Цель курса - освоение методологии моделирования бизнес- процессов для их анализа и оптимального управления ими.
Объектом изучения курса являются экономические механизмы управления торговых организаций и предприятий.
Предметомизучения кypca являются информационные и функциональные связи торгово-экономических систем.
В новое время экономико-математические методы завоёвывают доминирующее положение не только в экономической науке, но и в хозяйственной практике.
Предприятиям всех форм собственности, работающие в рыночной среде, имеют свободу экономического выбора. Они самостоятельно решают, что и в каком объёме производить, кому и как сбывать продукцию, куда направлять заработанные средства. В рыночной экономике предприятия являются открытыми системами, на основные параметры их деятельности значительное влияние оказывает внешняя среда: потребители, конкуренты, государство. Они должны мобильно реагировать на изменение внешней среды, разрабатывая альтернативные варианты своей деятельности. В этих условиях эффективное управление предприятием невозможно без широкого использования компьютерной техники, основанного на экономико-математических моделях и методах.
Знание экономико-математических методов и умение их использовать для решения конкретных задач является профессиональной необходимостью в настоящее время для работников управленческого аппарата фирм.
Целью учебного курса является обучение студентов методам и моделям количественного обоснования решений на каждом этапе развития финансово-коммерческих операций, ознакомление с задачами различной сложности в коммерческой сфере, которые могут быть решены более успешно на основе арсенала экономико-математических методов и моделей и использования персональных компьютеров.
Занятия предусматривают развитие у студентов экономической культуры поведения в условиях рыночной экономики. Особое внимание уделяется начальным истокам появления задач в торгово-экономической деятельности, формулировке проблем, целей, формализации содержания задач, выборы методов и моделей, построению алгоритмов построения задач и в конечном итоге формированию пакета моделей по оценке финансово-коммерческих операций.
В результате студент должен знать содержание, схемы и модели развития финансово-коммерческих операций и уметь проводить расчеты показателей операции для количественного сравнения исходов.
Методика обучения курса основана на сочетании лекций с различными формами занятий под руководством преподавателей, групповыми семинарскими занятиями по закреплению теоретических знаний и решению задач, контрольными работами в аудитории, домашними заданиями и самостоятельной работой.
Значение курса по подготовке специалистов с высшим экономическим образованием заключается, прежде всего, в том, что методы курса позволяют существенно углубить и повысить научный уровень экономического анализа и планирования.
Предмет экономико-математических методов тесно связан с курсами экономики, статистики и высшей математики, поскольку методы математики в нем используются для решения экономических задач на базе учетных и отчетных данных статистики хозяйственной деятельности.
Особенностями курса является моделирование экономических задач, которое позволяет языком математических выражений и схем представить экономическую задачу в предельно краткой и ясной форме, когда путем обобщения и отвлечения от второстепенного выделяется главное.
Изучение экономико-математического моделирования начинается с освоения. следующих понятий: цель, управление, показатель, критерий эффективности, ресурсы, план, система, связи, метод, модель, экономико-математическая модель.
Затем переходят к освоению математических средств модельного описания; вариантов изображения экономико-математических моделей.
Изучение темы заканчивается освоением пяти основных этапов моделирования задач торговой практики:
Экономическая постановка задачи торговой практики.
Построение экономико-математической модели с помощью математических методов: аппроксимации, интерполяции, логарифмирования, потенцирования, наименьших квадратов, отсчета от средней, линеаризации, дифференцирования, интегрирования и др.
Анализ экономико-математической модели: проверка на соответствие торговой практике - адекватность; необходимость и достаточности (полноту) включение экономических показателей а факторов влияния, оценка модели.