации плана хозяйственной деятельности предприятия розничной торговли, определите объем продажи товаров по каждой товарной группе, обеспечивающий максимум прибыли П при заданной величине товарооборота c учетом следующих данных:
n – количество товарных групп;
j – номер товарной группы, j= ;
- средняя розничная цена единицы товара j-й группы, руб.;
- объем продажи j-й товарной группы, руб.;
- плановый объем товарооборота;
- уровень издержек обращения , % к товарообороту j – й товарной группы;
- уровень торговой скидки, % к товарообороту j- й товарной группы;
S – полезная площадь торговых залов, ;
- полезная площадь отдела, в котором продаются товары j- й товарной группы, ;
- норматив товарооборота j- й товарной группы на 1 площади залов, руб./ ;
- рабочее время продавцов квалификации l, l= ;
- норматив товарооборота по j- й товарной группе на группу продавцов квалификации l в единицу времени, руб./ч;
- издержки обращения по статье h, руб.;
- плановый норматив издержек обращения по статье h, руб.;
h – номер статьи издержек обращения, h= ( h=1 соответствует заработной плате, h=2 – транспортным расходам и т.д.);
H – количество статей издержек обращения;
- плановый уровень товарооборота j- й товарной группы.