Сначала на слог «ля» и одновременно прохлопает свою мелодию учитель/воспитатель/психолог, затем ее продолжит один из учеников также с отхлопыванием ритма.
Учитель может обращаться к разным ученикам с одним и тем же вопросом, ответы ребят должны быть по возможности разными.
Если ребята затрудняются с ответом, им надо помочь – развить начальную ими незавершенную интонацию ученика. Пример:
II э т а п. Импровизацию «музыкальный разговор» целесообразно продолжить.Новое заключается в том, чтобып р и д а т ь и м п р о в и з а ц и их а р а к т е р либо оживленного веселого «разговора», либо, напротив, - грустного, печального.
В первом случае, «музыкальный разговор» можно сравнить с разговором людей, которые говорят о чем-то радостном, веселом, шутливом.
Каким будет характер мелодии такого «музыкального разговора»? (мелодия быстрая, задорная).
Для начала «разговора» можно использовать, например, первые такты «Вальса шутки» Д. Шостаковича:
Прежде чем импровизировать грустный, печальный «музыкальный разговор», можно вспомнить пьесу П.И.Чайковского «Болезнь куклы», провести с детьми беседу.
Все ребята любят игрушки. Мальчикам нравятся игрушечные машинки, самолеты, ракеты, солдатики. А девочки любят куклы: они их кормят, одевают, укладывают спать. И вот однажды у одной девочки случилось несчастье: заболела ее любимая кукла. Дети вместе с девочкой очень жалели куклу и свою печаль передают в «музыкальном разговоре».
Какой должна быть мелодия такого разговора? (неторопливая, негромкая).
Разговор можно начать с интонаций, близких пьесе П.И.Чайковского «Болезнь куклы». Пример.
III э т а п.В форме «музыкального разговора» может проходить и м п р о в и з а ц и я п о м о т и в а м м у л ь т и п л и к а ц и о н н о г о ф и л ь м а «Ну, погоди!», который дети все хорошо знают. Образ веселого, находчивого зайца и неудачливого волка может лечь в основу музыкальной импровизации на тему: «Заяц и Волк». Импровизация будет проходить в в и д е п е р е к л и ч к и между этими действующими лицами.
С ребятами надо побеседовать о характере мелодии Волка и Зайца.
Мелодия Волка - довольно низкая, звучит громко, в ней хорошо использовать скачки, акценты. Мы будем исполнять ее на слог «ля».
Мелодия Зайца - задорная, более высокая, чем у Волка, звучит негромко. Мы будем исполнять ее на слоги «тра-ля-ля». Лучше если педагог продемонстрирует ребятам примеры той или иной мелодии. Пример.
В такой импровизации может участвовать несколько пар. Детей необходимо поощрять, отмечать ребят, мелодии которых наиболее удачно раскрыли характер «героев», обязательно привлекать к оценке и других детей.
IV э т а п.Импровизация усложняется п р о д о л ж и т е л ь н о с т ь ю. На следующей встрече импровизация «Заяц и Волк» продолжается, но «м у з ы к а л ь н ы й р а з г о в о р» между Зайцем и Волком будет б о л е е д л и т е л ь н ы м.
V э т а п.Одна из форм импровизации в начальной школе – с о ч и н е н и е м е л о д и й н а т е к с т ы. Содержание текста, его эмоциональный настрой лежит в ее основе.
Целесообразнее выбрать стихотворение, которое дети изучают на предметах русского языка и чтения.
Ø выразительное чтение стихотворения, обращая внимание на красоту и смысловую выразительность отдельных слов и словосочетаний.
Прослушав стих, ребята легко отхлопывают ритм стихотворения. Учитель сочиняет мелодию на первые три строчки, ребята – на последнюю строчку.
Мелодия должна быть нетрудной, но выразительной. Сочинение мелодии происходит «цепочкой», каждый ребенок пробует сочинить небольшую мелодию.
VI э т а п.Также можно использовать д о с о ч и н е н и е с т и х о т в о р е н и й и в о с п р о и з в е д е н и е «П е с е н о к п о л е с е н к а м».
VII э т а п. С о ч и н е н и е п о д г о л о с к о в к з н а к о м ы м п о п е в к а м в т р а д и ц и я х н а р о д н о г о м н о г о г о л о с н о г о х о р о в о г о т в о р ч е с т в а.
Педагог рассказывает, что народные певцы часто пели не на один, а на два, три, четыре голоса. Так песня звучала гораздо выразительнее и красивее.
Детям предлагается сочинять второй голос к знакомой песне «На зеленом лугу». Подголоском будет звучание дудочки на слог «ду» в ритме песни.
(С. 9) «Семь нот» Показ матрешек: топчется на месте.